22 марта 2023 года состоялась очередная групповая консультация для библиотекарей ярославских школ Е.В. Бобровой, психолога областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

Мы продолжили обсуждение психологических особенностей читателей среднего школьного возраста, начатое на прошлой встрече. Не секрет, что с подростками 13-15 лет работать очень непросто и педагогам, и библиотекарям.

Елена Валентиновна подробно рассказала, что происходит с детьми в этом возрасте: именно в это время формируется самосознание, идет процесс активного познания себя, подросток ищет смысл происходящего, и ему очень важна искренность в отношениях со взрослыми. Поэтому этот период значим для формирования эмоционального интеллекта школьника, в чем существенную роль может сыграть и школьный библиотекарь. Подросток 13-15 лет - это уже осознанный читатель, который имеет свои читательские предпочтения: как правило, ему нравятся книги, помогающие понять окружающий мир и самого себя.

Библиотекарь должен знать и учитывать возрастные психологические особенности каждого школьного возраста, предлагая литературу, которая будет интересна и полезна подростку в этот сложный период взросления.

 

Книжный клуб – это хорошо известная многим библиотекарям форма работы с читателем. Но книжные клубы бывают разные как по содержанию, так и по форме. В этом убедились школьные библиотекари во время сегодняшней встречи в детской библиотеке-филиале № 13 (Лит-house).

Тему семинара модераторы мероприятия В. Гальянова и О. Баранова определили так: «Книжный клуб – зачем он нужен, как создать и какая от него польза». На все заявленные вопросы библиотекари ярославских школ получили исчерпывающие ответы, а еще обсудили, какие книги современных авторов лучше выбирать для книжного клуба, как использовать биографию автора и историю написания книги при подготовке заседаний клуба.

В финале встречи хозяева показали, как можно разнообразить и сделать более привлекательным для детей обсуждение произведения, дополнив его небольшим квизом по теме книги. В нашем случае это был квиз по книге «Время всегда хорошее» А. Жвалевского и Е. Пастернак, в который с удовольствием сыграли библиотекари ярославских школ.

Фотоальбом

Весну библиотекари ярославских школ встретили в гостях у коллег – в Областной юношеской библиотеке им. А.А. Суркова. 1 марта 2023 г. здесь состоялась групповая консультация «Развитие универсальных компетенций (soft skills). Теория и практика», которую провела В.П. Михайлова, психолог юношеской библиотеки.

Что такое универсальные компетенции и в чём разница между hard skills и soft skills, какие полушария мозга отвечают за развитие этих навыков, как идет процесс формирования нужных нам привычек, что такое эмоциональный интеллект и почему важно уметь работать в команде – все эти вопросы были рассмотрены в ходе консультации. А перейдя к практической части, психолог попросила слушателей написать не менее семи универсальных компетенций, которыми должен обладать школьный библиотекарь.

Команды, работавшие над списками, оказались единодушны, поставив на первое место дружелюбие/доброжелательность библиотекаря. С этим трудно поспорить, ведь именно открытость и доброжелательность библиотекаря, готовность выслушать и помочь привлекают в школьную библиотеку детей. А где доброе слово, там и хорошая книга.

Фотоальбом

Февраль для школьных библиотекарей Ярославля начался с посещения отдела редкой книги областной библиотеки им. Н.А. Некрасова. 1 февраля 2023 г. мы были приглашены на «обкатку» тематического занятия «Анатомия книги», которое сотрудники отдела разрабатывают для школьников среднего звена.

Из чего изготавливали бумагу на Руси в средние века, что такое филигрань и как она может помочь в определении возраста книги, какое отношение имеют к книжной обложке бинты и жуки (жуковины), какую бумагу называли мраморной, что такое ляссе? Об этом и не только рассказала Н.В. Белова, заведующая отделом. Отдельным бонусом для библиотекарей стала возможность полистать дореволюционные женские журналы, которые хранятся в редком фонде библиотеки.

Фотоальбом

20 января 2023 г. школьным библиотекарям, выпускникам курсов «Цифровые компетентности современного учителя», были вручены удостоверения об их окончании. По словам Е.К. Кравцовой, автора курса, преподавателя информатики школы № 87, методиста МОУ «ГЦРО», это первый опыт работы с группой библиотекарей.

Конечно, краткие сроки не позволили в полной мере овладеть цифровыми сервисами, позволяющими применять мультимедийный контент в ежедневной работе библиотеки, но первые навыки получены, есть включение в тему, понимание вопроса, а остальное даст практика. Но уже сегодня для выпускников курсов не составит проблемы создать квест с помощью сервиса Joyteka, тематический кроссворд в программе Online test pad или тематическую доску с помощью программы Netboard.

Фотографии

Проблему психологических особенностей читателей младшего школьного возраста обсудили библиотекари ярославских школ на групповой консультации, состоявшейся 23 ноября 2022 г. в Ярославской областной специальной библиотеке. Это была уже вторая встреча, посвященная данной теме.

Е.В. Боброва, ведущий психолог библиотеки, основное внимание уделила месту школьных библиотек в целом и школьного библиотекаря в частности в процессе формирования читательской компетентности младших школьников. Как может школьный библиотекарь помочь учителю начальных классов в этом процессе, чем должна стать библиотека для ученика начальных классов, как формировать познавательный интерес детей, развивать эмоциональный интеллект, умение анализировать прочитанное, как сделать так, чтобы плановые библиотечные мероприятия превратились в яркие, запоминающиеся события – эти и другие вопросы библиотекари обсудили в ходе живой дискуссии, получив практические советы специалиста и отклик коллег.

Знание особенностей возрастной психологии учащихся является насущной потребностью всех педагогических работников, поэтому было решено, что Е.В. Боброва в ходе новых встреч с библиотекарями ярославских школ познакомит коллег с психологическими особенностями читателей среднего и старшего школьного возраста.

 

Как создать буклук – книжный натюрморт? На этот вопрос постарались ответить школьные библиотекари на заседании своего методического объединения, которое проходило 16 ноября 2022 года на базе школы № 43 им. А.С. Пушкина.

Место проведения было выбрано не случайно: Светлана Валентиновна Абрамова, преподаватель изобразительного искусства школы, с готовностью согласилась рассказать коллегам о композиционных и цветовых принципах построения натюрмортов, а затем дать практическую консультацию по их созданию.

Закрепив полученные знания в ходе мастер-класса по созданию натюрмортов-аппликаций, библиотекари перешли к более крупной форме – построению книжных композиций. Буклук – это натюрморт, в центре которого находится книга, а различные атрибуты и элементы декора являются дополнением, помогающим передать сюжет книги.

Конкурсы книжных натюрмортов проводятся во многих школьных и публичных библиотеках страны. Ждем проведения подобных конкурсов и в школьных библиотеках Ярославля.

Фотоальбом

Что такое квиз, каковы его механики, как создать квиз и как сделать его интересным – все эти вопросы обсудили библиотекари ярославских школ на групповой консультации, которая состоялась 9 ноября 2022 г. на базе детской библиотеки – филиала № 13, сотрудники которой имеют богатый опыт по разработке и проведению интеллектуальных викторин на самые разные темы.

«Методика создания квизов» – так назвали сотрудники библиотеки Олеся Баранова и Виктория Гальянова свою презентацию, в ходе которой рассказали о нюансах проведения этой интеллектуальной игры и дали практические советы по ее созданию.

Для закрепления теоретического материала библиотекари ярославских школ разбились на группы и приняли участие в краеведческом квизе «ЯрTALKs». Победила команда, в которую входили представители школ № 83, 59, санаторной школы-интерната № 6 и гимназии № 3.

Фотоальбом

Каждый год в конце июня библиотекари школ Ярославля отправляются в путешествие по родному краю. Мы едем в гости к коллегам в близлежащие города для знакомства, профессионального общения и обмена опытом. В этом году местом проведения выездного семинара, состоявшегося 22 июня 2022 г., была выбрана гимназия им. А.Л. Кекина в Ростове Великом.

На всех участников поездки большое впечатление произвело само здание гимназии, построенное в начале прошлого века на средства ростовского купца Алексея Леонтьевича Кекина. Об истории и сегодняшней жизни гимназии подробно и увлеченно рассказали гостям две Татьяны Владимировны – Печникова, заведующая библиотекой гимназии и по совместительству преподаватель МХК, и Жданова, хранитель гимназического музея и учитель русского языка и литературы. Нам показали все: и обсерваторию, и актовый зал, где и сегодня, также как и до революции, проходят гимназические балы, и школьный музей, и библиотеку, и современный кабинет биологии, и аудиторию-амфитеатр.

Каждый год в программе нашей поездки обязательно есть историко-культурная часть: знакомство с достопримечательностями посещаемого нами города. В этот раз главные точки притяжения Ростова нам показала Т.В. Печникова. Мы полюбовались архитектурой Успенского собора и Ростовской звонницы, прогулялись по валам – остаткам голландской земляной крепости XVII века, постояли на берегу знаменитого озера Неро.

Естественно, приехав в Ростов, мы не могли не побывать в музее фабрики «Ростовская финифть». Экскурсия по экспозиции музея, посещение производства для знакомства с работой художников, а потом мастер-класс, на котором каждый смог расписать свою эмалевую пластинку и после обжига увезти домой кусочек почти ростовской финифти в исполнении ярославских библиотекарей.

Фотоальбом

18 мая 2022 г. группа библиотекарей школ Ярославля посетила культурное пространство Textil и открыла для себя новый мир: мир Ярославской Большой мануфактуры – фабрики «Красный Перекоп».

Впечатлениями от музея-фабрики, экскурсии, которую провела куратор проекта Юлия Кривцова, заслуженно получив восторженные отзывы и аплодисменты экскурсантов, делится библиотекарь школы № 48 Ю.Б. Туркина.

— Это просто грандиозно! Осознается факт: гигантская фабрика «Красный Перекоп» всегда была особым, независимым городом в городе. Фрагмент промышленной Европы с 300-летней памятью: о Петре Великом; о фабрикантах, которые могли работать на ткацком стане не хуже опытного рабочего; о ярославском Биг Бене; о первой прямой улице в Ярославле; о хлопковом снеге, который днем и ночью устилал всю округу; о четырех семьях в одной комнате, где будущий ректор Демидовского университета спал под родительской кроватью… И при этом очень многослойном «отягощении» из трех веков сам музей «Фабрика» и его создатели – блистательный кусочек вовсе не прошлого, а будущего. Это Ярославль, преображенный любовью, знанием, молодым и свежим вниманием к говорящим деталям... Обязательно расскажем нашим детям об этом месте и постараемся привести всех!