27 января 2022 г. состоялась Малая открытая конференция на тему «Педагогическое проектирование, анализ и сопровождение индивидуальных образовательных ситуаций на разных образовательных уровнях: опыт, проблемы, перспективы». Организаторы конференции — МОУ «ГЦРО» (директор Бушная О.В.) и МОУ «Средняя школа № 56» (директор Озерова Т.Н.) города Ярославля.
В конференции приняли активное участие педагоги Ярославля, специалисты образовательных учреждений Москвы и Ижевска. В статусе слушателей к конференции подключались специалисты школ Ярославской области и некоторых городов России: Москвы, Ижевска, Норильска, Усть-Илима и др. На конференции был представлен опыт работы Муниципального ресурсного центра (МРЦ) педагогического проектирования образовательных ситуаций разного уровня: индивидуальных, групповых, институциональных. Представлялись подходы к повышению качества реализации федеральных государственных образовательных стандартов с помощью уникальных моделей сопровождения учащихся школ и воспитанников дошкольных учреждений, имеющих разнообразные трудности в реализации образовательного маршрута. В конференции с докладами выступали руководители образовательных учреждений, педагоги-психологи, воспитатели, заместители директоров школ. Всех участников конференции объединял многолетний интерес к технологии «Социомониторинг Сервис», которая активно используется ими в информационном обеспечении педагогического проектирования и в процессе регулирования отношений всех участников образовательного процесса — взрослых и детей. Гостей приветствовала Богомолова Л.В., методист МОУ «ГЦРО», координатор Сетевого ресурсного многопрофильного центра неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций».
Историческая ретроспектива по осмыслению проектирования как дидактической системы и управленческой технологии была раскрыта в докладе Хабаровой О.Е., методиста МОУ «ГЦРО». Представление опыта проектирования началось с трех ведущих докладов руководителей МОУ «Средняя школа № 56». В содержании выступлений подчеркивалась необходимость документирования всех без исключения проектировочных тактов для преодоления субъективизма в процессе реализации системы сопровождения индивидуальных и групповых образовательных ситуаций. В докладе команды МДОУ № 233 была представлена масштабная работа по успешному сопровождению трудноразрешимых образовательных ситуаций на уровне воспитанников и педагогов. Руководители МДОУ № 182 представили опыт работы по выявлению скрытых факторов, влияющих на уровень комфортности пребывания детей в воспитательных группах и развитию культуры речевого поведения воспитателей. Директор МОУ «Начальная школа - детский сад № 115» Зеленцова Н.Н., ознакомила участников конференции с уникальным проектом по выявлению и актуализации культурного потенциала педагогов и воспитанников как базового основания проектировочной педагогической деятельности. Инновационная команда МДОУ № 44 представила обширный методический арсенал проектировочной деятельности, обеспеченной систематическим мониторингом ее эффективности. МДОУ «Детский сад № 12» представил уникальный опыт разработки и внедрения гендерных принципов в практику педагогического проектирования коммуникативных, средовых и организационных условий воспитания детей дошкольного возраста. МДОУ «Детский сад № 8» представил проект сопровождения воспитанников на двух уровнях: дошкольного и начального образования.
В конференции приняли участие партнеры «Школы проектирования» из других регионов: ГБОУ г. Москвы «Школа № 1363», занимающая 3-е место в топ 20 школ г. Москвы, ГБПОУ г. Москвы «Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26» - самое крупное учреждение профессионального образования столицы, МОУ СОШ № 46 г Ижевска. Все эти учреждения активно используют продукты МРЦ г. Ярославля, созданные в многолетней практике инновационной работы. Коллегами были представлены модели организации информационного обеспечения деятельности проектирования в системе профессионального образования, в службах примирения, а также в системе преемственности сопровождения детей между всеми образовательными уровнями: ДОО, НОО, ООО и СПО. Специалисты школы МАОУ СОШ № 46 г. Ижевска представили опыт сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и опекаемых, а также систему проведения мероприятий, формирующих экологию общения детей и взрослых в образовательном процессе. В числе приглашенных участников конференции были научные сотрудники кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета, которые в 2021 году ознакомились с опытом работы инновационных площадок и приступили к внедрению технологии «Социомониторинг Сервис» в ряде учреждений г. Ижевска.
Для участия в конференции подключились 56 образовательных организаций. Общее число участников конференции составило около 80 человек.
Положительные отзывы гостей конференции мотивируют нас на продолжение работ в сфере педагогического проектирования и открывают новые горизонты для межрегионального сотрудничества.
Отзыв Савельевой Марины Геннадьевны, доцента кафедры педагогики и педагогической психологии УдГУ, г Ижевск:
«Уважаемые коллеги! Большое спасибо за приглашение принять участие в конференции. Доклады были очень содержательные, логично выстроенные, видно, что педагоги работают в системе, накопили богатый опыт работы с методом социомониторинга и готовы им поделиться. С большим вниманием слушали установочный доклад Хабаровой О.Е. Вопрос об образовательном проектировании в исторической ретроспективе в ее докладе был очень интересно раскрыт».
Отзыв Яковлевой Ольги Михайловны, педагога-психолога ГБОУ г Москвы «Школа № 1370»:
«Каждая встреча с единомышленниками и профессионалами высокого уровня – это праздник. Благодарю всех, кто его организовал и провел такую незабываемую встречу.
Все докладчики осветили свою работу и поделились наработками без пафосного самолюбования, хотя по праву заслужили аплодисменты».
По итогам конференции планируется выпуск сборника докладов.
Видеозапись конференции https://youtu.be/bEdVV4BnLuU
Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте