22 марта 2023 года на методическом объединении педагог-психолог детского экологического центра «Родник» Огаркова Н.В. представила свой опыт по теме: «Арт-терапия в технике «Монотипия».

На семинаре Огаркова Наталья Валерьевна представила свой опыт применения в работе психолога арт-терапии и, в частности, техники монотипии. Были раскрыты сущность и виды техники «монотипия» в арт-терапевтической работе. Наталья Валерьевна рассказала о вариантах применения техники монотипии как в индивидуальной, так и в групповой работе с обучающимися, возможности использования этой техники при семейном консультировании, раскрыла любимые детьми варианты монотипии. Были обсуждены конкретные случаи из практики и эффективные пути их решения для педагога-психолога УДО.

По итогам семинара можно рекомендовать:

  • продолжать активно расширять спектр арт-терапевтических техник и приемов в работе психолога УДО;
  • учитывать преимущества и ограничения применения техники монотипии в арт-терапии;
  • продолжить самообразование по применению техники монотипии по специальной литературе и в рамках обмена опытом.

Презентация

14 февраля 2023 года на методическом объединении по теме «Развитие логического мышления и формирование математических представлений у одаренных детей 5-6 лет» психолог МОУ ДО Станция туризма и экскурсий «Абрис» Москвина С.В. представила свой опыт работы.

На семинаре Москвина Светлана Васильевна представила свои авторские наработки цикла развивающих занятий с одаренными дошкольниками, направленного на развитие у них логического мышления и формирование математических представлений. Педагог-психолог раскрыла особенности подхода к организации занятий по развитию логического мышления и формированию математических представлений у одаренных дошкольников. Широко были представлены задания и приемы по развитию логического мышления и математических представлений у одаренных детей 5-6 лет. Многие задания были авторскими, и Москвина С.В. продемонстрировала, как она придумывала их, опираясь на интересы и запросы самих обучающихся. Также участникам семинара было полезно обсудить трудности и ограничения в работе с одаренными детьми 5-6 лет, а также организационные моменты при планировании и осуществлении развивающей работы с одаренными детьми, с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыт педагога-психолога центра «Абрис» С.В. Москвиной перспективен для применения его в работе с одаренными дошкольниками, для разработки дополнительных общеразвивающих программ, для разработки индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий.

31 января 2023 года на методическом объединении по теме «Опыт работы психолога в учреждении дополнительного образования с семьями детей, стоящих на учете в КДНиЗП» психолог МОУ ДО КОЦ «Лад» Помогаева Л.А. представила свой опыт работы с данной категорией детей и их семьями.

На семинаре Помогаева Любовь Алексеевна представила сложившуюся в центре «Лад» систему работы с детьми, состоящими на учебе в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, а также с их семьями. Обозначила основные цели и направления психологического сопровождения таких детей психологом учреждения дополнительного образования. Полезным для участников методического объединения было представление необходимой документации для организации сопровождения ребенка, состоящего на учете в КДНиЗП. Были представлены виды работы психолога в зависимости от основания проведения индивидуально-профилактической работы.

Активное обсуждение вызвали вопросы межведомственного взаимодействия психолога и других специалистов, сопровождающих таких детей, а также возможные сложности организации взаимодействия с родителями детей, оказавшихся на учете. Ценным было практическое решение участниками методического объединения ситуаций-кейсов из практики сопровождения детей, состоящих на учете в КДНиЗП, центра «Лад».

В качестве результатов семинара можно рекомендовать использовать опыт психологов МОУ КОЦ «Лад» при организации работы с детьми, состоящими на учёте в КДНиЗП; тиражировать и распространять этот успешный опыт на уровне муниципальной системы образования.

Презентация

 

 

 

13 декабря 2022 года состоялся круглый стол «Актуальные диагностические инструменты в работе педагога-психолога дополнительного образования» в рамках методического объединения психологов учреждений дополнительного образования г.Ярославля. Круглый стол собрал педагогов-психологов различных учреждений дополнительного образования города. На круглом столе обсуждались актуальные для всех психологов вопросы организации грамотной и эффективной психологической диагностики.

На круглом столе были обозначены приоритетные диагностические задачи, стоящие перед психологом учреждения дополнительного образования. Соответственно, обсуждение шло в следующей логике:

  • психологические методики изучения климата в коллективе и групповых процессов, по этому вопросу представлен был различный опыт применения диагностических инструментов и мнения о том, что диагностика таких моментов должны быть комплексной, разноплановой и учитывать конкретную ситуацию,
  • психологические методики изучения способностей обучающихся, в том числе в рамках профдиагностики, психологи МОУ ДО ЦДТ «Юность» Чиркова Г.В. и МОУ ДО ЦАТ «Перспектива» Попроцкая О.А. и Кузнецова А.А. представили методику изучения профессиональных склонностей подростков и старшеклассников Г.В. Резапкиной,
  • психологические методики изучения личностных особенностей обучающихся, психолог МОУ ДО «Абрис» Москвина С.В. представила возможности применения проективной методики «Дерево» Л.П. Пономаренко, психолог МОУ ДО «Дворец пионеров» Хаймина А.Г. провела экспресс мастер-класс по методике «Ассоциативный рисуночный тест».

Круглый стол прошел в плодотворной атмосфере сотрудничества и обмена профессиональным опытом. По итогам работы круглого стола в качестве рекомендаций можно отметить: считать целесообразным применение диагностических методик по изучению склонностей и способностей обучающихся, в том числе в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; учитывать большой диагностический и прогностический потенциал проективных методов в диагностической работе психолога дополнительного образования; продолжить работу по обмену опытом в применении различных технологий в работе психолога УДО.

29 ноября 2022 г. в рамках заседания методического объединения педагогов-психологов учреждений дополнительного образования города состоялся семинар-практикум по теме «Опыт работы педагогов и психологов МОУ КОЦ «Лад» с детьми с ОВЗ». На семинаре психологи и педагоги МОУ ДО КОЦ «Лад» Помогаева Л.А., Панкратова Т.М. и Гасишвили М.А. представили опыт своего учреждения по работе с детьми с ОВЗ.

На семинаре были отражены основные шаги становления работы с детьми с ОВЗ в центре «Лад», актуальные образовательные программы для детей с ОВЗ, которые реализуются на данный момент. Описана система психологического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в МОУ КОЦ «Лад», формы и тематика внутрифирменного обучения педагогов центра «Лад», особенности сотрудничества и психологической помощи педагогам. Были представлены содержательные компоненты и особенности занятий с детьми в ОВЗ по АДОП «Мы вместе». В ходе семинара активно обсуждались трудности и перспективы организации работы с детьми с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования. На второй части семинара состоялся практический мастер-класс по работе с кинетическим песком, на котором педагог центра, работающий по программе «Мы вместе», Гасишвили М.А. показала приемы и подходы в работе с детьми с ОВЗ на занятиях пескографией. В ход семинара состоялась продуктивная для всех его участников дискуссия о целях и возможностях работы с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании. Семинар проходил в гостеприимной, теплой, дружественной атмосфере и имел большую пользу для психологов – участников методического объединения.

В качестве рекомендаций можно обозначить следующее: считать эффективным системный подход к организации развивающих занятия с детьми с ОВЗ, обеспечивающий взаимодействие педагогов, психологов, родителей и детей, и сочетающий в себе различные направления практической деятельности; учитывать фактор включения родителей в работу с детьми с ОВЗ как фактор повышения её эффективности, использовать опыт психологов МОУ КОЦ «Лад» при организации работы с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования.

Презентация

25 октября 2022 года прошло методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. На методическом объединении по теме «Работа с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования средствами песка» психолог МОУ ДО ЦВР «Глория» Пантюк А.М.. представила свой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями на занятиях.

На семинаре были раскрыты варианты организации занятий для детей с ОВЗ в рамках различных дополнительных образовательных программ в МОУ ДО ЦВР «Глория». Участники семинара активно обсуждали организационные моменты обучающих и развивающих занятий с детьми с ОВЗ, возможности привлечения детей с ОВЗ в учреждение дополнительного образования.

В качестве рекомендаций можно обозначить следующее: считать занятия с песком одним из наиболее экологичных методов при работе с детьми ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста; использовать различные подходы и варианты терапии песком при организации работы с детьми с ОВЗ; учитывать важность вариативности и индивидуализированности подхода в работе с детьми с ОВЗ.

27 сентября 2022 г. на заседании методического объединения педагогов-психологов учреждений дополнительного образования города прошло информационное совещание, которое было посвящено вопросам итогов работы психологических служб УДО и вопросам перспективного планирования деятельности работы методического объединения на предстоящий учебный год.

На совещании были отражены основные качественные и количественные показатели результативности работы психологических служб учреждений дополнительного образования города в 2021/2022 учебном году. Обсуждены основные запросы, с которыми работали психологи УДО в прошедшем учебном году. Проанализированы основные темы и запросы, в работе с которыми психологам нужна дополнительная методическая помощь и расширение профессиональной компетентности. На основании анализа деятельности психологов УДО в 2021/2022 учебном году были спланированы основные моменты деятельности методического объединения психологов УДО на 2022/2023 учебный год.

Результатом совещания стала договоренность о следующем:

- активизировать работу методического объединения психологов УДО для повышения профессиональной компетентности специалистов силами профессионального сообщества и посредством рассмотрения на методических семинарах актуальных тем и задач деятельности психологов в дополнительном образовании,
- использовать платформу Zoom и мессенджер Viber для взаимодействия, организации семинаров и обсуждения актуальных вопросов работы методического объединения, а также личные консультации с методистом ГЦРО Хайминой А.Г. для решения индивидуальных вопросов психологического сопровождения в УДО,
- считать перспективный план работы методического объединения принятым, день встреч и семинаров – вторник, время 10.00.

27 апреля 2022 г. состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля по теме «Сетевое взаимодействие в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». На методическом объединении выступила педагог-психолог МОУ ДО «Межшкольный учебный центр Кировского и Ленинского районов» Андреева О.В.

На семинаре психологи познакомились с многолетним опытом работы психологов центра по организации сетевого взаимодействия в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В ходе семинара участники еще раз актуализировали для себя цели и востребованность психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Обсудили различные формы деятельности УДО в рамках сетевого взаимодействия, в том числе опыт реализации профессиональных проб для детей разного возраста. Познакомились с возможными социальными партнерами УДО для организации сетевого взаимодействия по сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Актуальным вопросом для обсуждения психологов стали трудности и перспективы организации сетевого взаимодействия в вопросах профессионального самоопределения обучающихся.

По итогам работы методического объединения можно рекомендовать: расширять сеть социальных партнеров и формы работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в УДО, а также активизировать сетевое взаимодействие между психологическими службами учреждений дополнительного образования города для расширения возможностей отдельного учреждения и повышения эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Презентация