Учителя истории и обществознания завершили Панораму педагогического опыта.

В заключение своими наработками поделилась коллеги из МОУ СШ № 55, которые 23 марта 2022 г. провели два семинара:

Тема 1 «Музей школы – территория внеурочной деятельности по истории и обществознанию» (презентация 1). Проводила Шушаричева Л.А., руководитель школьного музея;

Тема 2 «Блокада Ленинграда: на уроке и во внеурочной деятельности». Проводила Чолпан Н.П., учитель истории.

Показали возможности школьного музея в организации урочной и внеурочной деятельности.

Чолпан Н.С поделилась опытом по формированию гражданственности и патриотизма на уроках истории на примере изучения темы «Блокада Ленинграда» (презентация 2).

25 февраля 2022 г. для учителей истории и обществознания города Ярославля прошёл семинар на тему «Изменения подходов к преподаванию истории и обществознания в связи с внедрением обновленного ФГОС».

Организатор семинара Масленникова Елена Львовна, заместитель директора гимназии № 2, показала, какие изменения ждут учителя, сопоставив предыдущие и обновленные ФГОС ООО; рассказала о работе с предметными программами. Был затронут вопрос о потенциальных возможностях, заложенных в новых программах, для формирования функциональной грамотности.

Презентация

Методическая тема ГМО: Повышение качества исторического и обществоведческого образования в условиях реализации ФГОС

Цель деятельности: Повышение качества исторического и обществоведческого образования через формирование функциональной грамотности обучающихся и совершенствование оценочных процедур

Задачи деятельности:

1. включать практику образовательной деятельности по истории и обществознанию эффективные практики формирования функциональной грамотности;
2. совершенствовать оценочные процедуры в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по истории и обществознанию;
3. создавать условия для реализации предметных концепций через обеспечение учителей – предметников нормативно-правовыми и учебно-методическими материалами, регламентирующими образовательную деятельность в условиях обновления предметного содержания ФГОС;
4. активизировать эффективные формы методического сопровождения педагогов (в том числе с использованием ДОТ), особое внимание уделяя работе начинающих учителей истории и обществознания, педагогов испытывающих трудности:
- при проектировании рабочих программ;
- при организации образовательной деятельности на учебных занятиях;
- при работе с учебной документаций,
- в применении в образовательной деятельности эффективных образовательных технологий,
- в организации взаимодействия с обучающимися и родителями,
- при организации внеурочной деятельности, поддерживающей достижение планируемых результатов по предметам общественно-научной направленности,
- в организации и проведении оценочных процедур по предметам;
5. содействовать диссеминации передового педагогического опыта учителей истории и обществознания по:
- формированию функциональной грамотности обучающихся,
- организации эффективных оценочных процедур;
- успешному применению актуальных технологий и методик преподавания предметов историко-обществоведческой направленности,
- эффективных практик работы с обучающимся с особыми образовательными потребностями и одаренными детьми.

План работы городского методического объединения учителей истории и обществознания г. Ярославля в 2021/2022 учебный год

Практический семинар «Методический инструментарий учителя истории и обществознания при дистанционном обучении», который прошел в рамках Панорамы педагогического опыта. Материалы подготовил Кольцов М.Г., учитель истории МОУ СШ № 90

Методический инструментарий учителя истории в условиях дистанционного обучения. Автор – Кольцов М.Г., учитель истории

Инструментарий учителя истории и обществознания в условиях дистанта (презентация)

16 марта 2021 г. в рамках Панорамы педагогического опыта учитель истории и обществознания МОУ СШ № 27 Павлова Л.Ю. показала мастер-класс «Бинарный урок как форма рассмотрения трудных вопросов истории», в ходе которого были представлены:

  • особенности бинарного урока
  • этапы подготовки к бинарному уроку
  • тематика таких уроков из личного опыта учителя
  • преимущества бинарного урока.

Участники мастер класса задавали вопросы, большинство из которых касались особенностей подготовки к таким урокам. Было высказано пожелание: после снятия карантинных мер провести бинарный урок как открытый.

Фотографии

09.03.2021 в рамках городской панорамы педагогического опыта для учителей истории и обществознания Пожидаева М.А., учитель СШ № 39 провела практический семинар «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания».

Целью данного мероприятия являлась презентация опыта работы по формированию функциональной грамотности у школьников. Особый акцент был сделан на формирование читательской грамотности, поскольку речь шла о предметах гуманитарного цикла.

Формирование функциональной грамотности является одним из приоритетных направлений в рамках Программы по развитию образования в РФ и подлежит оцениванию в международном тестировании PISA.

Особый интерес участников семинара вызвали различные типы заданий и приемы работы, которые можно использовать на уроках по истории и обществознанию.

Пожидаева М.А. ответила на вопросы участников.

Презентация

Методическая тема на 2020/2021 уч.г.: Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие достижения качества образования и воспитания обучающихся при реализации ФГОС и задач национального проекта «Образование».

Цель деятельности городского методического объединения учителей истории и обществознания в 2020-2021 уч.г: развитие профессиональной компетентности учителей истории и обществознания в вопросах формирования функциональной грамотности и реализации компетентностного подхода как основы повышения качества образования.

Задачи ГМО:

  • ознакомление педагогов с нормативно-правовой, методической и профессиональной информацией по актуальным вопросам образования,
  • создать условия для совершенствования компетентности учителей истории и обществознания в вопросах формирования функциональной грамотности, реализации компетентностного подхода,
  • организовать обобщение и распространение положительного педагогического опыта в вопросах подготовки обучающихся к ГИА, внедрения в практику работы новых подходов к оцениванию предметных и метапредметных результатов,
  • создание условий для формирования мотивации педагогов на преобразование своей деятельности на основе выявленных профессиональных дефицитов.

Деятельность педагогов в межсекционный период в течение учебного года:

  • индивидуальные и групповые консультации по подготовке к государственной аттестации (для педагогов);
  • работа над совершенствованием системы оценки (подготовка выступлений к заседанию ГМО по данной теме);
  • формирование банка компетентностно-ориентированных заданий по истории и обществознанию;
  • освоение новых форм работы при организации дистанционного обучения;
  • индивидуальное консультирование молодых специалистов;
  • индивидуальная работа по теме самообразования.

План работы городского МО учителей истории и обществознания г. Ярославля

11 и 18 февраля 2021 г. в рамках Панорамы педагогического опыта Заволжского района были проведены два мероприятия, организаторами которых стали учителя истории МОУ «Гимназии №3» Крашенинникова Н.Б. и Синицына С.В.

Уже третий год подряд Светлана Валерьевна Синицына представляет свои разработки различного рода занятий кружка «Занимательная цивилистика». 11 февраля был проведен для учителей мастер-класс по теме «Сейчас я вашего мальчика измерять буду» Личные права и их защита», целью которого стало распространение опыта по организации занятий правового кружка для учащихся 8-9 классов. Светлана Валерьевна рассказала о своем опыте использования мультипликационных фильмов для объяснения правовых аспектов Гражданского права. Данный мастер-класс стал традиционным в рамках Панорамы опыта учителей истории и обществознания Заволжского района.

Второй опыт был представлен в выступлении Крашенинниковой Н.Б. «Использование потенциала школьного музея на уроках истории». Цель – популяризация музея истории образования конца XIX – начала XX века, который находится в МОУ «Гимназии №3», а также обобщение опыта применения возможностей музейной педагогики на уроках истории. Участникам был представлен музейный комплекс гимназии, его залы: История образования, История Ярославля, История Второй мировой войны и Выставочный зал. Наиля Батуевна представила свой опыт работы с музейными предметами на уроках истории.

Методист Пучинина Т.П.