Система Orphus

Яндекс.Метрика

Начальная школа. Методические материалы

Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Макет пояснительной записки к рабочей программе учителя, реализующего ФГОС

Рабочая программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся в рамках учебных предметов (2 класс)

Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся в рамках учебных предметов (3 класс). Составитель: Аракчеева С.А., методист ГЦРО, зам.директора МОУ СШИ № 6

Рабочая программа формирования ИКТ-компетентности обучающихся в рамках учебных предметов (4 класс)

Образовательные интернет-ресурсы для учителя начальной школы

http://nsc.1september.ru. Электронный журнал «Начальная школа».

http://www.4stupeni.ru/. «4 ступени» – клуб учителей начальной школы.

На сайте «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/ в рубрике «Начальная школа» вы найдете интересный материал по разделам: Уроки, Презентации, Контрольные работы, Внеклассная работа, Тесты, Планирование, Компьютерные программы.

http://www.nachalka.com/. Nachalka.comсообщество для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Учителям здесь можно пообщаться друг с другом на «нейтральной территории». «Начальная школа» свободна от начальников всех рангов и калибров, от чинов и званий, кроме одного звания – учитель.

http://metodsovet.su/. На этом сайте вы можете узнать все новости нашего школьного сообщества, получить консультацию опытных педагогов и психологов. Учителя найдут здесь полезные советы для создания интересных уроков и внеклассных занятий. Активные, творческие учителя создали этот портал для своих коллег.

http://www.uroki.net/. На страницах этого сайта Вы найдете следующую информацию: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников. http://www.uroki.net/docnach.htm. Копилка опыта учителей начальных классов.

http://www.it-n.ru/. Сеть творческих учителей.

http://rusedu.ru/. Архив учебных программ и презентаций.

http://www.develop-kinder.com/. Математика для школьников и дошкольников «Сократ».

http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/. Электронная энциклопедия «Мир вокруг нас».

http://www.tatarovo.ru/sound.html. Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое).

Готовность первоклассников к обучению в школе

На сайте Центра оценки качества образования ИСМО РАО размещены материалы для проведения стартовой диагностики «Готовность первоклассников к обучению в школе» (руководитель Г.С.Ковалева), созданные в ходе разработки системы оценки достижения требований ФГОС.

Технологическая карта

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

Примеры технологических карт
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
Пример технологической карты урока "Слова с непроизносимыми согласными"

Для создания собственного конспекта урока можно воспользоваться шаблоном Технологической карты.

Должностная инструкция

Примерная должностная инструкция учителя начальных классов (проект)

(В.С.Лазарев «Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения ФГОС…»)

Учитель должен знать:

  • требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
  • методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
  • средства обучения и их дидактические возможности;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки.

Учитель начальных классов обязан:

  • осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики требований новых ФГОС.
  • обеспечивать уровень подготовки, соответствующий требованиям новых ФГОС и нести ответственность за их реализацию не в полном объеме.
  • осуществлять поддержку и сопровождение личностного развития учащихся. Выявлять их образовательные запросы и потребности.
  • обеспечивать включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности.
  • обеспечивать соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС.

Алгоритм деятельности педагога по самообразованию

  1. Выбор методической темы (уточнение, корректировка).
  2. Прогнозирование, ожидаемый результат работы над методической темой.
  3. Планирование работы над методической темой:
  •  подбор и анализ литературы
  •  поиск и изучение передового опыта
  •  внедрение наработок в практику
  •  анализ и самооценка выполненной работы (при необходимости корректировка)
  •  презентация собственного опыта (творческие отчеты, семинары, мастер-классы, публикации).

Формы и методы обучения

Формы и методы обучения на рабочем месте

  1. Делегирование - передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы.
  2. Ротация - перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации.
  3. Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности.
  4. Обучение в группе - обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений.
  5. Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей.
  6. Обучение на собственных открытых уроках - обучение в процессе подготовки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами.
  7. Супервизии - мероприятия, проведенные учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает объективную информацию для более полного и объективного видения своей собственной деятельности.
  8. Самоанализ и самооценка – обучение в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям; проводится примерно за неделю-две до экспертной оценки.
  9. Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе методического объединения.

    Подробнее: Формы и методы обучения