Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, изменяется привычный уклад жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Детский сад – это новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции. Все дети реагируют по – разному: кто – то плачет, кто-то безболезненно привыкает к изменившимся условиям.
Степень адаптации ребенка определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс. Наша задача: облегчить период привыкания малыша к детскому саду.
Выделяют основные особенности нормально текущего периода адаптации:
- Нарушения настроения.
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность – от недели до 1,5 месяца).
- Нарушения сна.
Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22–23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев).
- Нарушения аппетита.
Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочнокишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, икоте, иногда – к пищевой аллергии (продолжительность – от 1 недели до 1 месяца).
- Снижение иммунитета.
Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).
- Нарушение поведения
Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность – от 1 недели до 2 месяцев).
Адаптация бывает легкой, средней степени тяжести и тяжелой.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой - медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
Задача всех специалистов вовлечь ребенка в разные режимные моменты, эмоционально поддержать, показать положительную сторону посещения детского сада.
В период адаптации с ребенком взаимодействует не только психолог и воспитатель, но и другие специалисты: логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дефектолог. Какую роль играет на данном этапе логопед?
Значение речи в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада велико. Поскольку процесс налаживания взаимоотношений напрямую связан с общением детей, а общение – это есть речевая деятельность, то качество развития речи детей напрямую зависит от качества общения со сверстниками и взрослыми. Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе.
Игра и действие с предметами – основные виды деятельности детей второго и третьего годов жизни. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Содержание предметной деятельности обогащает пассивный и активный словарь ребёнка названиями предметов, их качеств, свойств, но при условии, что взрослый в общении с малышом их называет и побуждает ребёнка к повторению названий. Именно игра представляет большие возможности, для развития речи, ребёнок называет предметы, действия, обращается к игрушкам.
Главной фигурой и центром внимания для малышей всегда остаются взрослые, которые должны наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Роль логопеда на данном этапе так же очень важна. Задачами учителя-логопеда в работе с детьми раннего возраста в период адаптации являются:
- Устанавливать контакт с детьми в условиях высокого эмоционального комфорта;
- Стимулировать речевую активность ребёнка;
- Уменьшать значение жестовой речи для ребёнка, если она есть;
- Привлекать внимание ребёнка к пониманию речи взрослого, простых вопросов, инструкций;
- Начать работу по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, над правильным дыханием, развитием навыков звукоразличения;
Установить контакт с детьми и стимулировать речевую активность ребёнка помогают различные игры с использованием игрушки:
Например такая игра как игра с собачкой.
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Мы собачку приглашаем
С нею дружно поиграем.
Собачка "здоровается" с каждым малышом, а малыш произносит своё имя;
Собачка "просит" детей показать глазки, носик, ручки, похлопать в ладоши, "спрятаться"(закрыть ладошками глазки) и т.д.
Также можно использовать различные потешки. Потешки доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм. Чтение потешки создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Особенно радует ребенка, когда педагог, читая текст, называет его имя.
Например:
Киска, киска, киска, брысь!
на дорожку не садись:
Наша деточка (Танечка, Сашенька, Оленька ...) пойдёт,
Через киску упадёт.
В это же время мы начинаем работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, развитием слухового внимания
(навыков звукоразличения), работаем над правильным дыханием.
Артикуляционная гимнастика в этот период проводится со всеми детьми без зеркал и направлена на развитие подвижности языка, губ, щёк, нижней челюсти. При выполнении упражнений используются яркие картинки и игрушки. Можно использовать следующие упражнения: «Птенцы», «Улыбка», «Хоботок» «Котенок лакает молоко», «Хомячок», «Качели», «Часики», «Вкусный мед», «Иголочка», «Лопатка». Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания. В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани, а, кроме того, в работу включаются и легкие, и диафрагма, и правильное дыхание.
- А – а!
Пошире рот открой,
Не ленись и громче пой!
А – а… .!
- У – у! – сказала, ежась, Зина.
Ну, зимой и холодина!
Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: «у – у – у! »
- Вот гогочут громко гуси
В огороде у бабуси: га – га – га, га – га – га!
- «Муууу, молока кому? »
- «Ко – ко – ко, не ходите далеко! »
Ит.д.
При формировании навыков различения звуков, издаваемых за ширмой, используем различные звучащие игрушки и другие предметы с разными шумами.(Например: колокольчик, резиновая игрушка, погремушка, счётные палочки, шуршание бумаги) и т.д.
Прежде чем издавать звуки за ширмой, мы знакомим детей с тем, какой предмет или игрушка как звучит.
Упражнения дыхательной гимнастики развивают длительность, плавность, силу ротового выдоха, укрепляют губные мышцы. Это способствует формированию правильного речевого дыхание, которое в свою очередь является основой речи.
Дыхательная гимнастика может включать следующие упражнения:
- «Ароматный цветок».
Я понюхаю цветочек -
как он пахнет хорошо,
Подарю цветочек маме и порадую её
Для этого упражнения можно представить, что перед вами цветок, а можно использовать искусственный или и настоящий цветок. Учите ребенка носом делать длительный вдох, а затем медленный плавный выдох ртом.
- «Осенние листочки».
Взрослый выкладывает на столе листочки (маленькие настоящие или вырезанные из цветной бумаги) и предлагает подуть на них. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи во время вдоха.
- .«Снегопад».
Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму и предлагает подуть на вату, представляя, что это снежинки. Взрослый показывает, как правильно дуть, ребёнок повторяет.
И многие другие дыхательные упражнения.
Для развития мелкой моторики можно применять следующие виды деятельности такие как:
-Массаж рук. (Можно использовать специальные массажные мячики, игрушки, прищепки или природный материал (шишки, орехи и д.т)).
-Рисование
-Застегивание и расстегивание молний и пуговиц
-Одевание и раздевание игрушек
-Пальчиковая гимнастика
-Игры с бумагой
-Игры с мелкими предметами (мозайка и т.п.)
- Игры с прищепками
Игр с прищепками очень разнообразны. («Прикрепить лучики солнышку», «Иголочки ёжику», «Хвостик морковке» и многие другие варианты игр.)
Так же можно использовать ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.
«Лиса»
Хитрая плутовка, рыжая головка
Ротик открывает, зайчиков пугает.
«Аист»
Аист крылья расправляет,
Аист клювик раскрывает
Так же можно проводить самомассаж с помощью прищепок.
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Роль логопеда в период адаптации сложно переоценить, ведь чем раньше мы выявим проблемы в развитии ребенка (будь то речевое развитие, или психическое), тем раньше начинается процесс коррекции. Поэтому период адаптации специалисты используют для установления контакта с ребенком, для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Сложнее всего период адаптации протекает у детей с тяжелыми множественными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра. Основной особенностью является практически полная невозможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Интерес к новым предметам чрезвычайно нестойкий, сконцентрировать их внимание на чём-либо удаётся лишь на очень непродолжительное время. В плане поведения эта группа детей не является однородной.
Для одних детей характерно выраженная активность, они расторможены, постоянно в движении, живо реагируют на новые предметы и игрушки, берут их, трясут, тянут в рот, но интерес очень быстро проходит , и ребенок переключаются на что-то другое.
У других детей, напротив, уровень психической активности чрезвычайно низок: они заторможены, интерес к окружающему отсутствует, не реагируют на новых людей и игрушки, контакт с ними резко затруднён.
Но объединяет этих детей невозможность выполнять даже простейших целенаправленных действий. Все попытки поиграть с детьми оказываются безуспешными. Даже при жёсткой организующей помощи взрослого возможны лишь кратковременные манипуляции с предметами по подражанию.
Дети с трудом понимают обращённую к ним речь (преимущественно эта речь, подкреплённая жестом, некоторые дети вообще не реагируют на речь, не откликаются на своё имя). Собственная речь детей находится в диапазоне от полного её отсутствия до звукокомплексов. Детям хорошо знакомы лишь предметы окружающей их обстановки.
Адаптации этих категорий детей к дошкольному учреждению, происходит по-разному. Для одних детей характерна лёгкая степень адаптации, как правило это дети с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями (они не привязаны ко взрослому, который за ними ухаживают, в первую очередь для них важны естественные потребности). Если они удовлетворены в своих потребностях (в основном это еда), то они чувствуют себя комфортно. Адаптация также может носить и тяжёлый характер, чаще это свойственно детям, имеющим расстройства аутистического спектра, которые сильно привязаны к окружающей обстановке, ритуалам.
Для таких детей это тяжелый и болезненный процесс, который может сопровождаться рядом негативных проявлений в состоянии ребёнка (отказ от еды, истерики, а главное - может начаться распад уже сформированных навыков и умений).
Встречаются дети, которые поступают в дошкольное учреждение, но не могут адаптироваться, и родители принимали решение отложить посещение детского сада на неопределённый срок.
Чтобы сгладить процесс адаптации ребенка к детскому саду поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоционального контакта: «ребенок- взрослый», специально подобранные сенсорные игры с такими детьми могут дать прекрасную возможность для установления контакта с ними.
Есть существенное различие: если во время адаптационных игр для ребенка с РАС взрослого не должно быть «слишком много», педагог первое время только наблюдает за ребенком, а потом ненавязчиво подключается, то для ребёнка с умственной отсталостью наоборот, нужны чёткие правила, постоянная помощь и поддержка взрослого.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период.
- игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми несколько раз в день, но недолго).
- важно использовать различные игры с водой и песком, тактильные игры, музыку, танцевальные движения и рисование, так как эти виды деятельности позволяют снять эмоциональное напряжение, снизить возбудимость, настроиться на позитивный лад.
- необходимо давать детям возможность проявлять спонтанные и естественные реакции.
Опыт коррекционной работы показывает, что работа с особыми детьми требует особого подхода, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания, интуиции.
Можно заранее составить план деятельности, но действовать в большинстве случаев придётся в зависимости от ситуации и желаний ребёнка. Поведение ребёнка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, постараться понять, что именно он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Вся педагогическая деятельность должна проходить в атмосфере доброжелательности. Всё, что происходит, сопровождается эмоциональным комментарием – проговариванием всех действий и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.
Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей может быть совершенно разной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребёнок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному.
Адаптационный период очень важен для будущего ребенка и только от взрослых зависит, какой результат мы получим в конце: успешная адаптация или тяжелая форма дезадаптации.