Руководителю. Глоссарий
Глоссарий из работы М.И. Рожкова, д.п.н., «Теоретико-методологические основы педагогики»
- Просмотров: 826
Источник: Эпистемотека Нижегородской электронной школы
Мыследеятельностная педагогика. Основные принципы мыследеятельностной педагогики, в том числе, основные принципы построения нового типа содержания образования, наиболее системно представлены в монографии Ю.В.Громыко, опубликованной в 2000 г. под названием «Мыследеятельностная педагогика».
В качестве главных отличительных признаков мыследеятельностной дидактики выделяются следующие:
1) Наличие деятельностной единицы содержания, которую передает педагог, работая с тем или другим учебным материалом. В основе такой единицы лежит культурный способ или фрагмент способа. Учитель должен иметь логически выстроенное описание данной единицы и схему работы с ней, выраженную в соответствующем наборе заданий.
Например, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения. Если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования.
2) Второй момент – наличие совместной деятельности учителя и ученика во время использования каких бы то ни было учебных форм. Сначала умеет делать учитель и это демонстрирует на уроке, затем в ходе определенного деятельностного взаимодействия с учителем учащийся осваивает то, что умеет педагог.
3) Третий момент – наличие рефлексии. Рефлексивность закладывается как в структуру устройства самих дидактических схем организации учебного материала, так и в способ работы с учащимися: в конце каждого занятия или на каком-то определенном этапе учитель организует осознанное присвоение учащимся содержания, направляя его сознание на то, что проделывалось во время учебного занятия конкретно с ним, а также со всеми другими учащимися.
4) Четвертый момент – ориентация дидактических схем на формирование и развитие у учащихся базовых способностей. Именно в форме развития способностей выражается качество образовательного процесса, его результативность.
- Просмотров: 1124