Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, изменяется привычный  уклад жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Детский сад – это новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.  Все дети реагируют по – разному: кто – то плачет, кто-то безболезненно привыкает к изменившимся условиям.

Степень адаптации ребенка определяет его психическое  и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Наша задача: облегчить период привыкания малыша к детскому саду.

Выделяют основные особенности нормально текущего периода адаптации:

  • Нарушения настроения.

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).

  • Нарушения сна.

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22–23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).

  • Нарушения аппетита.

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к прие­му протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно­кишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).

  • Снижение иммунитета.

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

  • Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).

Адаптация бывает легкой, средней степени тяжести и тяжелой.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой -  медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Задача всех специалистов вовлечь ребенка в разные режимные моменты, эмоционально поддержать, показать положительную сторону посещения детского сада.

В период адаптации с ребенком взаимодействует не только психолог и воспитатель, но и другие специалисты: логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дефектолог. Какую роль играет на данном этапе логопед?

Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада велико. Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – это есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками и взрослыми. Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.

Игра и действие с  предметами – основные виды деятельности детей второго и третьего годов жизни. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Содержание предметной деятельности обогащает пассивный и активный словарь ребёнка названиями предметов, их качеств, свойств, но при условии, что взрослый в общении с малышом  их называет и побуждает ребёнка к повторению названий. Именно игра представляет большие возможности, для развития речи, ребёнок называет предметы, действия, обращается к игрушкам.

Главной фигурой и центром внимания для малышей всегда остаются взрослые, которые должны наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Роль логопеда на данном этапе так же очень важна. Задачами учителя-логопеда в работе с детьми раннего возраста в период адаптации являются:

- Устанавливать контакт с детьми в условиях высокого эмоционального комфорта;

- Стимулировать речевую активность ребёнка;

- Уменьшать значение жестовой речи для ребёнка, если она есть;

 - Привлекать внимание ребёнка к пониманию речи взрослого, простых вопросов, инструкций;

- Начать работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, над правильным дыханием,  развитием навыков звукоразличения;

 Установить контакт с детьми и стимулировать речевую активность ребёнка помогают различные игры с использованием игрушки:

Например такая игра как игра с собачкой.

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Мы собачку приглашаем

С нею дружно поиграем.

Собачка "здоровается" с каждым малышом, а малыш произносит своё имя;

Собачка "просит" детей показать глазки, носик, ручки, похлопать в ладоши, "спрятаться"(закрыть ладошками глазки) и т.д.

Также можно использовать  различные потешки. Потешки   доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм. Чтение потешки создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Особенно радует ребенка, когда педагог, читая текст, называет его имя.

Например:

Киска, киска, киска, брысь!

на дорожку не садись:

Наша деточка (Танечка, Сашенька, Оленька ...) пойдёт,

Через киску упадёт.

 В это же время мы начинаем работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, развитием  слухового внимания

(навыков звукоразличения), работаем над правильным дыханием.

Артикуляционная гимнастика в этот период проводится со всеми детьми без зеркал и направлена на развитие подвижности языка, губ, щёк, нижней челюсти. При выполнении упражнений используются яркие картинки и игрушки. Можно использовать следующие упражнения: «Птенцы», «Улыбка», «Хоботок»  «Котенок лакает молоко»,   «Хомячок»,  «Качели»,  «Часики»,  «Вкусный мед»,  «Иголочка», «Лопатка». Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания.  В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани, а, кроме того, в работу включаются и легкие, и диафрагма, и правильное дыхание.

  • А – а!

Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой!

А – а… .!

  • У – у! – сказала, ежась, Зина.

Ну, зимой и холодина!

Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «у – у – у! »

  • Вот гогочут громко гуси

В огороде у бабуси: га – га – га, га – га – га!

  • «Муууу, молока кому? »
  • «Ко – ко – ко, не ходите далеко! »

Ит.д.

При формировании навыков различения  звуков,  издаваемых за ширмой, используем различные звучащие игрушки и другие предметы с разными шумами.(Например: колокольчик, резиновая игрушка, погремушка, счётные палочки, шуршание бумаги) и т.д.

Прежде чем издавать звуки за ширмой, мы знакомим детей с тем, какой предмет или  игрушка как звучит.

      Упражнения дыхательной гимнастики развивают длительность, плавность, силу ротового выдоха, укрепляют губные мышцы. Это способствует формированию правильного речевого дыхание, которое в свою очередь является основой речи. 

Дыхательная гимнастика может включать следующие упражнения:

  1. «Ароматный цветок».

Я понюхаю цветочек -

как он пахнет хорошо,

Подарю цветочек маме и порадую её

Для этого упражнения можно представить, что перед вами цветок, а можно использовать искусственный или и настоящий цветок. Учите ребенка носом делать длительный вдох, а затем медленный плавный выдох ртом.

  1. «Осенние листочки».

 Взрослый выкладывает на столе листочки (маленькие настоящие или вырезанные из цветной бумаги) и предлагает подуть на них. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи во время вдоха.

  1. .«Снегопад».

 Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму и предлагает подуть на вату, представляя, что это снежинки. Взрослый показывает, как правильно дуть, ребёнок повторяет.

И многие другие дыхательные упражнения.

Для развития мелкой моторики можно применять следующие виды деятельности такие как:

-Массаж рук. (Можно использовать специальные массажные мячики, игрушки, прищепки или природный материал (шишки, орехи и д.т)).

-Рисование

-Застегивание и расстегивание молний и пуговиц

-Одевание и раздевание игрушек

-Пальчиковая гимнастика

-Игры с бумагой

-Игры с мелкими предметами (мозайка и т.п.)

- Игры с прищепками

Игр с прищепками  очень разнообразны.  («Прикрепить лучики  солнышку», «Иголочки  ёжику», «Хвостик  морковке» и многие другие варианты игр.)

Так же можно использовать ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.

 

«Лиса»

Хитрая плутовка, рыжая головка

Ротик открывает, зайчиков пугает.

 

«Аист»

Аист крылья расправляет,

Аист клювик раскрывает

Так же можно проводить самомассаж с помощью прищепок.

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Роль логопеда в период адаптации сложно переоценить, ведь чем раньше мы выявим проблемы в развитии ребенка (будь то речевое развитие, или психическое), тем раньше начинается процесс коррекции. Поэтому период адаптации специалисты используют для установления контакта с ребенком, для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Сложнее всего период адаптации протекает у детей с тяжелыми множественными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра. Основной особенностью является практически полная невозможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Интерес к новым предметам чрезвычайно нестойкий, сконцентрировать их внимание на чём-либо удаётся лишь на очень непродолжительное время. В плане поведения эта группа детей не является однородной.

Для одних детей характерно выраженная активность, они  расторможены, постоянно в движении, живо реагируют на новые предметы и игрушки, берут их, трясут, тянут в рот, но интерес очень быстро проходит , и ребенок переключаются на  что-то другое.

У других детей, напротив, уровень психической активности чрезвычайно низок: они заторможены, интерес к окружающему отсутствует, не реагируют на новых людей и игрушки, контакт с ними резко затруднён.

Но объединяет этих детей невозможность выполнять даже простейших целенаправленных действий. Все попытки поиграть с детьми оказываются безуспешными. Даже при жёсткой организующей помощи взрослого возможны лишь кратковременные манипуляции с предметами по подражанию.

Дети с трудом понимают обращённую к ним речь (преимущественно эта речь, подкреплённая жестом, некоторые дети вообще не реагируют на речь, не откликаются на своё имя). Собственная речь детей находится в диапазоне от полного её отсутствия до звукокомплексов. Детям хорошо знакомы лишь предметы окружающей их обстановки.

Адаптации этих категорий детей к дошкольному учреждению, происходит по-разному. Для одних детей характерна лёгкая степень адаптации, как правило это дети с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями (они не привязаны ко взрослому, который за ними ухаживают, в первую очередь для них важны естественные потребности). Если они удовлетворены в своих потребностях (в основном это еда), то они чувствуют себя комфортно. Адаптация также может носить и тяжёлый характер, чаще это свойственно детям, имеющим расстройства аутистического спектра, которые сильно привязаны к окружающей обстановке, ритуалам.

Для таких детей это тяжелый и болезненный процесс, который может сопровождаться рядом негативных проявлений в состоянии ребёнка (отказ от еды, истерики, а главное - может начаться распад уже сформированных навыков и умений).

Встречаются дети, которые поступают в дошкольное учреждение, но не могут адаптироваться, и родители принимали решение отложить посещение детского сада на неопределённый срок.

Чтобы сгладить процесс адаптации ребенка к детскому саду поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоционального контакта: «ребенок- взрослый», специально подобранные сенсорные игры с такими детьми могут дать прекрасную возможность для установления контакта с ними.

Есть существенное различие: если во время адаптационных игр для ребенка с РАС взрослого не должно быть «слишком много», педагог первое время только наблюдает за ребенком, а потом ненавязчиво подключается, то для ребёнка с умственной отсталостью наоборот, нужны чёткие правила, постоянная помощь и поддержка взрослого.

 

Требования к играм, проводимым в адаптационный период.

- игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми несколько раз в день, но недолго).

- важно использовать различные игры с водой и песком, тактильные игры, музыку, танцевальные движения и рисование, так как эти виды деятельности позволяют снять эмоциональное напряжение, снизить возбудимость, настроиться на позитивный лад.

- необходимо давать детям возможность проявлять спонтанные и естественные реакции.

Опыт коррекционной работы показывает, что работа с особыми детьми требует особого подхода, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания, интуиции.

Можно заранее составить план деятельности, но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и желаний ребёнка. Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, постараться понять, что именно он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Вся педагогическая деятельность должна проходить в атмосфере доброжелательности. Всё, что происходит, сопровождается эмоциональным комментарием – проговариванием всех действий и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.

Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей может быть совершенно разной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребёнок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному.

Адаптационный период очень важен для будущего ребенка и только от взрослых зависит, какой результат мы получим в конце: успешная адаптация или тяжелая форма дезадаптации.

Отзыв о мероприятии

Презентация

Фотографии

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter