В 2013 году на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В.В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики. В 2018 году был проведён Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ.
Тема наставничества становится одной из центральных в национальном проекте «Образование», проходит красной нитью в каждом из направлений: «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы». В настоящее время в рамках реализации нацпроекта идёт активное внедрение методологии института наставничества. Следует отметить, что, несмотря на подробную разработку модели, включая предложение по формам и способам взаимодействия, для успеха наставничества имеет особое значение внутренняя мотивация к сопровождению. Модель открывает дополнительные возможности и для молодых сотрудников образовательных организаций.
В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Особую значимость приобретает проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в образовательных организациях в силу определённого кадрового дефицита, необходимости обеспечить баланс состава педагогических коллективов и преемственность традиций российской школы.
Региональный проект «Учитель будущего» направлен на реализацию этих задач. Опыт эффективно работающих образовательных организаций муниципальной системы образования г. Ярославля не оставляет сомнений, что наставничество – основа качества образования, конкурентоспособности выпускников, а вслед за этим и страны.
Наставничество стимулирует потребность молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных организаций, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых специалистов, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своей деятельности, повышать их педагогическую компетентность.