В последних числах декабря 1991 года Ярославским горисполкомом было принято решение о создании при Городском отделе народного образования Городского центра педагогических исследований и внедрения. Тогда не было в ходу слово инновации. Чаще говорили об авторской педагогике, о педагогах-новаторах: имена Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, М.П. Щетина и др. были у всех на слуху. Центр создавался главным образом для внедрения в образовательную практику города их авторских, по существу, инновационных методик. Впрочем, предполагалось, что и в системе образования города найдётся немало достойных внимания педагогической общественности творческих методик, которые при соответствующем методическом обеспечении могут быть внедрены в массовую практику обучения и воспитания детей.
Из тех, кто пришёл на работу в Центр осенью 1992 года и чуть позже, в его нынешнем составе осталась одна Н.М. Клокова. Безвременно скончались первый директор учреждения Н.П. Торопова и методист Л.Н. Горячева. Ушли на пенсию Л.Н. Ананьина и Е.Ф. Медвецкая. Работает в ИРО, но не прерывает связи с ГЦРО Е.В. Каточигова, в департаменте образования области – Е.Н. Круглова, в правительстве области – И.И. Спирина.
В 1995 году директором учреждения назначается Е.Г. Фирсов, и оно становится Городским центром развития образования, обретая при этом многопрофильную структуру: отдел ин-форматизации (В.А. Мокшеев, О.Е. Хабарова (ныне работают в ИРО), С.В. Швецова, Е.В. Цыпленкова, А.В. Балкин и др.); методический отдел: Н.С. Дороднова, Г.Г. Кукова, Н.Ю. Румянцева, Л.И. Осмоловская, Л.Н. Хомутова (ныне работает в ИРО), Г.Ю. Павлова, Е.К. Истратий (ныне работают в школах города), А.А. Сутормина, С.М. Полищук, Н.А. Филиппова, Е.Э. Цветкова, Е.А. Горохова; психологический отдел: Т.Л. Мальцева, Н.М. Клокова, М.И. Гальперина, рано ушедшая из жизни.
С марта 1997 года начинается новый этап развития ГЦРО. Директором Центра стал В.А. Шматуха.
В структуре учреждения появляются новые отделы и секторы, в том числе издательский, первым руководителем которого стала Н.А. Иванова. Она же была ответственным редактором первых выпусков информационно-методического журнала «Учебный год».
В Центре появляется бухгалтерия (Т.В. Лазарева, Д.А. Алферов, Н.Д. Макрушина). Следует сказать, что без их профессиональной работы многие наши начинания осуществить было бы крайне затруднительно.
Пожалуй, наиболее интенсивно Центр развивается в период 1998–2005 гг. Оно и понятно: возникает необходимость комплексного сопровождения образовательных стандартов 1998 и 2004 годов. Кроме того, утверждается новая система аттестации педагогических работников, и это становится ещё одним ведущим направлением деятельности Центра. Именно тогда в учреждении появляются отдел аттестации, огромная заслуга в создании которого принадлежит Г.В. Сапрыкиной, отдел маркетинга. Центру передаются фильмотеки и городская педагогическая библиотека. Его структурными подразделениями становятся районные секторы организационно-педагогической работы. Чуть позже Центр берёт на себя и проведение городских предметных олимпиад (муниципальный уровень Всероссийской олимпиады школьников), а также детских творческих конкурсов. Огромный вклад в развитие этих направлений деятельности сделали Е.Ф. Медвецкая и С.А. Халимова.
Сегодня перечислить всех, кто работал в ГЦРО и прошёл его школу, просто невозможно: это сотни педагогов, работавших и работающих в Центре на постоянной основе или на условиях совместительства. И не умаляя заслуг никого из них, всё же хочу особо отметить тех, чей вклад в деятельность учреждения в наибольшей степени способствовал росту его авторитета и наиболее полно отвечал задачам инновационного развития системы образования города. Прежде всего, хотелось бы вспомнить о работе Г.Ю. Павловой, которая со своими коллегами А.А. Суторминой и Е.К. Истратий первой начала работать над проблемой мониторинга успеваемости и качества образования. Чуть позже Галина Юрьевна предложила создать Банк научно-педагогической информации, в процессе создания которого родился фестиваль педагогических идей «Открой себя».
Не менее значимый вклад в разработку мониторинга образовательных достижений внесли Н.Ю. Румянцева, Е.Ф. Медвецкая, Г.Г. Кукова, Н.С. Дороднова, Л.И. Осмоловская, работавшие над созданием системы внутришкольного тестового контроля по основным предметам школьного курса. Значительна и заслуга Н.А. Филипповой, активно встраивавшей в систему образования города технологию уровневой дифференциации московского ученого В.В. Фирсова, которая являла собой еще один подход к решению общей задачи обеспечения успешности в освоении образовательных стандартов.
Хоть и недолго проработала в Центре М.В. Трофимова, но её идея – конкурс методического мастерства работников дошкольных учреждений «Золотой фонд», поддержанная издательст-вом «Академия» – живёт и развивается, ежегодно привлекая к участию десятки по-настоящему неординарных, творчески работающих педагогов, способствуя модернизации системы дошкольного образования. Её же идеей, а главное, материальным воплощением стало издание ежеквартального журнала «Детский сад. День открытых дверей». С 2005 года журналы «Детский сад. День открытых дверей» и «Учебный год» стали выпускаться в новом формате.
Знаковым мероприятием Центра вот уже более 10 лет является общегородская акция «Педагогический марафон», идея которой принадлежит В.Н. Малютиной, ныне работающей заместителем директора Центра, а ранее являвшейся заместителем начальника управления образования мэрии, курирующим его работу. Непосредственное воплощение этой идеи в жизнь является заслугой С.М. Полищук и И.В. Лаврентьевой. Им же принадлежит идея создания на базе наиболее продвинутых в методическом отношении образовательных учреждений города организационно-методических центров с последующим объединением их в сетевое сообщество «Образовательный холдинг».
Среди прочих достижений Центра нельзя не отметить АСИОУ – созданную специалистами отдела информатизации под руководством Е.В. Цыпленковой автоматизированную систему, которая сегодня используется не только в городе и области, но и в других регионах страны.
Ну и, наверное, было бы несправедливо забыть о том, что за 20 лет существования Центра с ним сотрудничали десятки ведущих специалистов высшей школы: доктора педагогических наук М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, Н.В. Нижегородцева, А.П. Чернявская, В.Н. Белкина, доктора исторических наук Г.Н. Кочешков и А.Б. Соколов, доктора психологических наук Ю.П. Поваренков и А.Э. Симановский и многие другие учёные из вузов Ярославля и Москвы.
Позади 20 лет работы. Многое удалось. Но впереди ещё более сложные задачи, связанные с необходимостью освоения стандартов второго поколения, призванных вывести нашу школу, а вместе с ней и всю страну, в режим инновационного развития. Когда-то учреждение было названо Центром педагогических исследований и внедрения, но, если вдуматься, и то и другое – неотъемлемые атрибуты инновации, то есть того, чем Центр старался заниматься с момента своего создания. И если у него это получалось, то исключительно благодаря индивидуальному вкладу каждого из работников Центра. Большому или малому – не важно. Ведь из малого и складывается большое, становящееся средоточием и результатом малых и, на первый взгляд, незаметных дел.