УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
В этом году наш профессиональный праздник «День учителя» отмечает своеобразный юбилей: ему исполняется 45 лет. Он был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года и в первые годы праздновался в первую среду февраля. Позднее его стали отмечать в первое воскресенье октября, а с 1994 года, с момента учреждения Всемирного дня учителя, – 5 октября. Сегодня этот праздник отмечается более чем в ста странах мира, и везде праздничные мероприятия неизменно проходят либо 5 октября, либо в дни, близкие к 5 октября. Главное, чтобы празднования не совпали с осенними каникулами в северном полушарии и с весенними каникулами – в южном. Таким образом, в статусе международного праздника День учителя (World Teaches' Day) существует лишь 16 лет, хотя общественное признание профессии учителя, педагога насчитывает тысячелетия.
Один из первых христианских богословов Климент Александрийский еще в начале I тысячелетия, раскрывая суть обучения, писал о трех ипостасях обучающего: «Увещеватель, потом Педагог и, наконец, Учитель». Первый «освобождает человека от рабства мирским обычаям, которыми мы до того довольствовались», второй, «прежде всего, занимается порядками нравственной жизни…, приглашает к исполнению обязанностей, сообщая наичистейшие понятия о нравственности…, указывает современному поколению на нравственные образы времен прошедших». Третий «душу вводит в чистый гнозис (истину), стремится давать нам знание вполне совершенное». И то, и другое, и третье Климент полагал весьма полезным, ибо первым достигалось послушание, вторым «поощрялось подражание добру, …подготавливалось полное выздоровление для истины», третьим – само освоение истины. Сегодня всё это объединилось в одной профессии. Мы и увещеваем на примерах нравственно должного поведения, воспитывая тем самым своих подопечных, и даём им образцы истинного знания, обучая. Всё это, разумеется, непросто. И потому педагогику со времен Яна Амоса Коменского принято уподоблять искусству. Конечно же, это и труд – тяжёлый, ответственный, не всегда по достоинству оцениваемый обществом, но без которого ни одно общество – от первобытного племени до современного – не могло и не может обойтись. Только благодаря каждодневному труду учителей люди могут многое: не только написать письмо, но и управлять страной. Без учителей не было бы никаких достижений, никаких открытий, можно сказать, не было бы ничего, ибо каждый человек, знаменитый и не очень, начинал свой путь в большую жизнь с первого урока и с первой учительницы, молодой и не очень, улыбчивой и строгой, под руководством которой он самостоятельно написал первые в своей жизни слова, решил первые арифметические задачи, прочитал первые книжки. Потом будут другие учителя, другие приобретаемые им в школе знания и умения, но первая учительница останется в памяти навсегда. И удивительной, не поддающейся объяснению несправедливостью остаётся в нашей образовательной практике то, что именно труд учителей начальной школы, как, впрочем, и труд воспитателей дошкольных образовательных учреждений, оценивается, если иметь в виду его оплату, как менее квалифицированный.
Но в этот праздничный день не хочется говорить о грустном. Хочется верить, что исполнится наконец пожелание одного из вождей нашего прошлого «поставить учителя на высоту, на которой он никогда прежде не стоял». Хотелось бы, чтобы это произошло как можно скорее. Ну а за учителем, в котором власть хочет видеть ключевую фигуру модернизации отечественного образования, не пропадёт. Эти вложения возвратятся сторицей на благо и общества и государства.
С праздником вас, дорогие коллеги! Счастья вам и вашим близким, крепкого здоровья и, конечно же, успехов в вашей такой непростой, но такой нужной работе!
От имени коллектива Городского центра развития образования
В.А. Шматуха, директор МОУ ГЦРО