Детский сад № 179 города Ярославля специализируется на помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в основном обусловленными тяжелыми нарушениями речи. На текущий момент в детском саду 307 воспитанников, из них для 237 воспитательно-образовательный процесс строится по адаптированным основным образовательным программам: для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением слуха, с задержкой психического развития.
Наш детский сад реализует инклюзивное образование в разных формах: группы компенсирующей направленности, группы комбинированной направленности, Консультационный пункт, группы раннего развития.
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.
Безопасность образовательной среды дошкольного учреждения может быть обеспечена только единством действий всех участников образовательного процесса:
- соблюдение требований нормативно-правовых актов, направленных на охрану жизнедеятельности воспитанников и труда работников дошкольного учреждения;
- предотвращение потенциальных угроз техногенно-криминалистического характера для сохранения жизни и здоровья участников образовательного процесса;
- профилактика рисков физической и психологической безопасности детей в процессе образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения» реализуются воспитателями, специалистами по физической культуре, медицинскими работниками и другими сотрудниками учреждения. Их задача, таким образом выстроить ежедневную деятельность детей, чтобы они чувствовали себя комфортно и в полной безопасности.
Психологическая безопасность образовательной среды – это процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включённых в неё участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой.
Хорошо продуманная и организованная многофункциональная предметно-развивающая среда, стимулирует развитие социальных и коммуникативных компетенций, стремление ребенка к исследовательской деятельности, креативности, то есть всех тех возрастных характеристик, которые должны сформироваться у детей на этапе дошкольного образования.
Сохранение жизни и здоровья детей – является одним из приоритетных направлений работы детского сада. В группах и кабинетах специалистов создана безопасная полифункциональная предметно-развивающая среда, которая включает в себя современное оборудование.
Жизнь меняется, меняются и дети, с которыми мы работаем. И все чаще задаем вопрос: что делать, что использовать, чтобы наши дети с ограниченными возможностями здоровья получили максимально возможную коррекцию и компенсацию. Интерес вызывают полисенсорные игры и пособия, которые помогают детям приобретать новый опыт и способствуют активизации наибольшего количества анализаторов. Поэтому, главная задача родителей дома, а педагогов - в образовательных учреждениях – создать максимально насыщенную полисенсорную среду.
Актуальность создания безопасной полисенсорной среды в ДОУ заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование игровых пособий способствует более легкому и прочному усвоению материала детьми и повышает эффективность логопедической работы, формирует положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями. Упражнения и задания на материале авторских пособий, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции.
Пособия являются авторскими, придуманы и апробированы учителями-логопедами высшей квалификационной категории Сорокиной Еленой Владимировной, Федоровой Марией Юрьевной, Трушиной Натальей Игоревной. Изготовлены из долговечного, безопасного материала – березовой фанеры. Прозрачная часть - это прочный, пластичный материал полиэтилентерефталат (ПЭТ), фигурки окрашены и покрыты безопасными акриловыми материалами. Часть пособий крепится на подставке, благодаря чему ее можно использовать в вертикальном положении. Именно поэтому в период дистанционных занятий это очень востребовано педагогами.
Отличительной особенностью данных пособий является многофункциональность – возможность использования с детьми разных возрастных групп и разных нозологий.
Задачи, решаемые в ходе коррекционно-развивающей работы:
- формирование сенсорных эталонов;
- развитие познавательных процессов (слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, логического мышления, способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
- развитие пространственных представлений,
- развитие мелкой моторики.
- развитие речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;
- расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи;
- формирование элементарных математических понятий;
- автоматизация звуков в речи;
- развитие навыков связной речи;
- подготовка к обучению грамоте.
Таким образом, все представленные авторские многофункциональные игры и пособия, основанные на принципе максимального увеличения сенсорной информации, включаются в коррекционно-развивающее обучение детей раннего и дошкольного возраста и являются важной составляющей безопасной полисенсорной среды ДОУ.
Учителя-логопеды: Сорокина Е.В., Федорова М.Ю., Трушина Н.И.