В 2011 годуРоссийскийновыйуниверситет (РосНОУ, www.rosnou.ru) и издательство «Просвещение» (www.prosv.ru), воодушевлённыеуспехомконкурса «Лучшийшкольныйсайт», учредилиОбщероссийскийрейтингшкольныхсайтов (www.rating.rosnou.ru).
Предположение о востребованностивнешнейоценкикачествашкольныхсайтовоправдалось в полноймере: к началу 2013 годаколичествоучастниковрейтингавыросло с четырехсотендо 1328, а числопредставленныхрегионовРФ — до 79. Хотяничегоматериальноценногоорганизаторынеобещали: всё, что мог получитьучастник — это местонавершинерейтинга, почётныйзнакнасайт и диплом. Или место в нижнейчастирейтинга — еслисайтоказывалсянесостоятельнымпокритериям и мнениюэкспертов.
При этом в первой и второйверсияхрейтингаэкспертырешалипрактически всё. В третьейверсии (рейтинг 3.0), благодарявесьмаплодотворномусотрудничеству с Национальнымисследовательскимуниверситетом «Высшаяшколаэкономики» (НИУ ВШЭ, www.hse.ru), критериямбылаприданамаксимальнаяобъективность — фактическиоценивалосьтольконаличие или отсутствиеинформации. Администрация, преподаватели, выпускники, оснащенность, условия, документация, образовательныйпроцесс, внеучебнаядеятельность, контакты. Всё просто: естьинформация — плюс, нет — ноль.
Правда, оценитьтакимобразомможнобылотолькоофициальныесайтыобщеобразовательныхучреждений, для персональныхсайтовучителей, сайтовклассов и разнообразнейшихсайтовшкольнойтематикипришлосьпроводитьконкурс «Лучшийшкольныйсайт 2012» — всё с темижеэкспертнымизаключениями, неизбежносубъективными.
В четвертойверсии (рейтинг 3.1) набаземетодик, разработанныхсовместно с НИУ ВШЭ, удалосьмодернизироватьсистемуоценки, создавнаборыпоказателей для шестикатегорийрейтинга. Доляэкспертнойсубъективностисохраниласьлишь в критерияхсайтовклассов, школьнойтематики и персональныхсайтовучителей. В трёх «официальных» категориях — сайтышкол, детскихсадов и учрежденийдополнительногообразованиядетей — ниодногосубъективногопоказателянеосталось.
Получиласьли в результатестопроцентнаяобъективность? Нет, неполучилась. Во-первых, и в предельноформализованныхкритериях для официальныхсайтовестьпараметр «полнотаинформации». Так, краткаяинформацияобучителях (квалификация, награды, стажработы) — это 3 балла, а подробная (краткаяинформация + биография, публикации, победыучеников, ссылканаблог, прочее) — 6 баллов. Носчитатьлиинформациюподробной, еслиуказанытолькобиография и публикации? Или еслиподробнаяинформацияприсутствует, а наград (краткаяинформация) неуказано? Или еслибиографиясостоитиздвухстрочек? Чёткойграницымеждукраткой и подробнойинформациейнесуществует, и в промежуточномвариантеэкспертсубъективновыберетболеевысокийбаллпростопотому, что работать с этимсайтом ему болеекомфортно.
А во-вторых, люди, дажеесли они эксперты, — нероботы. Дароботы и неспособныпокапроизводитьтакуютонкуюработу как оцениваниеконтенташкольногосайта. А поэтомуогромныйтрудшкол, учителей, школьныхэнтузиастовпонаполнениюсвоегоинтернет-ресурсаважной и нужнойинформациейможетнеполучитьдостойнойоценкииз-запары-тройкисистемныхошибок. А порой, чтобы всё испортить, хватает и одноголяпа.
Мысоставили топ-10 типичныхнедостатковшкольныхсайтов — откритичныхошибок, приводящих к исключениюизрейтинга, донедоработок, всеголишьзатрудняющихработуэкспертов (но это «всеголишь» можетобернуться для участникапотерейнемалогоколичествабаллов). Объединяет все эти ошибкиодно — устранитьихгораздопроще, чем создать и наполнитьконтентомшкольныйсайт.
Ошибка № 1. Неуместнаяреклама
В феврале 2013 годабаллы 130 участниковрейтинга (тоестькаждогодесятого) былиобнуленыиз-заналичиянасайтахнеуместнойрекламы. Экспертычестнопредупредилишколы, что определятьстепеньуместности они будутсубъективно, посколькуобъективнойоценке это явлениепрактическинеподдается. Разве что предложениянаучить «абсолютнозаконно» зарабатывать 15 тысячрублей в день или сообщения «Как превратиться в СУПЕР-любовницу? Советыотопытныхмужчин!» нашкольномсайтенастолькоявнонедопустимы, и тут можнонепростобалловлишиться, но и под суд попасть.
Большаяжечастьрекламызаконовненарушает. И в самомделе, кто запретитшколепубликоватьнаглавнойстраницерекламугадания «налюбовь, карьеру, судьбу» или магазинаикон, «быстропомогающегосредства при поносе и похмелье» или московскогокёрлинг-клуба (насайтебашкирскойсельскойшколы), немецкихокон или японскихподгузников? И дажекогдаученики с 1 по 11 классы, зайдянасайтроднойшколы, узнают, что «с Ани Лоракслучилсяконфуз. Странанеможетэтогозабыть», формальноникакихпретензийэкспертырейтингапредъявитьнемогут. Толькособственноеощущениеуместности и здравыйсмысл. Несправедливо? Безусловно. Новедь и участие в рейтингедобровольное: хотите, чтобы вас оценивалипо-другому — вступайте в другойрейтинг, благо, школьныхрейтингов, в том числе тех, где результатыопределяютсяисключительноонлайновымголосованием, в Рунетехватает.
При этомниодинпроштрафившийсяшкольныйсайт, заредкимисключением, осознаннорекламунеставил, ведьзаработатьчто-либо, размещаярекламунасайтешколы или персональномсайтеучителя, невозможно. Рекламныеблокипросторасполагаютсяпоумолчаниюнасайтах, созданных с помощьюбесплатногоконструкторатипаuCoz. При этомподдержкасайта без рекламыстоит у uCoz 90 рублей в месяц, а для сайтовобщеобразовательныхучрежденийрекламууберутбесплатно (всеголишьнужнообратитьсяпоадресуАдрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.).
Так что «посуданержавеющаяоптом» или «ремонтстёколВыхино-Жулебино» появляютсянашкольныхсайтахнепозломуумыслу, а понезнанию или из-залени. Поэтому с весны 2013 годасайты с рекламойотсеиваются уже наэтапепринятиязаявки.
Ноесть и хорошаяновость — количествошкольныхсайтов с рекламой, заявляющихся в рейтинг, неуклонноснижается. Это особеннозаметно в ретроспективе: год назадрекламамигала и переливаласьнакаждомпятомшкольномсайте.
И, конечно, естьисключения и для рекламы, неслучайно в формезаявкипоявилосьполе «Рекламаесть, но она соответствуетвозрастнойкатегориипосетителейсайта». Экспертынебудутвозражатьпротив, например, баннеракаталогапроверенныхдетскихресурсов или рекламыбесплатногосервисапоконструированиюсайтов, который и был использован для созданияшкольногосайта. Если, конечно, поссылкенасайтсервисанеоткрывается всё таженеуместнаяреклама. НельзяконтролироватьвесьИнтернет, нопрямыессылкисошкольногосайтадолжныбытьбезупречны.
Одноизсамыхнеприятныхявлений, котороенередковстречаетсянашкольныхсайтах, — фишинг (интернет-мошенничество с цельюполучениядоступа к логинам и паролямпользователей). При загрузкезаражённоговирусомсайтавыскакиваетокно с текстомпримернотакогосодержания: «АдминистрацияВконтакте: Ваш аккаунтзаблокированзаспам! НАЖМИТЕСЕЙЧАС, чтобысохранить». Или «Chrome: Ваш браузерустарел и будетотключёнсегодня! Нажмите и обновитесейчас!»
Понятно, что ниодинпользователь, владеющийэлементарныминавыкамисетевойбезопасности, ничегонажиматьнебудет, а простопокинетсайт. Такжепонятно, что такаянеприятность как заражениесайтавирусом, можетслучиться с каждым. Непонятноодно — как можетадминистрациянеобращатьвниманиянато, что официальныйсайтшколынеделями и месяцамивстречаетучеников, учителей и родителейсообщениемотжуликов? Это всё равно как необратитьвниманиянаорганизациюазартных игр в школьныхкоридорах.
О каждомслучаеинтернет-мошенничествамысообщаемадминистраторушкольногосайта. Еслизанеделюситуациянеменяется, мыудаляемсайтизрейтинга.
Ошибка № 3. Анимация и виджеты
«С праздничком», «Календарик», «Погодка», «Часики», «Поиграй с собачкой», «Покормихомячка», «…а теперьрыбок» плюсанимированныеэлементы — вращающиеся, подпрыгивающие, кувыркающиеся…Некоторыешкольныесайтыпохожинавыставкидостиженийвеб-дизайнерскойиндустрии, точнее, всего, что можнобесплатнонатаскатьизИнтернета и поставитьнасайт.
Более 70% участниковрейтингаприменяютвиджеты и анимированныеэлементы, нонеболее 10% такихпримененийможноназватьеслинеудачными, тонемешающимиосновнойзадачешкольногосайта — информированию.
Дополнительнаяопасность — многиевиджетысодержатссылкунапостороннийсайт с непредсказуемымсодержанием, и, кликнувнабезобидныеанимированныечасики, школьниквполнеможетполучитьинформацию о том, что «Муж закричалотужаса, когда ЭТО началовыползатьиз его жены…».
Каразавиджет или другойэлементдизайна, черезкоторыйможнонапрямуюперейтинавеб-ресурс с нежелательнымконтентом, стандартная: письмо в администраторусайта — отсутствиереакции в течениенедели — исключение.
Так что будьтетщательней в выборесредствоживлениясвоегосайта.
Ошибка № 4. Мигающиебуквы и бегущиестроки
Ещё большемешаютвосприятиюосновнойинформациимигающийтекст и бегущиестроки «Добропожаловать!», неустанноприветствующиепосетителя, дажееслионпроводитнасайтецелыйдень. Наодномизсайтовэкспертаждалосразу две строки, бегущие в разныестороны. Дополнительноераздражение у пользователейвызываетбегущаястрока с важнойинформацией (например, телефоном и адресомшколы), потому что приходитсяждать и буквальноловитькаждыйзнак.
Текстнедолженсамопроизвольнопрокручиваться, двигаться, мелькать, всё это враждебные к пользователюустаревшиетехнологии, оставшиеся в прошломвеке. Никто вас забегущуюстроку, конечно, ненакажет, новсембудетлучше, если для важныхсообщенийвызаведётеспециальныйблок.
Ошибка № 5. Переизбытокцветов, шрифтов и начертаний
Около 20% создателейшкольныхсайтовиспользуютсобственныйдизайн, к сожалению, невсегдаудачный. Впрочем, аналогичнаяситуация и насайтах, сделанныхпошаблонам. Основнаяошибка — неудачноецветовоерешение. Избытокжёлтого, красного, оранжевого, лилового, темно-синего и чёрногоцветовзатрудняетчтение и поискинформации. Отмечен ряд случаевиспользованияфоновойкартинки с мелкимрисунком при отсутствииоднотоннойподложки под текст, что такженеидетнапользузрениючитателя.
Ещё одинраспространенныйнедостатокдизайнашкольныхсайтов — использованиевсехдоступныхредакторушрифтов. Единыйстильоформлениятекстов, стольприятныйглазу и эксперта, и любогопосетителя, зафиксированлишь в каждомтретьемслучае. Редакторы и дизайнеры 70% сайтов-участниковрейтингаиспользуютболеетрёхцветов, шрифтов и начертаний, из-зачеговосприятиетекстаухудшается. Наиболееудобен для экранногочтенияшрифт без засечек, например Arial, Verdana, Tahoma. А вот Times New Roman прекрасноподходит для документов, ноплохочитаетсянаэкране.
Злоупотреблениякурсивом — бич школьныхсайтов. Текст, набранныйкурсивом, неудобен для чтения и можетприменятьсялишь к небольшимфрагментамтекста, а полужирныйшрифт — только для выделениязаголовков (подзаголовков). Ещё одинфаворитначинающихдизайнеров — «Выворотка» (белыйтекстнатёмномфоне) — такжеможетиспользоватьсяисключительно в гомеопатическихдозах.
И, наконец, совершеннонедопустимоприменятьнасайтахподчёркиваниеслов и фраз, неявляющихсяссылками. Подчёркивание — первый и главныйатрибутгиперссылки, поэтомукрайненевежливообманыватьпользователей, безуспешнотычущихкурсором в обычныйтекст.
Дополнительныеострыеощущенияэкспертполучает, лихорадочнопытаясьнайтинасайтекнопкувыключениямузыки — а кнопки нет! А если к этомуприлагается ещё и неостановимоевидео…Дорогиедиректорашкол и учителя, высерьёзносчитаете, что просмотрвашегосайтадолженпроходить в музыкальномсопровождении? Полагаем, что такоевозможно, толькоесли к вашемукомпьютерунеподключеныколонки или есливынепосещаетесвойсайт.
Сетевойэтикетздесь, как и вовсехподобныхслучаях, неумолим: музыка или видеомогутзапускатьсятолькопожеланиюпользователя.
Ошибка № 7. Некачественныйконтент
Не раз и не два эксперты, кликнувпозаголовкуновости, попадалинастраницу, состоящуюиззаголовка. Или целыйразделсайтавстречалнадписью «Здесьскоробудеттекст». Или пунктменю «Школьнаяжизнь» приводилнастраницу с единственнойфотографией. Или страницасообщала, что она ненайдена. Или лицензияпредставляласобойотсканированныйдокумент, которыйдаже в увеличенномвариантенепозволялразглядетьномершколы. Тоестьконтент, можетбыть, планировался и качественный, но, видимо, что-тослучилось.
Еще одинспособиспортитьконтент — опечатки, грамматические и орфографическиеошибки, особеннонеуместныенаобразовательныхресурсах. Мыпонимаем, что ошибки и опечаткивстречаютсядаже в крупных СМИ, ношкольномусайту, в отличиеот СМИ, публиковатьинформацию с максимальнойоперативностьюненужно. Найдитевремя и силы, проверьтесвойсайт, исправьтеошибки, удалитепустыестраницы (а лучше — наполните), в общем — проведитенашкольномсайтесубботник.
Ошибка № 8. Неудержимыефайлы
Традиционнаяловушканастраницахшкольныхсайтов: ссылка «Советыродителям» или «Парадоксальныезадачки», или «Разработкаурока», или ещё что-тонеменееувлекательное. Нажимаете… и начинаетсязакачкафайла! Как? Почему? Я нехотелничегоскачивать, я хотелпростопосмотреть!
Обычно — и «обычно» здесьключевоеслово — пользователь, кликнувначто-либо, похожеенагиперссылку, ожидает, что откроетсяHTML-страница. Ненадо его разочаровывать. Файл, которыйможнозагрузить с сайта, обозначайтесоответствующимобразом, указывая его формат, например: (.doc), (.xls), (.pdf), либоразмерфайла, либо и то, и другое. Ещё однимвариантомрешенияявляютсянебольшиеиконкирядом с файлом, указывающиена тот или инойформат.
При этомкрайнежелательно, чтобыскачиваемыйдокументнеоткрывался в том жеокне, в которомоткрытсайт, так как закрывдокумент, посетитель, сам тогонежелая, закроет и сайт.
Ошибка № 9. Новыеокна и новыесайты
А вот обычныестраницы, наоборот, должныоткрываются в том жеокне, это стандартпоумолчанию. Еслипосетительзахочетоткрытьстраницу в новомокне или новойвкладке, ему достаточнонажатьнассылкуправойкнопкой или колёсикоммыши.
И уж тем более при щелчкепоссылке или пунктуменюнедолженвнезапнооткрыватьсядругойсайт! Исключение: новыеокна и новыесайтымогутоткрыватьсяпоссылкам, размещённым в специальнообозначенныхразделахтипа «Советуемпосетить» или «Полезныессылки», а такжепокнопкам (баннерам). Вовсехдругихслучаяхпредупреждайтепосетителя, что пройдяпоссылке, онокажетсянадругомресурсе, например: «Занимательнаяметодологиянасайтенашего УМО».
И даже в этихчастныхслучаяхлучшенепутатьпосетителяразнообразиемподходов. Простозапомните: страницысайтаоткрываются в том жеокне, скачиваемыефайлы — в новом.
Ошибка № 10. Многообразиедизайна и непредсказуемостьменю
Согласнораспространённомузаблуждению, дизайнсайта — деловкуса. Захотелосьадминистраторузаполнить две третиглавнойстраницыпанорамнымвидомнашколу и окрестности — его право, никто ему незапретит. Эти две третикрасотыначинаютзагружатьсянакаждойстраницесайта — неудобно, нокрасивоже. Кажетсяразработчику, что у каждогоразделадолженбытьсвойдизайн и своёменю, а основноеменюглавнойстраницыпустьостаётсятольконаглавнойстранице — его жесайт, пусть что хочет, то и делает.
Вот что о важностиграмотногодизайнанаобразовательныхсайтахпишутавторырейтингаинформационнойоткрытостиофициальныхсайтовобщеобразовательныхучреждений (школ), опубликованного НИУ ВШЭ и «РИА Новости» в серединеапреля 2013 года:
«Единствовизуальногооформлениявсехстраниц и логичностькомпоновкиконтента (логичностьпереходов) обеспечиваютдоступностьинформации для людей с некоторымикогнитивныминарушениями. Есливизуальноеоформлениесайтаменяетсяотстраницы к странице, а переходыпоразделамподчиняютсянекойспецифическойлогике, топользованиетакимсайтом для инвалидовэтойгруппызначительнозатруднено».
Согласимся с коллегами и добавимотсебя: нетолькоинвалидам, но и абсолютноздоровымлюдямстановитсянепосебе, когдавизуальноеоформлениеменяетсяотстраницы к странице, а переходыподчиняются «специфическойлогике». Основноеменюобязанооставатьсянеизменнымнавсехстраницахсайта, возможностьвернутьсянаглавнуюстраницу (причёмнетолькочерезкнопкубраузера «Назад») должнабытьналюбойстраницесайта, а разветвленияменюнеимеютправазаводитьпользователя в тупики и лабиринты, изкоторых так просто и невыберешься.
***
Представимабсолют: сайт, накотором нет ничего, кромеполусотнизаголовков, покоторымоткрываютсязазипованныедокументы с полнойинформацией о лицензии, аккредитации, администрации, преподавателях, оснащенности, образовательномпроцессе, внеучебнойдеятельности и так далееповсемпунктампараметра «информационнаянасыщенность». И даже с лентойновостей о достижениях — тоже в формате .doc. Или в формате .jpg (сканфотографиидиплома, например) — для разнообразия. Правда, эта фотографияоткроетсянадругомсайте, новедьоткроетсяже. И прочестьтекстдипломасможеттолькочеловек с феноменальнымзрением…
В этомслучаеформальныетребованияпоконтентушкольногосайтавыполнены? Да. Этотсайтпройдётминистерскуюпроверку? Да. Это сайт для людей? Нет. Должентакойсайтстатьобразцом для подражания? Нет.
Поэтому с августа 2013 годакритерий «юзабилити» (удобствоиспользования), обкатанныйэтойзимойнасайтахклассов, сайтахшкольнойтематики и персональныхсайтах, будетвведёнво все категориирейтинга.
Делайтехорошиесайты, и пусть вам сопутствуетудача!
Мы используем cookie-файлы, позволяющие узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте, чтобы сделать наш сайт максимально удобным для вас.