В начале ноября библиотекари ярославских школ стали гостями музея Казанского монастыря, расположенного в самом центре города.

Куратор музея Екатерина Тесленко познакомила библиотекарей с монастырским архитектурным ансамблем, рассказала о том, какую роль сыграл монастырь в истории Ярославля, особенно в период Смутного времени, а затем экскурсия продолжилась на экспозиции музея знакомством с коллекцией рукописных и старопечатных книг, рассказом о музейных занятиях, которые предлагает музей школьникам разных возрастов, мастер-классом по изготовлению книжной закладки с буквицей и чаепитием с пирожками из монастырской трапезной.

Фотографии

Торжественная церемония закрытия акции «Дети читают детям», подведение итогов и чествование участников состоялось 16 сентября 2023 г. в Ярославском областном центре реабилитации инвалидов (ДК ВОС).

Акция проводилась в период с 1 марта по 1 сентября в рамках Десятилетия детства и в соответствии с указом Президента РФ  № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». Инициаторами и организаторами акции выступили Ярославская областная  специальная библиотека для незрячих и слабовидящих и Городской  центр развития образования.

Организаторы акции ставили своей целью познакомить детей, имеющих проблемы со зрением, с современными детскими книгами. Для чтения были выбраны познавательные книги издательства «Настя и Никита», рассказывающие об истории, культуре и географии нашей страны, достижениях выдающихся деятелей науки и искусства. А прочли их для сверстников учащиеся ярославских школ. Самое активное участие в акции приняли ученики школ № 48 и № 89 г. Ярославля, а также представительница школы № 37.

На торжественном подведении итогов акции, все участники получили сертификаты, а лучшие чтецы – специальные призы. В Церемонии награждения приняла участие председатель экспертной комиссии Л.В. Ухова, руководитель научно-просветительского проекта «Русский логос», доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Именно она прослушала все записи и назвала лучших чтецов.

Итогом нескольких месяцев работы Ярославских школьников стал диск, на котором записаны аудиоверсии современных детских книг, которые теперь стали доступны слабовидящим детям. Скоро сборники произведений в аудиоформате будут переданы в дар Гаврилов-Ямскому интернату, в котором обучаются дети с нарушением зрения.

Впечатлениями об участии в акции делится заведующая библиотекой школы № 48 О.О. Кострова:
«Для нашей школы участие в городской акции «Дети читают детям» стало настоящим литературным событием, которое объединило практически все параллели с 1 по 11 класс. Более 100 чтецов, 20 книг. Прочитать книгу под запись оказалось совсем непросто: сложные слова и словосочетания, неочевидные ударения, путающиеся числительные. Мы не думали о критериях и оценках, нам было важно сделать жизнь слабовидящих детей чуточку лучше, поделиться интересным, смешным, достойным. Очень надеемся, что это нам удалось и ребятам Гаврилов-Ямской школы – интерната диск с аудиокнигами «Дети читают детям» придется по душе».

21 июня 2023 г. библиотекари ярославских школ совершили очередное путешествие по родному краю. Стало доброй традицией – заканчивать учебный год поездкой в гости к коллегам для знакомства, обмена опытом, обсуждения профессиональных проблем. Мы уже побывали в Тутаеве, Рыбинске, Ростове. В этом году местом проведения выездного семинара был выбран Переславль-Залесский.

На базе средней школы № 9 при активной поддержке переславских коллег состоялась дискуссия на тему «Какая библиотека нужна современной школе». Приветствуя ярославских библиотекарей, мероприятие открыла заместитель директора школы Л.В. Белова.

Библиотекари представили свои успешные практики, осуществленные в течение учебного года в библиотеках своих школ.

Заведующая библиотекой школы № 52 г. Ярославля Е.В. Макарова поделилась опытом организации встреч ярославских писателей со школьниками. Заведующая библиотекой школы № 59 Е.А. Шевчик рассказала о взаимодействии школьной библиотеки с педагогическим сообществом, организациями, обладающими информационными ресурсами, в первую очередь с детскими библиотеками Ярославля. Заведующая библиотекой школы № 9 В.Г. Новожилова представила краеведческую программу, посвященную истории Переславля-Залесского, которая осуществляется на базе школьной библиотеки.

Вторая половина дня по уже сложившейся традиции была посвящена знакомству с историей Переславля-Залесского. В.Г. Новожилова, прекрасно знающая историю родного города, стала нашим гидом.

Знакомство с местными достопримечательностями началось с посещения Красной площади и знаменитых крепостных валов, опоясывающих центральную часть Переславля, Спасо-Преображенским собором, первым каменным зданием, построенном в Северо-Восточной Руси, а завершилось посещением древних обителей города – Никольского и Никитского монастырей.

Надеемся, что в будущем году наш ждет новое путешествие, новые знакомства и новые идеи, которые можно осуществить в своих школьных библиотеках!

Фотоальбом

17 мая 2023 г. состоялась заседание методического объединения библиотекарей школ г. Ярославля, на котором методист ГЦРО Е.Г. Козюра представила свою методическую разработку – сценарий внеурочного занятия (интеллектуальной игры) «Спешите делать добро» (Из истории меценатства и благотворительности).

История Ярославля богата не только традициями предпринимательства (все мы знаем о расторопном ярославском мужике), но и яркими примерами благотворительности, помощи ближнему. И по сей день наш город украшают памятники архитектуры, возведенные на средства известных ярославских купцов и промышленников, а имена И. Вахрамеева, Н. Пастухова, братьев Скрипиных, Надеи Светешникова и многих других вошли в историю Ярославля.

В предложенном формате интеллектуальной игры, разбившись на команды, которые соревновались друг с другом, библиотекари не только освежили свои знания по краеведению, но и узнали интересные исторические факты, до этого им неизвестные. Предлагаемые методические материалы, которые автор сценария мероприятия предоставила библиотекарям, позволят провести подобное мероприятие на базе школьной библиотеки любого образовательного учреждения.

22 марта 2023 года состоялась очередная групповая консультация для библиотекарей ярославских школ Е.В. Бобровой, психолога областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

Мы продолжили обсуждение психологических особенностей читателей среднего школьного возраста, начатое на прошлой встрече. Не секрет, что с подростками 13-15 лет работать очень непросто и педагогам, и библиотекарям.

Елена Валентиновна подробно рассказала, что происходит с детьми в этом возрасте: именно в это время формируется самосознание, идет процесс активного познания себя, подросток ищет смысл происходящего, и ему очень важна искренность в отношениях со взрослыми. Поэтому этот период значим для формирования эмоционального интеллекта школьника, в чем существенную роль может сыграть и школьный библиотекарь. Подросток 13-15 лет - это уже осознанный читатель, который имеет свои читательские предпочтения: как правило, ему нравятся книги, помогающие понять окружающий мир и самого себя.

Библиотекарь должен знать и учитывать возрастные психологические особенности каждого школьного возраста, предлагая литературу, которая будет интересна и полезна подростку в этот сложный период взросления.

 

Книжный клуб – это хорошо известная многим библиотекарям форма работы с читателем. Но книжные клубы бывают разные как по содержанию, так и по форме. В этом убедились школьные библиотекари во время сегодняшней встречи в детской библиотеке-филиале № 13 (Лит-house).

Тему семинара модераторы мероприятия В. Гальянова и О. Баранова определили так: «Книжный клуб – зачем он нужен, как создать и какая от него польза». На все заявленные вопросы библиотекари ярославских школ получили исчерпывающие ответы, а еще обсудили, какие книги современных авторов лучше выбирать для книжного клуба, как использовать биографию автора и историю написания книги при подготовке заседаний клуба.

В финале встречи хозяева показали, как можно разнообразить и сделать более привлекательным для детей обсуждение произведения, дополнив его небольшим квизом по теме книги. В нашем случае это был квиз по книге «Время всегда хорошее» А. Жвалевского и Е. Пастернак, в который с удовольствием сыграли библиотекари ярославских школ.

Фотоальбом

Весну библиотекари ярославских школ встретили в гостях у коллег – в Областной юношеской библиотеке им. А.А. Суркова. 1 марта 2023 г. здесь состоялась групповая консультация «Развитие универсальных компетенций (soft skills). Теория и практика», которую провела В.П. Михайлова, психолог юношеской библиотеки.

Что такое универсальные компетенции и в чём разница между hard skills и soft skills, какие полушария мозга отвечают за развитие этих навыков, как идет процесс формирования нужных нам привычек, что такое эмоциональный интеллект и почему важно уметь работать в команде – все эти вопросы были рассмотрены в ходе консультации. А перейдя к практической части, психолог попросила слушателей написать не менее семи универсальных компетенций, которыми должен обладать школьный библиотекарь.

Команды, работавшие над списками, оказались единодушны, поставив на первое место дружелюбие/доброжелательность библиотекаря. С этим трудно поспорить, ведь именно открытость и доброжелательность библиотекаря, готовность выслушать и помочь привлекают в школьную библиотеку детей. А где доброе слово, там и хорошая книга.

Фотоальбом

Февраль для школьных библиотекарей Ярославля начался с посещения отдела редкой книги областной библиотеки им. Н.А. Некрасова. 1 февраля 2023 г. мы были приглашены на «обкатку» тематического занятия «Анатомия книги», которое сотрудники отдела разрабатывают для школьников среднего звена.

Из чего изготавливали бумагу на Руси в средние века, что такое филигрань и как она может помочь в определении возраста книги, какое отношение имеют к книжной обложке бинты и жуки (жуковины), какую бумагу называли мраморной, что такое ляссе? Об этом и не только рассказала Н.В. Белова, заведующая отделом. Отдельным бонусом для библиотекарей стала возможность полистать дореволюционные женские журналы, которые хранятся в редком фонде библиотеки.

Фотоальбом

20 января 2023 г. школьным библиотекарям, выпускникам курсов «Цифровые компетентности современного учителя», были вручены удостоверения об их окончании. По словам Е.К. Кравцовой, автора курса, преподавателя информатики школы № 87, методиста МОУ «ГЦРО», это первый опыт работы с группой библиотекарей.

Конечно, краткие сроки не позволили в полной мере овладеть цифровыми сервисами, позволяющими применять мультимедийный контент в ежедневной работе библиотеки, но первые навыки получены, есть включение в тему, понимание вопроса, а остальное даст практика. Но уже сегодня для выпускников курсов не составит проблемы создать квест с помощью сервиса Joyteka, тематический кроссворд в программе Online test pad или тематическую доску с помощью программы Netboard.

Фотографии

Проблему психологических особенностей читателей младшего школьного возраста обсудили библиотекари ярославских школ на групповой консультации, состоявшейся 23 ноября 2022 г. в Ярославской областной специальной библиотеке. Это была уже вторая встреча, посвященная данной теме.

Е.В. Боброва, ведущий психолог библиотеки, основное внимание уделила месту школьных библиотек в целом и школьного библиотекаря в частности в процессе формирования читательской компетентности младших школьников. Как может школьный библиотекарь помочь учителю начальных классов в этом процессе, чем должна стать библиотека для ученика начальных классов, как формировать познавательный интерес детей, развивать эмоциональный интеллект, умение анализировать прочитанное, как сделать так, чтобы плановые библиотечные мероприятия превратились в яркие, запоминающиеся события – эти и другие вопросы библиотекари обсудили в ходе живой дискуссии, получив практические советы специалиста и отклик коллег.

Знание особенностей возрастной психологии учащихся является насущной потребностью всех педагогических работников, поэтому было решено, что Е.В. Боброва в ходе новых встреч с библиотекарями ярославских школ познакомит коллег с психологическими особенностями читателей среднего и старшего школьного возраста.