На базе МДОУ «Детский сад № 78» основным мероприятием стал семинар «Наставничество в деятельности педагога ДОУ и школы. Работа с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ». На семинаре выступили 2 спикера: заведующий МДОУ «Детский сад № 78» Ткаченко Н.С. с темой «Наставничество в работе с семьями, имеющих детей с ОВЗ». Она поделилась практическими наработками по данной теме (приемы и методы, используемые при работе с родителями, принципы наставничества, этапы внедрения наставничества). Материал вызвал большой интерес, так как был познавательным и полезным для практического применения. Была также предоставлена возможность «проиграть» всевозможные ситуации, что наглядно показало всем важность рассматриваемой темы.

По теме «Наставничество в работе учителя-логопеда школы» выступала спикер мероприятия Смирнова О.Е., руководитель МО учителей-логопедов средних школ, учитель-логопед СШ № 10. Было дано много полезной информации: использование ИКТ-технологий и возможность их применения дистанционно.

Следующим мероприятием в рамках педагогического форума был семинар-практикум «Наставничество как средство формирования профессиональных компетенций молодых педагогов», проведенный Дайнеко Д.Ю., руководителем МО Ленинского района, учителем-логопедом МДОУ «Детский сад № 65». Дайнеко Д.Ю. представила индивидуальную работу с молодыми специалистами (направление работы, формы работы и специфику взаимодействия). Опыт работы с молодыми специалистами от первых дней, до получения категории. Детально разобрали основные этапы реализации, закрепили практическими инструментами и регламентами. Слушатели программы получили колоссальный набор инструментария для внедрения процесса и обучения.

На базе МДОУ «Детский сад № 10» проходила образовательная выставка «Детский сад для детей – среда возможностей». Педагоги поделились опытом работы по созданию субъектной среды для дошкольников. Вниманию гостей была представлена организация работы в центрах активности, наполнение которых стимулирует развитие разносторонних способностей детей и способствует созданию условий для свободного выбора детской деятельности. Среда динамична, изменяется в соответствии с темой проекта, выбранной самими детьми, наполнена голосом ребёнка, детскими идеями. Услышать и увидеть каждого ребёнка воспитателям помогают работающие стенды: «Здравствуй, я пришёл!», «Звезда недели», «Лучше всех», календарь добрых дел, загадка дня, дерево вопросов, детская почта, тематический алфавит, фотовыставки и выставки детских работ. В центре «Всякой всячины» дети могут найти всё, что нужно для игры. Ребёнок сам обустраивает себе пространство для игровой деятельности или демонстрации своего творчества.

В ходе образовательной выставки гости побывали не только в групповых помещениях, но и в музыкально-спортивном зале, кванториуме, где также создана субъектная среда, позволяющая проявлять ребёнку инициативу и самостоятельность.

На мероприятии наши гости были не просто зрителями, но и активными участниками. С интересом проектировали модели библиотек детского сада. Сколько интересных задумок мы услышали при представлении педагогами их разработок!

В мероприятии приняли участие 44 педагога детских садов города, которые унесли с собой целый «чемодан» идей по преобразованию развивающей среды в своих дошкольных учреждениях.

Фотографии в группе ВКонтакте

 

30 марта 2023 года на базе Технопарка Научно-методического центра сопровождения педагогических работников «Центра трансфера образовательных технологий «Новая дидактика» ЯГПУ им. К.Д. Ушинского состоялся митап муниципальной тьюторской команды «Тьюторский центр – территория непрерывности», в рамках которого членами Муниципальной тьюторской команды обсуждались вопросы планирования и организации деятельности в составе Федеральной инновационной площадки «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования». Тьютор – это наставник, партнер, обеспечивающий сопровождение индивидуального маршрута образования и развитие педагога в системе повышения квалификации.

Как обеспечить становление и закрепление в профессии молодого и будущего педагога, обеспечив ему индивидуальное сопровождение в соответствии с потребностями и особенностями образовательной организации и муниципальной системы образования, а также собственными образовательными потребностями, вместе с членами муниципальной тьюторской команды обсуждали и проектировали спикеры Лаврентьева Ирина Витальевна, координатор муниципальной тьюторской команды, заместитель директора МОУ «ГЦРО», и Тихомирова Ольга Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий, руководитель Тьюторского центра ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

Встреча получилась очень конструктивной и полезной. Спроектированы векторы и содержание сопровождения молодого педагога в соответствии с особенностями его работы и психологического климата педагогического коллектива. Принято решение продолжить тьюторские митапы для более тесного взаимодействия и обсуждения общих проблем.

Фотографии в группе ВКонтакте

В стенах ЕГФ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского провели свою встречу учителя географии.

Актуальным было выступление доктора геолого-минералогических наук Д.Н. Киселёва. Учителя из первых уст узнали о новейших достижениях и открытиях в области геологии, совершенных командой учёных, в которую входил и Дмитрий Николаевич.

Логичным продолжением было выступление учителя географии Средней школы № 15 О.Б. Краюшкиной, которая поделилась опытом, как можно увлечь географией, гуляя по улицам Ярославля.

Фотографии в группе ВКонтакте

29 марта в рамках Ярославского городского педагогического форума на базе МДОУ «Детский сад № 155» состоялся мастер-класс по теме «Наставничество как эффективный метод личностного и профессионального развития педагогов». На мероприятии был представлен опыт работы педагогов МДОУ «Детский сад № 27» и «Детский сад № 155». Спикеры Чистикова А.И., старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 155», Соколова О.В., воспитатель МДОУ «Детский сад № 155», Кузнецова О.А., старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 27», Николаева Л.Ю. воспитатель МДОУ «Детский сад № 27» познакомили участников с теорией и практикой организации наставничества в ДОУ, провели практические занятия с участниками на темы «Правополушарное рисование», «Игры на развитие межполушарного взаимодействия», организовали тренинг по эффективному общению в педагогическом коллективе.

Мероприятие прошло в дружеской, творческой атмосфере, вызвало у участников большой интерес. В связи с актуальностью темы мастер-классы были продуктивны и станут полезными в практике педагогов разных направлений деятельности.

Фотографии в группе ВКонтакте

В МОУ «Средняя школа № 43 имени А.С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка» состоялось уникальное образовательное событие – педагогический интенсив «Влюблённый в профессию учителя: от ученика педагогического класса к учителю школы».

Участниками были команды учеников школы, студентов ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, молодых педагогов и педагогов со стажем. Состоялось креативное обсуждение проблемы, как сделать так, чтобы ученик с радостью бежал в школу, с лёгкостью познавал мир и увлеченно развивался, как достичь педагогической гармонии. Очень важно, что в решение задач включились слушатели интенсива, учителя и заместители директоров общеобразовательных организаций. Не было безразличных! Команда старшеклассников продемонстрировала глубочайшее уважение к учителю, ответственность и зрелость в решении заданий. Студенты оказались перед собственным выбором и определением своего профессионального пути. Педагоги определяли пути дальнейшего развития.

Всех участников образовательной встречи объединила любовь к школе, любовь к детям, разным и интересным. Интенсив получился актуальным и современным.

Фотографии в группе ВКонтакте

Команда МДОУ № 232 представила опыт наставничества как части общей системы развития кадрового потенциала организации. В семинаре «Технологии наставничества в теории и практике работы с молодыми специалистами в ДОУ» приняли участие старшие воспитатели, педагоги-психологи, учителя-дефектологи дошкольных учреждений города.

Словами о важности возрождения наставничества в российском образовании открыла встречу Лидия Вадимовна Богомолова, методист МОУ «ГЦРО». Педагогам был задан риторический вопрос: «Кто является главным наставником для каждого из нас?» На него давно дал ответ Константин Дмитриевич Ушинский: «... русский язык...».

Команда под руководством Юлии Ивановны Турыгиной, следуя традиции, обогащает процесс наставничества современными подходами, идеями, мастерски используя опыт из сферы бизнеса. Юлия Ивановна раскрыла суть наставничества как эффективной кадровой технологии профессионального развития педагога, презентовала авторскую внутриорганизационную модель продвижения персонала.

Особый интерес у участников семинара вызвала работа «Лаборатории профессионального продвижения». Ирина Анатольевна Фураева, старший воспитатель, подробно рассказала о принципах, формах организации наставничества в многоуровневой системе Лаборатории, раскрыла основные положения андрагогики.

Работа педагогов-психологов и социальных педагогов в рамках форума завершилась интерактивной лекцией Машаровой Татьяны Викторовны, доктора педагогических наук, профессора Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования ФГОУ ВО «Московский городской педагогический университет» по теме «Опыт, проблемы и перспективы наставничества».

В ходе лекции были обозначены определение наставничества, его специфика в образовательной среде, основные формы наставничества. По каждой форме были охарактеризованы следующие этапы работы: отбор, мотивация и обучение наставников, формирование пар «наставник – наставляемый», процедура завершения взаимодействия. Татьяна Викторовна выделила типы наставничества в разных организациях, права и обязанности наставника, типичные ошибки при организации системы наставничества.

Подводя итог, лектор отметила, что наставничество может стать эффективной средой для формирования новой образовательной стратегии, направленной на развитие умений, практических навыков и метакомпетенций, необходимых для: качественной реализации кадровой политики, организационного перехода на систему профессионального и личностного самоопределения (в противовес модели передачи конкретных шаблонов), развития человеческого капитала и потенциала молодежи Российской Федерации.

Методисты отдела социально-психологического сопровождения МОУ «ГЦРО» и специалисты, присутствовавшие на лекции, выразили благодарность Татьяне Викторовне за глубокую, отлично структурированную и методически наполненную лекцию.

Фотографии в группе ВКонтакте

Молодые педагоги, устраиваясь на работу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с детьми, так и со вступлением в новую должность – педагога.

29 марта 2023 года на базе МОУ «ГЦРО» Центр дополнительного образования «Истоки» представил свой опыт работы. На обучающем семинаре «Современные формы, методы и технологии в наставничестве», молодой специалист Центра и его наставник рассказали и показали результат совместной деятельности по адаптации молодого педагога в учреждении.

Помочь молодому специалисту в адаптации, обеспечить необходимыми умениями, навыками, методической литературой - задача педагога с многолетним стажем работы. Педагог-наставник помогает начинающему педагогу планировать карьеру, приобщаться к корпоративной культуре, делится личным опытом, поддерживает эмоционально на психологическом уровне.

Представленный опыт можно и дальше транслировать на МСО как методические рекомендации.

Фотографии в группе ВКонтакте

Для учителей математики на базе ГОУ ЯО «Лицей № 86» прошел митап «Педагогические практики реализации содержания образования по математике в условиях обновленных ФГОС».

Пленарная часть: «Педагог-профессионал – детерминанта преобразований в современной школе».

Спикер: Уланова Галина Александровна, проректор ГАУ ДПО ЯО ИРО по образовательной деятельности.

Обсуждались вопросы:

• Особенности обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО;
• Федеральные основные образовательные программы (ФООП);
• Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО;
• Индивидуальный образовательный маршрут педагога как один из способов повышения образовательных результатов обучающихся.