Возможности применения электронных инструментов в музыкально-образовательном процессе
Фалетрова Ольга Михайловна,
доцент кафедры ТиММХВ ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, докторант ИПП ЯГПУ;
Курмашова Ольга Геннадьевна, учитель музыки школы №76

Образовательный стандарт определяет сложные задачи, выполнить которые традиционными методами и формами организации не представляется возможным. Разработка и освоение цифровых образовательных ресурсов составляет одно из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в стране. «Под цифровым образовательным ресурсом понимается информационный источник, содержащий графическую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, направленную на реализацию целей и задач современного образования» [1,2]. Рассмотрим возможность применения цифровых образовательных ресурсов в современном музыкальном образовании на примере музыкального синтезатора.
Использование синтезатора на уроке и во внешкольной работе методически оправдано в том случае, когда не нарушается целостность урока, его драматургия. Традиционные виды музыкальной деятельности, такие как слушание музыки, вокально-хоровое исполнительство, инструментальное музицирование, пластическое интонирование и др. обогащаются за счет введения в урок нового музыкального инструмента.
Рассмотрим эти положения на конкретных примерах из школьной практики. Так, вокально-хоровая деятельность школьников на уроке получает новый импульс благодаря использованию синтезатора в качестве аккомпанемента. Этому способствуют богатые тембровые и ритмические возможности инструмента, простота и доступность в использовании. Синтезатор может заменить традиционные фортепиано, аккордеон и баян во время концертного исполнения песни, на обобщающих уроках четверти, на уроках-концертах, внеклассных мероприятиях.
При организации слушательской деятельности на уроке музыки синтезатор может использоваться во время проведения интонационно-образного анализа музыкальных произведений. Обычно учитель показывает тему музыкального произведения на одном инструменте, чаще на фортепиано. Поэтому, узнавание тембров музыкальных инструментов, особенно группы деревянных и медных духовых, вызывает определенные трудности у школьников. Задача развития тембрового слуха учащихся сама по себе достаточно сложная. Использование синтезатора помогает решить эту задачу. Так, во время слушания симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк» все музыкальные темы – характеристики героев учитель показывает на новом инструменте, используя тембровые возможности синтезатора: тема утки – гобой, кошки – кларнет, дедушки – фагот звучат в исполнении учителя в названных тембрах на синтезаторе.
В седьмом классе школьники изучают «Болеро» М.Равеля. При подготовке слушания сложного музыкального произведения для активизации внимания школьников можно показать на синтезаторе две основные темы в исполнении гобоя, флейты, саксофона, трубы, кларнета на фоне неизменного ритма малого барабана. Учеников можно привлечь к исполнению ритмического рисунка на синтезаторе.
При знакомстве школьников с понятием «музыкальный пейзаж» так же может привлекаться синтезатор. На пример, в произведении Г.В. Свиридова «Тройка» педагог показывает главную тему в исполнении кларнета. В этой методике можно анализировать следующие музыкальные произведения: Х.Глюк, «Мелодия» (флейта), Э.Григ, «В пещере горного короля», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», «Весна. Осень» Г.В.Свиридова и другие. Использование тембровых возможностей синтезатора при интонационно-образном анализе музыки будет способствовать развитию тембрового слуха школьников.
Возможности использования синтезатора в музыкально-образовательном процессе выходят за рамки урока. Во внеклассной и внешкольной работе синтезатор необходим учителю для создания минусовых фонограмм, которые сделают современным и качественным музыкальное оформление школьных праздников, концертов и других внеклассных мероприятий. Учитель музыки может звукорежиссером школьного праздника, концерта и т.д.
Таким образом, аранжировка, оркестровка музыки, музыкально-композиционная деятельность находят свое место на уроке музыки благодаря использованию тембровых, динамических, метроритмических возможностей синтезатора. Современный кабинет музыки и школу невозможно представить без синтезатора, а современного учителя – без владения методикой его использования. В высшей школе необходимо учитывать богатые возможности применения цифровых образовательных ресурсов в современном музыкальном образовании. При подготовке учителя музыки на старших курсах целесообразно было бы вводить преподавание спецкурсов, направленных на освоение студентами новых информационно-коммуникационных технологий, в частности владение синтезатором. Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к разработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных информационно-коммуникационных технологий, направленных на развитие у учащихся творческого мышления, креативности, информационной культуры.
Литература:
1. Цифровые ресурсы в образовании, городской конференции-выставки. Ярославль, 2008.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter