Круглый стол «Наставничество в деятельности социального педагога и психолога» собрал большую команду педагогов-психологов и социальных педагогов.
В режиме диалога специалисты обсудили вопросы применения наставничества в работе с педагогами, родителями, коллегами и детьми в образовательных организациях различных типов.
Модератор круглого стола Угарова М.Г., к.пс.н, старший методист МОУ «ГЦРО», обозначила перспективность использования целевой модели наставничества, отметила значимость подбора наставников и обозначила ведущие качества и ролевые позиции наставника.
Клемина С.Н., педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 240», представила опыт наставнической работы педагога-психолога в МДОУ в рамках родительского клуба, подчеркнув важность наставничества в работе с родителями и представив программу клуба.
Цыганова О.В., методист МОУ «ГЦРО», социальный педагог МУ ГЦ ППМС, акцентировала внимание участников круглого стола на использовании наставничества среди детей, определив следующие цели: выявление и воспитание учащихся-лидеров, волонтёров; личностная положительная мотивация к труду в обучении; помощь педагогу в решении учебных и дисциплинарных проблем; работа над сплоченностью коллектива; освоение коммуникативной компетенции; готовность к самостоятельному решению социальных задач; адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных; умение ориентироваться в социуме.
Хаймина А.Г., к.пс.н, методист МОУ «ГЦРО», педагог-психолог, педагог дополнительного образования МОУ ДО «Ярославский городской дворец пионеров», обозначила приоритетные задачи для наставничества в учреждении дополнительного образования: сопровождение адаптации молодых специалистов, сопровождение личностного развития педагогов, подготовка педагогов к профессиональным конкурсам. Были представлены темы и направления работы с обучающимися, в которых востребованным становится наставничество: профессионального и социального самоопределения подростков, саморазвития, формирования мировоззрения старших учащихся. Спикером были затронуты темы ответственности наставника и процессы передачи ценностей и смыслов от наставника к наставляемому.
Баранова Ю.Г., педагог-психолог средней школы № 58, осветила вопросы взаимодействия наставника и наставляемого в контексте мировоззрений разных поколений, а также проблемы формирования пар наставник–наставляемый.
Участниками круглого стола были определены темы для дальнейшей работы специалистов в рамках методических объединений.
Работа педагогов-психологов и социальных педагогов продолжилась на мастер-классах.
Разумовская О.Л., к.пс.н., методист МОУ «ГЦРО», профессиональный коуч, провела мастер-класс «Использование коуч-технологий в деятельности наставника». В ходе мероприятия участники ознакомились с тем, как может использоваться технология коучинга в деятельности педагога-наставника при взаимодействии с коллегами, детьми и родителями. Были обсуждены вопросы: актуальность коуч технологии в современных условиях работы педагогов, ролевая позиция коуча-наставника, принципы и процесс работы. Рассматривались примеры взаимодействия педагогов в рамках коучинга-наставничества при решении острого вопроса. В качестве упражнения группа выполнила один из приемов, применяемых в коучинге для расширения видения вариантов при принятии решений.
Помогаева Л. А. педагог-психолог МОУ КОЦ «ЛАД» в рамках мастер-класса «Наставничество в деятельности педагога психолога в работе с семьями, состоящими на учёте в ТКДН», организовала работу участников в мини-группах, направленную на решение кейсов, касающихся работы психолога-наставника со сложными семьями.
Мастер-класс «Семейная гостиная как эффективная форма организации наставничества в работе с родителями в дошкольном образовательном учреждении» провела педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 133» Поплёскина А.А. Ведущей были отмечены положительные моменты данной работы: родитель видит проблемы своего ребёнка и совместно со специалистом ищет пути их решения, родители осознают, что они не одиноки в своей проблеме и есть семьи с подобной ситуацией. Центральным элементом становится индивидуальная работа с родителями, появляется возможность обсуждения проблем и путей их решения для одного конкретного ребёнка. Важной частью мастер-класса стало ознакомление участников с возможностями онлайн-игротеки.
Мастер-класс «Педагог – наставник. Ученик – наставник. Опыт организации различных форм наставничества в школе» представили Давыдова Е.Г., социальный педагог средней школы № 49, и Медведева Е.А., учитель математики средней школы № 49. Специалисты выделили направления работы наставника с детьми группы риска, такие как профориентационная работа, работа с семьей, работа с педагогическим коллективом ОУ, работа со сверстниками, одноклассниками, работа с организациями: служба занятости, КДН, спортивные школы, клубы по месту жительства. Социальные педагоги и педагоги психологи обсудили возможные решения кейсов, предложенных на мастер-классе.
В целом работа круглого стола и мастер-классов отразила имеющийся на данный момент опыт, а также задала некоторые векторы развития в применении технологий наставничества специалистами помогающих профессий.
Фотографии в группе ВКонтакте