Нейропсихология изучает взаимосвязь между мозгом и психической деятельностью, включая память, внимание, мышление, эмоции и поведение.
Нейропсихологическая безопасность детей — это очень важный аспект их развития и благополучия.
В современном мире, где дети сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями и воздействиями, защита и поддержка их нейропсихологического здоровья становится все более актуальной задачей.
1. Нейропсихологические угрозы для детей дошкольного возраста
- Развитие и воспитание ребенка без учета закономерностей развития ЦНС и законов развития мозга человека
- Перегруз информацией — может вызвать стресс и нарушения внимания. Отсутствие времени на игру и отдых. Постоянные занятия и тренировки могут забирать у ребенка время, которое принадлежит детским играм, отдыху и самостоятельному исследованию мира вокруг. Это может ограничить разностороннее развитие и творческие способности ребенка.
- Недостаток стимуляции развития — замедляет развитие речи, мышления и других важных навыков
- Неправильное питание — влияет на работу мозга и общее развитие
- Недостаточный сон — снижает когнитивные способности и уровень внимания
- Отсутствие режима — затрудняет формирование полезных привычек и дисциплины (а что такое дисциплина) раскрыть …
- Недостаток физической активности — влияет на развитие моторики и когнитивных функций
- Стресс — вызванный нестабильной обстановкой дома или в детском саду, может нарушить эмоциональное равновесие ребёнка
- Агрессивное окружение — способствует развитию тревожности и страхов
- Чрезмерное использование гаджетов — может привести к нарушениям внимания, памяти и мышления.
- Недостаток общения — ограничивает социальное и эмоциональное развитие
- Токсичные вещества — воздействие на организм химических веществ может негативно сказаться на здоровье и развитии мозга
- Некомпетентность специалиста. Появление «уникальных специалистов и чудо – методик».
2. Ключевые компетенции педагога по обеспечению нейропсихологической безопасности:
- Понимание основ развития детского мозга — знание этапов и механизмов развития. Поддержка нейропластичности мозга. Раннее детство — это период, когда мозг наиболее восприимчив к изменениям и формированию нейронных связей.
- Умение распознавать признаки нарушений — внимание к изменениям в поведении и когнитивных функциях.
- Знание методов коррекции и стимуляции развития — применение эффективных программ и упражнений.
- Понимание развивающихся потребностей ребенка: умение адаптировать подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.
- Навыки конфликтологии и медиации: способность разрешать конфликты мирным путем, находить компромиссы и способы справедливого урегулирования.
- Навыки коммуникации с родителями — информирование о состоянии ребёнка и рекомендации по воспитанию.
- Саморегуляция эмоций: контроль над своими эмоциями, способность сохранять спокойствие и устойчивость в стрессовых ситуациях. Владение методами релаксации и снятия эмоционального напряжения у себя и у детей
- Знание принципов психологической поддержки: понимание основных принципов работы с эмоциональным состоянием ребенка, умение помогать ему справляться с трудностями.
- Знание принципов здорового питания и физической активности
- Культура безопасности и профилактика: знание основных принципов обеспечения безопасной среды для ребенка, включая профилактику насилия, детского дискриминационного поведения и других угроз его психологическому благополучию.
В наших силах сделать еще один шаг к созданию безопасной и поддерживающей среды, которая способствует здоровому развитию ребёнка в дошкольном возрасте. Совместными усилиями мы сможем обеспечить нейропсихологическую безопасность своих воспитанников