Понятие «функциональная грамотность школьников» - способность человека вступать в отношения с внешней средой и эффективно функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности школьников является одной из главных целей деятельности современной школы. Для достижения результативности на уровне основного и среднего общего образования необходимо начинать работу с развития функциональной грамотности младших школьников. Именно в начальной школе закладывается фундамент научного познания, которое необходимо научится применять в различных реальных и жизненных ситуациях.

Центральным понятием в международных и российских трендах образования выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как функциональная грамотность, отражающая общеучебную компетенцию. Только функционально грамотная личность, по А.А. Леонтьеву, способна использовать все постоянно приобретаемое в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач. Это говорит о том, что формирование функциональной грамотности возможно только в деятельности ученика по добыванию, преобразованию и применению освоенных знаний и умений.

Полученные в начальной школе знания и умения не являются устойчивым познавательным опытом учеников вопреки требованиям ФГОС к предметным результатам, определяемыми как «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению».

Анализ образовательных практик стран, участвующих в международных исследованиях и стабильно занимающих первые строчки рейтинга, вывел нас на следующие критерии выбора эффективных (с точки зрения формирования функциональной грамотности) подходов к обучению младших школьников:

1. Подход должен отвечать требованиям деятельностной парадигмы образования
2. Основой реализации подхода должны быть практико-ориентированные учебные задачи
3. Это не отдельная технология, а именного подход, описывающий специфические принципы обучения.

Функциональная грамотность (математическая, читательская, информационная, естественно-научная и социальная) формируется через организацию деятельности по решению учебно-практических задач. Такой подход является более гармоничным, эффективным, а также позволяет формировать у учеников навыки, необходимые для жизни в XXI веке: критическое мышление, креативность, умение работать в команде, находить, анализировать, обобщать и передавать информацию, предлагать нестандартные решения.

Информация на сайте ГАУ ДПО ЯО ИРО

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter