Завершил свой первый год работы Многопрофильный ресурсный центр неформального образования «Проектирование образовательной ситуации на индивидуальном, групповом, институциональном уровнях». Центр объединяет ресурсы 21 организации: МДОУ № 8, 26, 40, 44, 57, 59, 62, 72, 73, 84, 91, 110, 144, 182, 218, 232, 233, 241, МОУ СШ № 56, 68, начальная школа-детский сад № 115. Сопровождение, координацию деятельности осуществляет команда МОУ «ГЦРО»: руководитель О.В. Бушная, директор центра; координаторы и консультанты проекта Л.В. Богомолова, О.Е. Хабарова.

Встреча прошла в формате брифинга руководителей. Такая форма работы позволила оперативно подвести итоги деятельности МРЦ за год. Руководителям удалось рассказать об основных достижениях, обозначить основные проблемы и перспективы на следующий год. Многопрофильность центра позволяет сделать выбор в соответствии со своими потребностями и интересами и выстраивать свой индивидуальный трек в сообществе, используя возможности неформального образования. В течение года к нам присоединились около 15 организаций-партнеров. Мы надеемся быть им полезными в развитии проектировочной компетентности.

Уровень руководителей наших команд позволяет сегодня активно участвовать в региональных и федеральных проектах. При этом главными благополучателями наших проектов являются все участники образовательных отношений. Брифинг позволил увидеть все многообразие наших площадок, представить модель МРЦ, презентовать промежуточный продукт. Более 50% команд используют технологию «Социомониторинг Сервис», отмечая её высокую эффективность в разрешении проблемных образовательных ситуаций детей и исследуют ее новые возможности.

24 мая 2022 г. методист ГЦРО Хабарова О. Е. совместно с командой МРЦ школы № 68 под руководством директора школы Голубевой Маргариты Алексеевны организовали встречу в формате клуба педагогов-психологов, занимающихся технологией «Социомониторинг Сервис».

Заседание клуба открыла директор школы Маргарита Алексеевна и своим выступлением создала особую атмосферу для клубного общения, обозначив непреложные ценности, которые чрезвычайно важны в работе педагогов-психологов. В заседании клуба приняли участие 21 человек из школ № 68, 56, 115, 28, ДОУ№ 233, 91, 44, 8, 84, 72, 218. В клубной беседе все участники представляли коллегам свои самые значимые наработки, обсуждали совместно и определяли линии интересных всем площадкам МРЦ перспективных направлений в работе, а также ратовали за более интенсивные способы обмена актуальной информацией. Участники договорились о необходимости создания в телеграм канале группы «СоциомониторингЯР», которую будет администрировать педагог-психолог начальной школы-сада № 115 Юлия Сергеевна Онучина.

Одним из ведущих направлений в будущем учебном году единогласно было определено следующее: «Разработка способов, приёмов и форм организации образовательной деятельности в разнополых воспитательных группах и учебных классах на принципах природосообразной гендерной педагогики». Хабарова О. Е. сориентировала всех участников на более активное использование информационных ресурсов, расположенных в сети «ВКонтакте» в группе «СоциомониторингPRO», которые постоянно пополняются информацией разработчиками этой системы.

Участники круглого стола выразили большое удовлетворение результатами встречи и сформировали для себя новые условия сотрудничества на будущий год. Все педагоги-психологи МРЦ, использующие технологию «Социомониторинг сервис», могут войти в группу на телеграм канале по персональному запросу, отправив СМС сообщение по номеру телефона 8(910)8104655 для Юлии Сергеевны с просьбой включения их в группу «СоциомониторингЯР» и указав ФИО и номер учреждения.

Все участники клуба выразили сердечную благодарность директору школы Маргарите Алексеевне Голубевой за высокий уровень организационной культуры в проведении заседания клуба и максимально комфортные условия для открытого диалога.

  

22.04.2022 состоялся очередной семинар сопровождения команд, участниц МРЦ «Сетевой ресурсный многопрофильный центр неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций» – ПДС № 8.

Участники: МОУ «ГЦРО», МДОУ № 8, 26, 40, 44, 57, 59, 62, 72, 73, 84, 91, 110, 144, 182, 218, 232, 233, 241; МОУ СШ № 56, 68, МОУ Начальная школа – детский сад № 115.

Семинар проходил онлайн на платформе «ZOOM». Работали 26 активных студий ОО и МОУ «ГЦРО». Организатор ВКС – ДОУ № 40, заведующий Пилипец Ирина Анатольевна. Режим онлайн не помешал участникам активно и эмоционально включиться в обсуждение проблемы качества работы МРЦ. Новый взгляд на КАЧЕСТВО деятельности МРЦ позволил руководителям найти свою ФОРМУЛУ КАЧЕСТВА, включив в нее такие составляющие:

  • опора на современные теории и философии качества: «Философия Кайдзен», «Философия тотального качества»
  • реализация принципов оптимизации, интеграции и др.
  • качественное планирование
  • освоение рефлексивной компетенции
  • развитие навыков публичного выступления и др.

21 апреля 2022 г. на базе средней школы № 56 состоялся семинар-практикум для педагогов-психологов дошкольных, школьных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования на тему «Мониторинг и анализ социальных процессов и кризисных ситуаций в воспитательных группах дошкольных учреждений, учебных группах общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования».

На семинаре присутствовали специалисты образовательных учреждений города, а также Ярославского района (МОУ «Григорьевская средняя школа») и Первомайского района (МОУ Пречистинская средняя школа). Общее число участников семинара – 18 человек.

Семинар открыла директор школы Озерова Т. Н. Она отметила, что технология Социомониторинга в школе используется уже более 18 лет. За это время школа неуклонно формировала высокий уровень качества образования, что подтверждается отличными результатами по ЕГЭ и ГИА.

На семинаре выступили опытные специалисты в сфере мониторинга социальных процессов: Малышева Н. А. представила результаты двухлетнего мониторинга начальной школы в СОШ № 28, Сидорова М.А. детально представила технологию мониторинга социальных отношений детей с 3 и до 7 лет. Педагог-организатор ГОАУ ДО ЯО «Центра детей и юношества» Хабарова Е.В. рассказала об особенностях использования технологии «Социомониторинг Сервис» в учреждении дополнительного образования на этапе проведения замеров.

14 апреля 2022 г. в 14.00 в режиме ВКС состоялась панельная дискуссия «Патриотическое воспитание: новый взгляд, субъектно-ориентированный подход». Её целью было обсуждение современных идей по патриотическому воспитанию школьников, обновление содержания деятельности ОУ по патриотическому воспитанию школьников.

В дискуссии принимали участие руководители и специалисты ОУ города Ярославля, Ростова, Владимира, Углича. В качестве эксперта выступала Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор.

Панельная дискуссия включала в себя выступления:

1. Голубева Маргарита Алексеевна, директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 68», г. Ярославль с темой «Патриотическое воспитание – вызовы времени».
2. Богомолова Лидия Вадимовна, методист, руководитель «Школы проектирования», с темой «Новый взгляд на патриотическое воспитание: ревизия ценностей или поиск новых форматов взаимодействия?».
3. Хабарова Ольга Ефимовна, методист МОУ «ГЦРО», автор ПМК «Социомониторинг Сервис», муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 56», г. Ярославль с темой «К вопросу о формировании идеалов мужского и женского поведения в системе патриотического воспитания школьников».
4. Сосина Ирина Николаевна, учитель начальных классов, классный руководитель 3а кадетского класса, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21», г. Владимир, с темой «Формирование классного коллектива в системе кадетского образования».
5. Ушакова Людмила Александровна, социальный педагог, учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 68», г. Ярославль с темой «Патриотизм как повседневный образ жизни».

13 апреля 2022 года на базе МДОУ «Детский сад № 73» состоялся семинар для старших воспитателей и педагогов, работающих с детьми раннего возраста, участников МРЦ «Сетевой ресурсный многопрофильный центр неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций».

На семинаре был представлен опыт работы МДОУ «Детский сад № 73» по оздоровлению детей в ДОО через создание системы работы, обеспечивающей комплексное сопровождение детей, родителей и педагогов, с грамотным применением здоровьесберегающих технологий.

Вниманию слушателей были представлены разные формы работы при организация совместных мероприятий по оздоровлению детей раннего возраста.

Данный материал можно использовать в практике любой дошкольной организации. Описанная серия мероприятий адаптивна, и ее применение может способствовать повышению качества деятельности ДОО с детьми раннего возраста.

18 марта 2022 года на платформе ZOOM состоялся очередной семинар сопровождения управленческих команд Сетевого ресурсного многопрофильного центра неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций». Организатор конференции – МДОУ «Детский сад № 40», заведующий Пилипец Ирина Анатольевна.

В работе семинара приняли участие 19 управленческих команд города Ярославля, руководитель МРЦ – директор МОУ «ГЦРО» О.В Бушная, координатор проекта – методист МОУ «ГЦРО» Л.В. Богомолова. Эксперт – автор технологии «Социомониторинг Сервис» О.Е. Хабарова.

Основной задачей семинара стало формирование представления у участников о промежуточном продукте деятельности ресурсного центра по итогам работы в 2021/2022 учебном году. Особое внимание уделено видам предполагаемых продуктов, качественному оформлению материалов образовательных мероприятий, проведенных участниками МРЦ для управленческих команд и педагогов МСО.

Участники семинара провели рефлексию событий января-февраля 2022 года. Особое внимание было уделено участию команд в конференциях разного уровня: конференции от 27.01.2022 на базе МОУ СШ № 56 «Педагогическое проектирование, анализ и сопровождение индивидуальных образовательных ситуаций на разных образовательных уровнях: опыт проблемы, перспективы»,76-й Международной научной конференции «Чтения Ушинского» 2-3 марта 2022, конференции, прошедшей 21–22 февраля в г. Москва.

15.02.2022 в рамках реализации инновационного проекта МРЦ «Сетевой ресурсный многопрофильный центр неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций» проведён мастер-класс «Современные практики трудового воспитания». Мероприятие подготовлено в сетевом взаимодействии творческих команд муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Детский сад № 144» и «Детский сад № 241».

В мастер-классе приняло участие 39 педагогов из 15 дошкольных учреждений г. Ярославля. Мероприятие проведено в онлайн-формате на платформе ZOOM.

В ходе мастер-класса слушателям были представлены:

1. Лекция с элементами беседы «Трудовое воспитание в отечественной педагогике: что изменилось» (подготовила и провела старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 241» Дубынина Н.А.)
2. Анализ задач раздела «Трудовое воспитание» в современных образовательных программах дошкольного образования (подготовила и провела старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 144» Семерикова Н.А.)
3. Образовательная деятельность с детьми 3-4 лет по художественному труду «Котёнок или тигрёнок» - открытое занятие в режиме реального времени (подготовила и провела воспитатель МДОУ «Детский сад № 144» Дудник Н.Е.)

На мастер-классе были затронуты вопросы актуальности трудового воспитания в историческом экскурсе и на современном этапе, рассмотрены основные аспекты и компоненты трудовой деятельности, проанализированы примерные комплексные образовательные программы дошкольного образования по данному направлению. Особый интерес у слушателей вызвало открытое занятие с детьми, проведённое в практической части. Слушатели активно включились в анализ образовательной ситуации с точки зрения формирования и развития у детей нравственных, когнитивных и практических задач будущей трудовой деятельности, которые решались в ходе данного занятия.

Материалы мастер-класса (презентация) будут представлены на сайтах МДОУ № 144 и № 241 в разделе «Инновационная деятельность»

Фотографии

27 января 2022 г. состоялась Малая открытая конференция на тему «Педагогическое проектирование, анализ и сопровождение индивидуальных образовательных ситуаций на разных образовательных уровнях: опыт, проблемы, перспективы». Организаторы конференции — МОУ «ГЦРО» (директор Бушная О.В.) и МОУ «Средняя школа № 56» (директор Озерова Т.Н.) города Ярославля.

В конференции приняли активное участие педагоги Ярославля, специалисты образовательных учреждений Москвы и Ижевска. В статусе слушателей к конференции подключались специалисты школ Ярославской области и некоторых городов России: Москвы, Ижевска, Норильска, Усть-Илима и др. На конференции был представлен опыт работы Муниципального ресурсного центра (МРЦ) педагогического проектирования образовательных ситуаций разного уровня: индивидуальных, групповых, институциональных. Представлялись подходы к повышению качества реализации федеральных государственных образовательных стандартов с помощью уникальных моделей сопровождения учащихся школ и воспитанников дошкольных учреждений, имеющих разнообразные трудности в реализации образовательного маршрута. В конференции с докладами выступали руководители образовательных учреждений, педагоги-психологи, воспитатели, заместители директоров школ. Всех участников конференции объединял многолетний интерес к технологии «Социомониторинг Сервис», которая активно используется ими в информационном обеспечении педагогического проектирования и в процессе регулирования отношений всех участников образовательного процесса — взрослых и детей. Гостей приветствовала Богомолова Л.В., методист МОУ «ГЦРО», координатор Сетевого ресурсного многопрофильного центра неформального образования «Теория и практика социально-педагогического проектирования образовательных ситуаций».

Историческая ретроспектива по осмыслению проектирования как дидактической системы и управленческой технологии была раскрыта в докладе Хабаровой О.Е., методиста МОУ «ГЦРО». Представление опыта проектирования началось с трех ведущих докладов руководителей МОУ «Средняя школа № 56». В содержании выступлений подчеркивалась необходимость документирования всех без исключения проектировочных тактов для преодоления субъективизма в процессе реализации системы сопровождения индивидуальных и групповых образовательных ситуаций. В докладе команды МДОУ № 233 была представлена масштабная работа по успешному сопровождению трудноразрешимых образовательных ситуаций на уровне воспитанников и педагогов. Руководители МДОУ № 182 представили опыт работы по выявлению скрытых факторов, влияющих на уровень комфортности пребывания детей в воспитательных группах и развитию культуры речевого поведения воспитателей. Директор МОУ «Начальная школа - детский сад № 115» Зеленцова Н.Н., ознакомила участников конференции с уникальным проектом по выявлению и актуализации культурного потенциала педагогов и воспитанников как базового основания проектировочной педагогической деятельности. Инновационная команда МДОУ № 44 представила обширный методический арсенал проектировочной деятельности, обеспеченной систематическим мониторингом ее эффективности. МДОУ «Детский сад № 12» представил уникальный опыт разработки и внедрения гендерных принципов в практику педагогического проектирования коммуникативных, средовых и организационных условий воспитания детей дошкольного возраста. МДОУ «Детский сад № 8» представил проект сопровождения воспитанников на двух уровнях: дошкольного и начального образования.

17.12.2021 команды МДОУ № 26 и МДОУ № 232 завершили цикл семинаров по проектной деятельности "От идеи к результату" в рамках сетевого взаимодействия с МДОУ № 58, 96, 133 и 172. Управленческие команды ознакомились со структурой, содержанием каждого раздела проекта и реализуют свои проектные идеи.

Удачи командам!