Актуальный педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат.
Большинство исследователей предлагают следующие критерии актуального педагогического опыта: актуальность, новизна, высокая результативность, оптимальность, научность, стабильность, возможность творческого применения. Остановимся кратко на сущности каждого критерия.
Актуальность – отражение социально-педагогической важности, значимости, для совершенствования педагогической практики педагогического опыта. Актуальный педагогический опыт должен отвечать потребностям школы, соответствовать педагогическому заказу, региональной и федеральной образовательной политике, тенденциям общественного развития.
Новизна – одна из наиболее существенных характеристик актуального педагогического опыта. Этот критерий в деятельности педагога, педагогического коллектива может проявляться в постановке целей, отборе содержания, выборе методов и средств обучения и воспитания, форм педагогического процесса.
Высокая результативность – устойчивый конечный результат учебно-воспитательной деятельности: высокое качество знаний, сформированность ключевых компетентностей, существенные изменения в общем и специальном развитии детей, социализации.
Полученные в данной практике результаты могут быть выше результатов этого же педагога, выше результатов, типичных для школы, города, региона, или максимально возможные в развитии конкретных детей данной возрастной группы.
Научность – соответствие педагогического опыта основополагающим достижениям педагогической науки, научным закономерностям, принципам, концепциям, идеям.
Стабильность – подтверждение эффективного опыта при некотором изменении условий, достижение устойчивых положительных результатов на протяжении достаточного длительного времени, с разным составом обучающихся.
Оптимальность – достижение высоких результатов при относительно экономной затрате сил и времени педагога и воспитанников.
Очевидно, что высокие результаты достигаются за счет репетиторства, перегрузки учащихся дополнительными занятиями, большим объемом трудоемких домашних заданий, когда успехи по одному учебному предмету достигаются за счет других дисциплин, но такой опыт нельзя считать актуальным.
Возможность творческого применения опыта – свойство опыта отражать рациональную идею, которая условно может быть «отделима» от создателя и воспроизведена другими педагогами в сходных условиях.
Используемая литература:
- Снаткин М.Н. Методология и методика педагогический исследований. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
- Турбовский Я.С. Обобщение педагогического опыта: теория и технология //Magister. – 1997. - №2. – С.57–68.