В условиях информационного взрыва, появления совершенно новых тенденций в общественной, политической и экономической жизни страны учителю уже мало иметь диплом об окончании педагогического института для того, чтобы стать настоящим профессионалом. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, расширять кругозор и заниматься самообразованием. Именно в этом телекоммуникации и могут сослужить учителю хорошую службу: помочь ему в удобное время и в удобном для него месте (дома, на работе, в учебном центре и т.п.) учиться на различных дистанционных курсах. Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание. Всплеск интереса к дистанционному образованию возник на фоне бурного развития средств телекоммуникационных технологий, возникновения мировой информационной сетиИнтернета. В педагогическом сообществе стали возлагать большие надежды на эти высокоскоростные линии связи как на средства оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне классной аудитории. Компьютер и модем становятся привычным атрибутом офиса, класса, квартиры. А это означает, что резко возрастает потенциальная аудитория обучающихся.

В современных условиях одним из приоритетных направлений в повышении компетенций педагогических кадров и обучении учащихся выступают дистанционные образовательные технологии. В законе РФ «Об образовании» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Под словами «опосредованное взаимодействие» в данном определении понимается взаимодействие на расстоянии. В области дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) чаще всего используются термины дистанционное образование и дистанционное обучение.

Дистанционное обучениевзаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненту (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное образованиеобразование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, а также очно.
ДО представляет собой целенаправленный, интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению.

Система образования, строящаяся на основе дистанционных образовательных технологий, в наибольшей мере отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными или личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, дистанционное обучение в 21 веке будет использоваться как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.
Среда ДО характеризуется тем, что обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств коммуникаций.

Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения. Эти отличия состоят:

  • в более высокой динамичности, связанной с гибкостью выбора обучающимися учебных курсов;
  • в большем объеме самостоятельной деятельности обучающихся;
  • в использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения;
  • в более осознанном уровне мотивации потребителей образовательных услуг;
  • в создании комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;
  •   в наличии интерактивной коммуникации.

Дистанционное обучение имеет следующие характерные черты:

  • гибкость предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, при этом обучающемуся предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;
  • модульность обеспечивает возможность из набора независимых учебных модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, формировать индивидуальную образовательную траекторию;
  • параллельность означает обучение параллельное с профессиональной деятельностью, т.е. обучение без отрыва от производства;
  • охват обеспечивает одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных и др.) большого количества обучающихся, общение через сеть Интернет друг с другом и преподавателем;
  • экономичность предполагает эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств; концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;
  • технологичность означает использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство, а также личностно-ориентированных педагогических технологий;
  • социальное равноправие обеспечивает равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности учащихся;
  • интернациональность предполагает экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг, возможность использовать мировые информационные ресурсы;
  • новая роль преподавателя, который должен организовывать и координировать образовательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями в области ИКТ.

Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного обучения, позволяют следующее:

  • сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания;
  • получать образование представителям различных слоев и групп населения независимо от их социального положения и состояния здоровья;
  • комбинировать различные специальности;
  • комбинировать различные формы образования;
  • придать учебным курсам и программам гибкость;
  • улучшить восприятие учебного материала;
  • повысить качество образования;
  • совмещать работу и обучение;
  • делать образование непрерывным.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter