22 марта 2022 года прошло методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. На методическом объединении по теме «Организация пространства как фактор, влияющий на ход образовательного занятия в учреждении дополнительного образования» психолог МОУ ДО «Дворец пионеров» Хаймина А.Г. представила свой опыт работы психолога для эффективной организации пространства на занятиях в учреждении дополнительного образования.

На методическом объединении участники коснулись вопросов того, что разная организация физического пространства учебного кабинета позволяет повышать эффективность решения различных образовательных задач, а незнание этих моментов может препятствовать решению образовательных, воспитательных, коммуникативных задач в педагогической деятельности. На методическом объединении был представлен опыт и возможности включения педагогов в тему эффективной организации пространства на занятиях, а также возможности повышения психологической просвещенности старшеклассников по теме влияния организации пространства на эффективность общения в рамках различных образовательных программ социально-гуманитарной направленности в УДО.

По итогам работы методического объединения можно рекомендовать следующее: учитывать практическую значимость просвещения педагогов по теме организации пространства на занятиях для более эффективного решения различных образовательных задач, при этом считать тему эффективной организации пространства общения, расширяющей представления старшеклассников и взрослых о психологических закономерностях общения и повышающей и коммуникативную компетентность.

Презентация

22 февраля 2022 года прошло методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. Темой методического объединения стало психологическое благополучие личности. Психолог МОУ ДО ЦДТ «Юность» Чиркова Г.В. представила свой опыт работы с педагогическим коллективом в направлении «Психологическое благополучие личности».

На методическом объединении обсуждались и уточнялись вопросы работы психолога по сопровождению и обеспечению психологического благополучия педагогов учреждения дополнительного образования. Участники семинара обсудили содержание понятия психологического благополучия личности. Проанализировали факторы, влияющие на психологическое благополучие педагога, как в целом, так и в частности, в сфере дополнительного образования. Психологи на практике попробовали применить приёмы, методы и упражнения для развития психологического благополучия личности, благодаря чему повысили свой уровень психологического благополучия и расширили свою методическую копилку для развивающей и профилактической работы психолога с педагогическим коллективом по поддержанию психологического благополучия педагога.

По итогам работы методического объединения в качестве рекомендаций можно отметить: признать актуальным направление работы психолога с педагогическим коллективом по профилактике, поддержанию и развитию психологического благополучия личности педагога; применять различные подходы и технологии в данной работе; использовать опыт психологической службы МОУ ДО ЦДТ «Юность» в организации психологических занятий с педагогическим коллективом в учреждении дополнительного образования.

Презентация

18 января 2022 г. состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. Темой методического объединения стал эмоциональный интеллект и работа с психологическими защитами личности. Психологи МОУ ДО ЦДТ «Горизонт» Устинова С.М. и Кирикова Е.В. представили свой опыт в форме семинара-практикума «Эмоциональный интеллект: психологические защиты».

Устинова С.М. и Кирикова Е.В. всесторонне раскрыли тему семинара: представили теоретический экскурс понятия «»Эмоциональный интеллект», обсудили с участниками методического объединения виды и особенности психологических защит личности, подтвердили теоретические данные результатами практического исследования психологических защит. В практической части семинара участники познакомились с проективной методикой «Человек под дождём», особенностями её применения и интерпретации, спецификой использования её в работе с детьми с ОВЗ и семьями, возможностями использования данной методики как с детьми, так и со взрослыми. На методическом объединении были рассмотрены как особенности диагностической, так и коррекционно-развивающей работы с психологическими защитами. Ценным было то, что участники семинара попробовали сами нарисовать, проинтерпретировать и отрефлексировать свои рисунки человека под дождем, а также определили свой уровень самоуважения с помощью опросника Розенберга. В ходе встречи психологи активно обменивались опытом и своими взглядами на рассматриваемые вопросы и ситуации из практики.

По итогам работы в качестве рекомендаций можно отметить следующее: рекомендовать проективные техники для выявления и работы с психологическими защитами, в частности рисуночную методику «Человек под дождём»; обратить внимание на важность развития эмоционального интеллекта у обучающихся и их родителей, педагогов как основы личной и социальной успешности человека.
Презентация

Информацию подготовила методист Хаймина А.Г.

21 декабря 2021 года прошло методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. На методическом объединении по теме «Готовность к школе: что должны знать родители дошкольников» психолог МОУ ДО Ярославского городского Дворца пионеров Сачкова О.В. представила свой опыт работы с родителями будущих первоклассников.

Тематика готовности ребенка к обучению в школе традиционно входит в ряд обязательных и востребованных направлений деятельности психолога. В дополнительном образовании всегда существует запрос от родителей обучающихся старшего дошкольного возраста на работу по формированию готовности ребенка к школьному обучению. В этом свете важным направлением работы психолога становится просветительская деятельность с родительским сообществом. На методическом объединении Сачкова О.В. представила свой опыт по организации такой работы. В выступлении была подчеркнута значимость проработки в просветительской работе с родителями всех составляющих готовности ребенка к школе: психологической, физиологической, социальной. Участники методического объединения познакомились с практическими приемами выявления показателей всех видов готовности к школьному обучению, с которыми можно познакомить и родителей будущих первоклассников. Обсудили возможности просветительской работы с родителями в различных форматах, в том числе дистанционном, варианты практических, интерактивных приемов работы в дистанционном режиме работы с родителями.

В качестве рекомендаций можно обозначить: использовать всесторонний подход при организации психологической работы с родителями дошкольников в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе: информировать их как о понятии и содержании психологической, так и о физиологической и социально (личностной) готовности ребенка к школе; использовать различный формат включения родителей в психологическое просвещение: дистанционный, очный, интерактивный; учитывать важность корректности и соблюдения этических норм в работе с родителями обучающихся.

Презентация

Информацию подготовила методист Хаймина А.Г.

30 ноября 2021 года прошло методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. На методическом объединении по теме «Игра «Нейтрализаторы» для профилактики буллинга у младших школьников. Особенности применения» психолог МОУ ДО КОЦ «Лад» Помогаева Л.А. представила свой опыт работы по профилактике конфликтов и буллинга в среде младших школьников.

Игра «Нейтрализаторы» была представлена Помогаевой Л.А. на городской научно-практической социально-психологической конференции «Гуманизация образования сегодня: технологии работы психолога и социального педагога», которая состоялась 23 ноября 2021 г. На методическом объединении обсуждались и уточнялись вопросы применения данной игры в сфере дополнительного образования, сложности и нюансы применения. Участники методического объединения обсудили возможности модификации игры «Нейтрализаторы» для различных целей психологического сопровождения в учреждении дополнительного образования.

По итогам работы методического объединения можно рекомендовать следующее: понимать важность и необходимость работы психолога по профилактике буллинга и деструктивных отношений в среде младших школьников; учитывать, что эффективность профилактической работы с младшими школьниками и подростками возрастает при применении новых актуальных, интерактивных форм и приемов работы, в частности игры «Нейтрализаторы» и т.п.

Информацию подготовила
методист Хаймина А.Г.

19 октября 2021 г. на заседании методического объединения педагогов-психологов учреждений дополнительного образования города на тему «Креативные характеристики личности учащихся с различной самооценкой» педагоги-психологи познакомились с результатами диссертационного исследования креативных характеристик учащихся 9 и 11 классов с различной самооценкой. Результаты и выводы исследования были представлены автором, психологом МОУ ДО «Станция туризма и экскурсий «Абрис» Москвиной Светланой Васильевной.

На семинаре были обсуждены вопросы различных проявлений креативных характеристик личности учащихся с адекватной и неадекватной самооценкой. Обозначены важные тезисы о том, что самооценка выполняет интегративную роль, связывающую творческие характеристики личности, а влияние самооценки на креативные характеристики личности значительно шире, чем обратное.

На основе выступления Москвиной С.В. (презентация) можно сформулировать рекомендации для работы практических психологов УДО:

- учитывать в психологическом сопровождении обучающихся УДО значимость самооценки в развитии креативных характеристик личности.
- опираться в коррекционно-развивающей работе на закономерность о том, что изменение представления школьника с низкой оценкой о собственной ценности (самоценности) способствует раскрытию его творческого потенциала.

Готовность к творчеству в самых разнообразных формах способствует повышению самооценки, осознанию своей значимости.

- в коррекции самооценки обучающихся с адекватной самооценкой учитывать в первую очередь такие творческие характеристики личности как: творческое мышление, стремление к сложности, воображение, любознательность.

Информацию подготовила методист А.Г. Хаймина

13 апреля 2021 г. состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля по теме «Развитие познавательных способностей у детей 1-2 класса». На методическом объединении выступила педагог-психолог МОУ ДО Станция туризма «Абрис» Емельянова С.С.

На семинаре психологи познакомились с авторской программой развивающих занятий с обучающимися 1-2 класса. С.С. Емельянова представила основные цели и задачи программы, логику построения программы, обозначила основные и вариативные направления работы. В презентационном режиме были раскрыты вопросы конкретных упражнений и материалов к занятиям, диагностических методик. Результаты реализации программы свидетельствуют о её эффективности. По итогам работы методического объединения можно рекомендовать: считать эффективным подход к организации развивающих занятия для детей 1-2 класса с применением упражнений на межполушарное взаимодействие, саморегуляцию и нейродинамику; учитывать фактор включения родителей в развивающую работу как фактор повышения её эффективности.

16 марта 2021 г. состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля по теме «Использование детско-родительских занятий и тренингов с дошкольниками как форма работы с семьей психолога учреждения дополнительного образования». На методическом объединении выступила психолог МОУ ДО Центр детского творчества «Юность» Чиркова Г.В.

На семинаре психологи познакомились с авторской программой работы психолога с семьей обучающихся дошкольного возраста, испытывающих трудности с мотивацией к обучению. Были представлены цель, задачи и содержание такой работы психолога. Чиркова Г.В. раскрыла логику построения программы, обозначила основные блоки работы, поделилась примерами реакции родителей обучающихся на совместных детско-родительских занятиях.

Обсуждалось много организационных моментов подобной работы с семьей в учреждении дополнительного образования. По итогам работы методического объединения может быть рекомендовано: использовать детско-родительские занятия и тренинги как эффективную практику в психологической работе, позволяющую решить много задач сопровождения и коррекции; расширять работу с семьей в учреждениях дополнительного образования, обогащая её психологическими технологиями, приемами и использованием различного формата включения родителей дошкольников в работу с ними.

Презентация        Протокол

2 февраля 2021 г. прошло методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. На методическом объединении «Подход к профилактике суицидального поведения в учреждении дополнительного образования» психолог МОУ ДО Центра анимационного творчества «Перспектива» Батурина А.Е. представила свою авторскую программу по профилактике и коррекции суицидального поведения подростков «Взгляд на жизнь через объектив».

Тема профилактики суицидального поведения непроста и требует от психолога не только высокой квалификации, но и готовности работать с этой проблематикой. Программа, представленная Батуриной А.Е., призвана формировать у школьников позитивное отношение к жизни и положительную Я-концепцию с помощью мультимедийных средств и анимации.

Отклик слушателей получила организация профилактической работы с опорой на позитивное видение подростками себя и своей жизни. Совместное обсуждение вызвали возможности применения программы в учреждении дополнительного образования. В качестве рекомендаций можно обозначить: использовать большой потенциал фототерапии и анимации в работе по профилактике суицидального поведения; расширять возможности профилактической работы психолога учреждения дополнительного образования с опорой на позитивность и конструктивность образовательной среды дополнительного образования; активно использовать опыт центра анимационного творчества «Перспектива» и его психолога в организации профилактической работы с детьми.