С 2014 года в «Школе проектирования» начинаются работы по освоению процессного подхода. В статусе Муниципальной базовой площадки реализуется Приоритетный сетевой проект «Процессный подход в управлении как средство достижения нового качества в условиях реализации ФГОС». Партнеры проекта МОУ «ГЦРО»: МДОУ № 12, 26, 44, 91, 182, 233 (Приказ департамента образования мэрии города Ярославля № 01–05/462 от 09.07.2014). Партнеры проекта: МДОУ № 75, 78, 210, 232 (участники предыдущих сетевых проектов).
Процессный подход позволил обнаружить «узкие места» в системе управления, значительно улучшить работу по реализации ФГОС ДО. В некоторых учреждениях с «процессным видением» были ознакомлены и педагоги. Получен уникальный опыт: оказалось, что процессный подход меняет взгляд на привычные вещи и помогает найти эффективное решение проблем, в том числе, в образовательной деятельности.
Теория менеджмента (по версии МВА) выделяет четыре формы управления:
- распорядительную,
- функциональную,
- процессную,
- проектную.
С процессом развития связывают освоение управленцами всех четырех форм. Однако, не владея двумя последними формами управления, невозможно обеспечить процесс развития. В этом убеждены участники «Школы проектирования». Это показательный пример того, как новое знание, или актуализированное, (несомненно, об этом говорят на курсах по менеджменту) приводит к формированию новой компетентности: освоению процессно-ориентированного управления, в нашем случае можно сказать проектно-процессного.
Опыт команд, полученный в результате взаимодействия в Сетевом проекте ГЦРО по качеству, объёмен и многогранен:
- участие в региональном конкурсе «На лучшую работу в сфере обеспечения качества»: 4 детских сада стали его дипломантами: МДОУ № 26, 75, 182, 232);
- учреждение своих внутренних конкурсов по качеству (опыт МДОУ № 182, 44);
- разработка технологии проведения внутреннего аудита (МДОУ № 75);
- выделение и описание новых процессов и подпроцессов, от которых зависит качество работы педагогов и освоения детьми ООП (МДОУ № 44);
- взгляд на контроль как на процесс (МДОУ № 182);
- уникальные разработки в сфере работы с кадрами «Лаборатория непрерывных улучшений» (МДОУ № 232);
- повышение персональной ответственности работников учреждения через конкретные механизмы (опыт МДОУ №№ 78 по применению индивидуального годового задания в работе с педагогами);
- освоение мониторинговых технологий в управлении качеством (МДОУ №№ 91, 232, 233 и др.);
- управление социальным взаимодействием участников образовательного процесса (МДОУ № 210);
- увеличение доли общественной составляющей в управлении ОО (МДОУ № 26);
- опыт интегрированного подхода в управлении (МДОУ № 12).
Тема качества определила деятельность сообщества на несколько следующих лет.
Учёные предполагают наличие следующих сфер изменений в образовательной организации, которые иногда называют «сферами качества»:
- сфера «учения и обучения»,
- сфера «жизненного пространства организации,
- сфера «отношений организации и внешнего окружения» (сюда же входят и отношения с родителями воспитанников),
- сфера «менеджмента»,
- сфера «профессионализма кадров».
Основные результаты, продукты сетевых проектов в этот период были связаны с повышением качества управления образовательной организацией на всех уровнях.
Опыт управленческих команд является актуальным и сегодня, в период становления систем управления качеством образования.