Минпросвещения России совершенствует ФГОС среднего общего образования. 12 августа 2022 года вступил в силу Приказ № 732, который внес в образовательный стандарт очередные поправки, а с 1 сентября текущего года образовательные организации приступили к реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО. Что явилось причинами внесения изменений в стандарты и в чем их суть, разбирали учителя физики на семинаре, подготовленном ГЦРО.

13 апреля 2022 г. в рамках межрайонных методических объединений учителей физики состоялось заседание, посвященное вопросам обновленного ФГОС ООО и апробации рабочих программ. Педагоги были ознакомлены с изменениями, внесенными в действующий ФГОС, получили разъяснения, почему ФГОС обновленный, а не новый (презентация 1).

Своим опытом участия в апробации рабочих программ по физике поделились педагоги Лысанова Т.Н., учитель СШ № 49 (Новое в примерных программах), Маркова И.А., учитель СШ № 87 (презентация «Опыт апробации…», Образец рабочей программы на основе конструктора РП), Боровкова Ю.В., заместитель директора СШ № 18 (Сравнение ФГОС на базовом и профильном уровне).

С 15 марта 2022 г. в Ярославле, как и по всей России, стартовали Всероссийские проверочные работы для учащихся 4–8 классов. В связи с этим 16 марта для учителей физики города прошел семинар «ВПР 2022 по физике. Критерии оценивания», подготовленный Городским центром развития образования.

Основные вопросы, разобранные на семинаре, посвящены разбору новых нормативных документов, регламентирующих проведение и проверку работ, и критериям оценивания отдельных заданий и работы в целом. Итоги предыдущей кампаний показали наличие проблемы в этом направлении, поэтому ей было уделено особое внимание накануне проведения и проверки ВПР.

В целях реализации дорожной карты по повышению объективности образовательных результатов различных оценочных процедур и повышения компетенций педагогических работников по вопросам оценивания ответов на задания ВПР 13 октября 2021 г. Городским центром развития образования для учителей физики города Ярославля проведен информационно-методический семинар «ВПР: система работы на уроках для повышения результативности».

В ходе встречи учителям даны разъяснения по следующим вопросам:

Нормативная база проведения ВПР,
Какие умения проверяют ВПР в 7 и 8 классах,
Как развивать эти умения на уроках физики,
Какие инструменты есть у учителя для подготовки к ВПР.

Во время групповой работы разработан чек-лист по подготовке учащихся к ВПР на уроках и обсуждены проблемы, которые необходимо осветить на заседаниях ММО и Панораме педагогического опыта, связанные с подготовкой, проведением и оцениванием ВПР.

Материалы:

Презентация семинара,
Критерии оценивания работ на уроке в соответствии с ВПР и ОГЭ,
Пример заданий формата ВПР для работы на уроке "7 класс Давление задания ВПР",
Пример контрольной работы с заданиями формата ВПР и ОГЭ "КР инерция - плотность"

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте

29 сентября 2021 г. состоялся практико-ориентированный семинар для учителей физики города «PISA -2022: подготовка к исследованию». На встрече ещё раз разъяснили понятие функциональной грамотности и направления, проверяемые в 2022 году. Учитель физики МОУ «Средняя школа № 69» Антипаева М.Н. поделилась опытом формирования естественнонаучной грамотности на уроках.

PISA – 2022: подготовка к исследованию

Формирование естественнонаучной грамотности на уроке

 

21 апреля 2021 г. для учителей физики г. Ярославля прошел вебинар, посвященный изменениям в ФПУ в 2021 г. согласно приказу № 766 от 23.12.2020. Вступил в силу новый порядок формирования Федерального перечня учебников. Есть основополагающий базовый приказ №254 от 20.04.2020 (ссылка), в который вносятся изменения, прогнозируемые ежегодно. Издательства и правообладатели будут инициировать включение или удаление из перечня тех или иных линий учебников, заявлять государственную экспертизу, вносимым учебникам, каждый год. В приказе указаны фамилии экспертов учебника и срок действия данной экспертизы. Если учебник исключается из перечня, в приказе обозначена дата срока их использования (в приказе № 766 от 23.12.2020 это 31 мая 2023 г.).

В новом приказе (№ 766 от 23.12.2020) можно встретить линейки учебников одних и тех же авторов, но разных издательств. Надо понимать, что это абсолютно разные учебники, и информацию о них смотреть на официальном сайте издательства. Так, например, учебник физики 7-9 автора Перышкина. Два издательства выпускают линии данного автора:

• Учебник физики автора А. В. Перышкин - издательство «Экзамен» http://www.examen.biz/
• Учебник «Физика» для 7-9 классов авторов И.М. Пёрышкин, А.И. Иванова - издательство «Просвещение» https://rosuchebnik.ru/kompleks/liniya-umk-peryshkina-ivanova-fizika-7-9/

Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA. На самом деле, функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

Вопросу взаимосвязи функциональной грамотности, международного исследования PISA и ФГОС, возможностей учителей по ее формированию в учебном процессе и был посвящен информационно-методический семинар «Функциональная грамотность на уроках физики», проведенный методистом МОУ «ГЦРО» 17.03.2021 для учителей физики МСО.

На информационно-методическом семинаре «Мониторинг и контроль знаний обучающихся: готовимся к ВПР и контрольной работе в 9 классе», прошедшем 3 марта 2021 г в дистанционном формате, рассмотрены вопросы, касающиеся:

  • контрольной работы по одному учебному предмету (физике) взамен отмененного ОГЭ по выбору (Письмо Рособрнадзора от 29 января 2021 года);
  • предстоящих Всероссийских проверочных работ
  • нормативные документы (Письмо Рособрнадзора от 12.02.2021 № 14-15 о проведении ВПР, Приказ Рособрнадзора о ВПР 119_110221, Рособрнадзор Методические рекомендации по проведению ВПР),
  • подходы к отбору содержания,
  • структура работы,
  • кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся,
  • демоверсии работ;
  • рекомендованы материалы к использованию на уроках для формирования универсальных учебных действий и естественнонаучной грамотности (презентация)

Ст. методист Булычева И.В.

С переходом на дистанционное обучение возникли проблемы с практическими работами. Но с возвращением в школы проблема не исчезла, а, возможно, усугубилась. Согласно противоэпидемиологическим мерам, предъявляемым школам, учащиеся находятся в течение учебного дня в одном кабинете, в то время как учителя-предметники приходят к ним на свой урок. Это привело к тому, что практически исчезла возможность проводить демонстрационные опыты и фронтальные лабораторные работы. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать использование интернет-ресурсов, предлагающих видеозаписи и интерактивы физических экспериментов. Предлагаем запись вебинара, где показано и рассказано, как провести лабораторные работы с помощью компьютерных программ и интерактивных моделей! А также даются идеи для нестандартных контрольных работ. https://uchitel.club/events/filter/predmet-35-fizika/past/?ID=13262

Список ресурсов:

1. Интерактивные модели учителя Вальтер Фендта из Германии
2. Интерактивные лабораторные работы
3. Интерактивные модели университета Колорадо
4. Виртуальные лабораторные работы по физике
5. Виртуальные лабораторные работы по физике (физический практикум)
6. Интерактивные модели учителя Владимира Вашчака из Чехии
7. Виртуальная образовательная лаборатория
8. Интерактивные модели
9. Виртуальные лабораторные работы от СПбГУ
10. Виртуальное посещение ЦЕРН

Список ресурсов по астрономии:

1. WorldWide Telescope (виртуальный телескоп)
2. Сайт про космос
3. Российская астрономическая сеть
4. Новости космоса

Программы для построения электросхем:

1. ElectroM
2. Electronics workbench