Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из важных составляющих методической работы. Известный педагог и музыкант Г. Нейгауз писал: «Талант создавать нельзя, но можно создать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты». Вопрос «взращивания» талантов среди молодых педагогов всегда актуален, но все же на первое место сегодня выходит необходимость закрепление молодых специалистов в профессии. Существующая и ранее в РФ тенденция оттока молодых специалистов из детских садов нашла отражение в докладе о реализации государственной политики в сфере образования за 2024 год, опубликованном на сайте правительства 21 мая 2025 года. В силах муниципальной методической службы оказать поддержку молодым специалистам в освоение секретов профессионального мастерства, открыть молодым возможные пути их успешной социализации и самореализации в профессиональной среде. Решая данные задачи в 2024-2025 учебном году в городе продолжилась деятельность по совершенствованию системы работы с молодыми специалистами ДОУ, которая включала организацию и проведение Образовательного сбора для молодых специалистов ДОУ «Посвящение в профессию» и работу Открытой школы профессионального мастерства для молодых специалистов ДОУ. Конкурс профессионального мастерства для молодых специалистов «Педагогический дебют» в 2024-2025 учебном году не проводился. Его организация запланирована на весну 2026 года.
Образовательный сбор «Посвящение в профессию» состоялся в сентябре 2024 года. Его посетили 72 молодых педагога, готовых на практике познать все премудрости педагогической профессии. Кроме празднично-приветственной части Сбор предлагал мастер-классы победителей муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России». В этом учебном году свой опыт презентовали победители муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» - 2024 Попкова К. А., старший воспитатель МДОУ «Детский сад N 243», Кузнецова Е. В., воспитатель МДОУ «Детский сад N 157».
Для оказания помощи молодым педагогам в приобретении практических навыков, выработке умения применять теоретические знания в конкретной практической работе, дальнейшем освоении современных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста продолжила свою работу городская Открытая школа педагогического мастерства молодых педагогов ДОУ. Тематика семинарских занятий Школы в этом учебном году расширилась. К вопросам формирования имиджевой компетентности воспитателя, формирования организационной компетентности в проведении режимных моментов, развития умений поддержки детской инициативы и самостоятельности как компонента методической компетентности молодого педагога ДОУ, добавлены темы «Детский проект: проектная деятельность в ДОУ как средство развития самостоятельности и инициативы дошкольников» и «Детский квест. Путь к инициативному и самостоятельному ребенку?». Таким образом, количество семинаров в течение года составило 6.
Перспективы ММС в работе с молодыми педагогами ДОУ на предстоящий период:
- обеспечить совершенствование системы поддержки и сопровождения профессионального становления молодых педагогов ДО;
- способствовать выстраиванию продуктивной профессиональной коммуникации (привлечение молодых педагогов в профессиональные педагогические сообщества, методические объединения и школы педагогического мастерства);
- обеспечить организацию и проведение конкурса профессионального мастерства молодых педагогов ДОУ «Педагогический дебют»;
- привлечь членов Клуба КИТ к поиску новых форм работы с молодыми на уровне города (деловые игры, фестивали профессиональных идей, фестиваль большой детской игры и т.д.);
- обеспечить проведение очередного этапа мониторинга сохранности молодых специалистов в ДОУ города.
Формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает переход на персонифицированную модель повышения квалификации, модернизацию работы методических служб, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов. Таким образом, особое значение приобретает этап «входа» в педагогическую профессию, работа с молодыми педагогами и работниками дошкольных образовательных организаций как важнейшая составляющая кадрового ресурса муниципальной системы образования. Кроме того, создание на территории МСО города Ярославля системы поддержки педагогических работников в первые три года практической деятельности и в возрасте до 35 лет, работающих в образовательных организациях, предусматривает профессиональное сопровождение и в форме «горизонтального» повышения квалификации педагогических работников. Актуальность реализации программы поддержки молодых педагогов и развития наставничества вызвана еще и тем, что одним из результатов проекта «Учитель будущего» является вовлечение не менее 70 % учителей в возрасте до 35 лет в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы. Так как, именно первые годы профессиональной деятельности педагога определяют характер его дальнейшего бытия, успешность профессионального развития, практическое вхождение молодых специалистов в педагогическую профессию, активное включение в систему профессиональной деятельности и профессиональный рост, является одной из наиболее важных социально- психолого-педагогических проблем современного общества, ключевой задачей современной образовательной политики. Центральным звеном в профессиональном становлении молодых педагогов традиционно являются образовательные организации.
Нормативно-правовая база
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда России Российской Федерации и социальной защиты от 18.10.2013 № 544н;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11июля 2016 г. № 326 «О мерах комплексной поддержки молодых педагогов»;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
- Федеральные и региональные проекты «Учитель будущего», «Молодые профессионалы «Современная школа», «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» и др.
В 2024-25 учебном году продолжилась деятельность в раках реализации проекта ФИП «Структурно-функциональная модель тьюторского сопровождения будущих и молодых педагогов в системе непрерывного профессионального образования». Тьюторской командой муниципальной системы образования г. Ярославля в рамках реализации структурно-функциональной модели тьюторского сопровождения молодых специалистов был разработан и проведен целый ряд профессиональных Со-бытий в форме тьюториалов:
- Профессионально- образовательное событие, тьюториал « Я в профессии: мои интересы» (86 участников)
- 17 международная научно-практическая Конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: семья и ресурсы тьюторсокго сопровождения» (492 участника)
- Форум инноваций города Иванова «Муниципальная модель тьюторского сопровождения молодых педагогов в период профессиональной адаптации» (132 участника),
- Мастер-класс «Муниципальная модель тьюторского сопровождения молодых педагогов в период профессиональной адаптации» (44 участника);
- Образовательное со-бытие, тьюториал «Построение своего профессионального образа» (93 участника);
Межрегиональная научно-практическая конференция «Современное образовательное пространство:вызовы, решения, перспекивы»«Инновационные формы сопровождения молодых педагогов» (81 участник).
Члены МТК также приняли активное участие во всех значимых мерприиятиях Тьюторского центра, где представляли опыт работы тьюторов города Ярославля: в Тьюторской НЕконференции (февраль), во Второй международной научно-практической конференции «Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в системе непрерывного педагогического образования» (декабрь), в Международном форуме Евразийский образовательный диалог (апрель), Профессиональном СО-бытии «От тьютора к тьюторанту: территория профессиональных проб» (май). В Ежегодной Школе тьютора (июнь).
Результативность системы тьюторского сопровождения молодых педагогов подтверждает тот факт, что в течение последних лет молодые педагоги МСО города Ярославля активно представляют свой опыт на различных профессиональных площадках города посредством активного участия в конкурса профессионального мастерства «Педагогические надежды» и «Педагогический дебют», представляя опыт работы в рамках семинаров и матер-классов.
Таким образом, процесс управления профессиональной адаптацией молодого педагога заключается в оказании ему максимальной поддержки, оценивании эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами, что способствует становлению «нового» педагога, способного самостоятельно преодолевать производственные и межличностные проблемы, осуществлять результативную педагогическую деятельность.
Подводя итоги, следует отметить: при грамотном управлении процессом становления молодых педагогов, период адаптации сокращается с 1-1,5 лет до нескольких месяцев. Такое сокращение адаптационного периода молодых педагогов положительно сказывается, как на повышении образовательного уровня школьников/воспитанников, так и на качестве образовательного процесса в целом.
Таким образом, результатом принятия управленческих решений и построения системы сопровождения и поддержки профессионального роста молодых специалистов в образовательных организациях должны стать следующие результаты:
- Сохранение контингента молодых специалистов, их закрепление в коллективе образовательной организации.
- Формирование потребности молодых педагогов в непрерывном образовании и самообразовании.
- Профессиональной рост молодых специалистов.
- Изменение личностных качеств, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.
- Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности молодых педагогов.
Учебно-практические задачи по формированию функциональной грамотности школьников Учебное пособие