18.05.2022 в рамках реализации Муниципальной программы по сопровождению школ с низкими образовательными результатами на базе МОУ «Средняя школа № 28» города Ярославля совместно с Федеральным центром научно-методического сопровождения педагогических работников «Центр трансфера образовательных технологий «Новая дидактика» ЯГПУ им. К.Д, Ушинского, успешно прошел семинар-практикум в очном формате «Педагогические подходы к формированию функциональной грамотности школьников: феномен-ориентированное обучение». В работе семинара принимали участие руководители и педагоги ОУ – участников проекта, координатор МТК Лаврентьева И.В.
Актуальность темы: центральным понятием в международных и российских трендах образования выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как функциональная грамотность, отражающая общеучебную компетенцию. Формирование функциональной грамотности возможно только в деятельности ученика по добыванию, преобразованию и применению освоенных знаний и умений. Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя школа № 28» города Ярославля был выбран феномен-ориентированный подход как эффективный путь формирования функциональной грамотности. Феномен-ориентированный подход (ФОП) реализуется как интегративное обучение, целью которого является предоставление ученикам возможности увидеть отношения и взаимозависимость между явлениями, которые изучаются в урочной и внеурочной деятельности.
Программа семинара включала в себя введение в проблематику семинара, презентацию опыта работы, демонстрацию уроков, занятий внеурочной деятельности.
В приветственном слове директор средней школы № 28 О.В. Зыкова рассказала о системе работы образовательной организации в рамках регионального проекта «Комплекс мер по формированию функциональной грамотности школьников».
Особое внимание участников семинара вызвало выступление О.В. Тихомировой, доцента кафедры педагогических технологий, руководителя тьюторского центра ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по теме «Идея феноменологии в образовании: философия, природа феномена, принципы образовательной практики».
Л.А. Голицина, заместитель директора по УВР, продемонстрировала алгоритм работы над феноменом в начальной школе на примере феномена «Облако».
О.С. Осипчук, учитель начальной школы, рассказала о появлении у четвероклассников феномена «Плесень». Данный феномен изучался на уроках окружающего мира, на занятиях внеурочной деятельности «Земля наш дом». Ученики изучили условия возникновения и способы использования плесени на практике, познакомились с сыроварением, слушали ароматы сыров с плесенью, рассматривали ее в микроскоп, выращивали сами.
Практическая часть была представлена уроком русского языка в 3 классе по теме «Письмо или СМС?» (учитель начальной школы Юрлова И.Л.), математическим занятием в 5 классе «Изучение ленты Мебиуса. Феномен -Бесконечность» (учитель математики Иванова О.М.)
Презентация Голициной Л.А.
Презентация Ивановой О.М.
Презентация Осипчук О.С.
Презентация Тихомировой О.В.