Источник: Эпистемотека Нижегородской электронной школы

Мыследеятельностная педагогика. Основные принципы мыследеятельностной педагогики, в том числе, основные принципы построения нового типа содержания образования, наиболее системно представлены в монографии Ю.В.Громыко, опубликованной в 2000 г. под названием «Мыследеятельностная педагогика».

В качестве главных отличительных признаков мыследеятельностной дидактики выделяются следующие:

1) Наличие деятельностной единицы содержания, которую передает педагог, работая с тем или другим учебным материалом. В основе такой единицы лежит культурный способ или фрагмент способа. Учитель должен иметь логически выстроенное описание данной единицы и схему работы с ней, выраженную в соответствующем наборе заданий.

Например, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения. Если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования.

2) Второй момент – наличие совместной деятельности учителя и ученика во время использования каких бы то ни было учебных форм. Сначала умеет делать учитель и это демонстрирует на уроке, затем в ходе определенного деятельностного взаимодействия с учителем учащийся осваивает то, что умеет педагог.

3) Третий момент – наличие рефлексии. Рефлексивность закладывается как в структуру устройства самих дидактических схем организации учебного материала, так и в способ работы с учащимися: в конце каждого занятия или на каком-то определенном этапе учитель организует осознанное присвоение учащимся содержания, направляя его сознание на то, что проделывалось во время учебного занятия конкретно с ним, а также со всеми другими учащимися.

4) Четвертый момент – ориентация дидактических схем на формирование и развитие у учащихся базовых способностей. Именно в форме развития способностей выражается качество образовательного процесса, его результативность.

***

Проблема – особое мыслительное образование, обнаруживающее границу наших знаний. Это – горизонт, черта, отделяющая область известного от области, в которой у нас нет знаний. Другое представление проблемы – это представление о границе наших возможностей. В этом представлении проблема – это задача, не имеющая решения никакими существующими у человечества средствами. Черта, отделяющая область того, что мы можем, от области того, что мы не можем.

И, наконец, третье представление проблемы связано с понятием проблемной ситуации, т.е. ситуации неразрешимого при имеющихся у человечества знаниях и средствах противоречия между двумя позициями. Такое – неразрешимое – столкновение позиций как раз и показывает «дырку» в наших знаниях. Позицию при этом очень важно отличать от точки зрения и мнения по тому признаку, что позиция – это единство собственных мировоззренческих и мыслительных оснований в процессах мышления, коммуникации и действия.

Особенно важно то, что проблема является особого рода знанием – «знанием о незнании». Проблема, как правило, выражена в форме вопроса, на который наука не в состоянии дать ответ, или же задачи, которую наука не в состоянии решить.

***
Проблемное обучение – "обучение при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей" (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - с.197).
***

Проект - целенаправленная коллективная (или индивидуальная) деятельность, ограниченная временными рамками и направленная на изменение проектируемого объекта (предмета, пространства, среды, ситуации) с предполагаемым результатом, осуществляемая на основе мышления и рефлексии собственной деятельности.

***

Развивающее обучение, "направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей" (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - с.242). Основы теории были заложены Л.С.Выготским, который обосновал теорию об отношении процессов обучения и внутренних процессов развития. "По Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, а второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребёнка. ... Существенным признаком обучения является то, что оно создаёт зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития... С этой точки зрения обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека" (Там же, с.242). Теория Л.С.Выготского была проверены и адаптирована для практики массовой школы двумя научно-практическими коллективами созданными Л.В.Занковым и Д.Б.Элькониным.

***

Системомыследеятельностный подход разработан методологической группой под руководством Г.П.Щедровицкого. Подход предполагает "возникновение производительной коммуникации между "носителем опыта деятельности" и "неофитом", вопрос, обращенный к носителю опыта о том, как он осуществляет ту или иную мыследеятельность, требует от него выхода в рефлексию (рефлексивную позицию).
Обращение этой рефлексии на те или иные аспекты осуществляемой мыследеятельности (в зависимости от целей обучения-воспитания и концепции педагогической деятельности), попытки зафиксировать эти аспекты в объективированных формах и, наконец, появление фигуры "посредника" - профессионального педагога, берущего на себя функцию нормативного описания деятельности и обеспечения процессов её усвоения - вот те ключевые "узлы", которые задают системомыследеятельностную картину педагогической ситуации" (П.Г.Щедровицкий. Очерки по философии образования (статьи и лекции), М., 1993. - с.138-139). "Основным результатом актов проектной мыслекоммуникации представителей различных систем мыследеятельности является появление новых типов общественных связей, которые реально удерживает коммуницирующий проектировщик. Эти новые связи возникают за счет того, что проектировщик вводит в сознание коммуникантов нормативное видение будущего" ( Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования, М.:МАРО, 1996. - с.28).

***

Эпистемотека — это образовательный портал нового типа, это уникальная эпистемическая модель обучения, которая выводит школьников к самым передовым рубежам развития современного знания. Эпистемотека как образовательный портал, нацеливающий школьников на освоение эпистемических технологий, позволяет:
1. организовывать коллективное мышление учащихся, направленное на получение нового знания;
2. резко расширять поля коммуникации, организуя школьникам доступ к самым разным экспертам, живущим в России и за рубежом, работающим в самых престижных вузах и исследовательских институтах мира;
3. за счет этого — выводить учащихся к границам современного знания и показывать, что сегодня человечество в принципе знает, а чего оно не знает;
4. учить школьников ставить и решать проблемы; создавать команды и коалиции для разработки и реализации исследовательских программ и проектов;
5. создавать команды и коалиции для разработки и реализации исследовательских программ и проектов,
и все это проделывать с любой школьной аудиторией, а не только с отдельно взятыми одаренными детьми.
***
Эпистемические технологии разработаны в России. В их основе лежит системомыследеятельностный подход, который позволяет работать со знаниями более эффективно, нежели в рамках семантической и тем более информационной парадигм. Мировой стандарт сегодня – IT-технологии, которые нацелены на хранение, обработку и передачу информации в цифровом виде. Мировой стандарт завтра и российский сегодня – это ЭT на базе IT. Эпистемические технологии нацелены на работу именно со знаниями в самых разных научных областях, системах деятельности и сферах практики. Субъектами использования эпистемических технологий являются проектно-целевые сообщества, которые сетевым образом организованы и ориентированы на создание прорывных интеллектуальных продуктов, имеющих высокую стоимость. Опираясь на этот интеллектуальный актив (эпистемические технологии + проектно-целевые сообщества), Россия может занять лидирующую позицию в экономике знаний, формируя новую, «эпистемическую волну».

Источники:

Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования // Вопросы философии. — 2002. — №2. — С. 175 - 180.
Громыко Н.В. Мыследеятельностная эпистемология: новые способы и формы работы со знанием // Философские науки. М., 2008. № 9. С.55–71.
Громыко Н.В. Способы обновления знаний. Эпистемотека. (Руководство для управленцев и педагогов). М.: Пушкинский институт, 2007.
Громыко Н.В. Что такое эпистемотека // Вопросы философии. М., 2008. № 7. С.90–105. 1,0 п.л.
Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. 1998

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter