Светлана Викторовна Курбанова, директор школы № 72, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2016" в номинации "директор-экономист".
Как вы приняли решение участвовать в конкурсе «Директор школы»?
Когда я принимала решение об участии в конкурсе, скорей всего, вообще не задумывалась – зачем.
Если быть откровенной, то, поразмышляв на тему, предложенную для эссе, «Управленческий компромисс: опыт поиска баланса желаемого и возможного», я поняла, что мне есть о чем рассказать, и не стала отказываться от предложения участвовать в конкурсе.
Чем заинтересовала Вас тема конкурса 2017 года, заданная для эссе?
Каждый год поражаюсь умению организаторов конкурса предлагать участникам «многослойные» темы для эссе. Тема 2016 года не была исключением. По высказыванию кого-то из современников, «Компромисс – это снисхождение до обстоятельств, но «обстоятельства» – люди». В своем эссе я попыталась дать ответы на вопросы: в каких случаях для меня компромисс был предпочтителен, а в каких оказался неприемлем; как руководителю обеспечить развитие школы, где обучаются дети с разными образовательными потребностями и возможностями, стоять на своем, проявляя упрямство, или идти на разумные уступки.
Какие конкурсные испытания оказались для Вас наиболее трудными?
Любой конкурс – это волнение; многие участники после конкурса говорили о том, что вообще не помнят, как всё происходило, особенно в первый день очного тура. Для меня самым сложным из испытаний очного тура оказались «видеовопросы», на которые требовалось ответить сразу, в течение минуты. Как правило, мне требуется больше времени на раздумья.
Что Вы можете сказать об атмосфере конкурса?
Если говорить об атмосфере конкурса, то она удивительная. Участников поддерживают все, начиная от команды поддержки из школы, заканчивая всеми присутствующими финалистами прошлых лет из разных уголков России. Нас называли «наши новенькие». Как говорят сами организаторы, «Через три дня вы забудете об испытаниях, о том, что вы соперничали, вы будете членами одного сообщества директоров – финалистов конкурса». И это не просто слова. Осознание того, зачем я приняла участие в конкурсе, пришло уже после его окончания.
Какие новые возможности раскрыл перед Вами конкурс «Директор школы»?
Каждый из нас не просто получил статус финалиста, мы приобрели возможность ознакомиться с опытом других регионов и стран, продолжить профессиональное сотрудничество с коллегами из разных образовательных организаций (от малокомплектных школ до «крупногабаритных» комплексов). Стажировки, организуемые для финалистов конкурса, расширяют горизонты, заставляют задуматься над вроде бы привычными и давно решенными вопросами, взглянуть на них по-другому… Ты как будто получаешь новый импульс к дальнейшему развитию.
Ваш инновационный проект в этом учебном году получил статус МИП. Это как-то связано с конкурсом?
В прошлом году, после конкурса, проучившись управленческой командой на дистанционном курсе, мы провели исследование социального капитала, приняли решение внести изменения в систему методической работы школы, приступили к освоению «кураторской методики», организовали взаимное обучение педагогов в тройках. Одна из задач такого обучения – освоение аспектного анализа урока. На мой взгляд, такое акцентирование внимания на процессе преподавания, на взаимодействии учителя и ученика, позволит решить очень важную проблему обеспечения равенства стартовых возможностей ребенка независимо от финансовых возможностей его семьи, от того, в какую школу он попал (престижную или не очень), от того, какой у него учитель (заслуженный или молодой специалист). Этот проект реализуется нами в сотрудничестве с Екатериной Николаевной Куксо, аспирантом НИУ ВШЭ, магистром организационной психологии Манчестерского университета.
Что бы Вы хотели сказать Вашим коллегам, потенциальным участникам конкурса?
Я думаю, что бояться этого конкурса будущим участникам точно не надо. Даже если вы не станете призером, у вас появиться возможность взглянуть на свою работу с другого ракурса. Вы увидите много интересного, уверяю вас!