12 декабря 2019 г. и 14 января 2020 г. в рамках «Открытой школы молодого педагога ДОУ» в МОУ «ГЦРО» прошел семинар по теме «Профперспектива: развитие умений поддержки детской инициативы и самостоятельности как компонента методической компетентности молодого педагога ДОУ». Семинар подготовлен методистами сектора дошкольного образования МОУ «ГЦРО» и членами клуба инноваций и творчества «КИТ» финалистов профессионального конкурса «Золотой фонд».

Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду.

Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Т.е. ребенок-дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.

Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека?

В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.

«..."субъектом" можно назвать того, кто способен "вступить в особые отношения" с самим собой, обратиться к самому себе. Его характеризует гордое "само...", будь то самосознание, развитое до уровня рефлексии, самостоятельность, самодеятельность, самообучаемость, за которой стоит более общее качество – открытость к самосовершенствованию и саморазвитию, и т.д.» Кудрявцев В.Т.

Насколько применимо это к ребенку дошкольного возраста? Очевидно, что если о самосознании, развитом до уровня рефлексии, и самообучаемости говорить пока рано, то самостоятельность и самодеятельность — это как раз те качества, которые мы можем поддержать и на которые можем опереться, решая задачу становления ребенка-дошкольника как субъекта собственной деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившем в силу с 1 января 2014 года, в каждом разделе говорится о поддержке детской инициативы и самостоятельности.

Молодым педагогам ДОУ, с опытом работы менее одного года, были представлены этапы развития самостоятельности и инициативы, а также роль взрослого в их формировании.

Финалисты профессионального конкурса «Золотой фонд» раскрыли «секреты мастерства» – практические приемы поддержки детской инициативы и самостоятельности в каждой образовательной области:

• Казина О.Б., инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад № 237», в образовательной области «Физическое развитие;
• Размолодина М.С., воспитатель МДОУ «Детский сад № 91», в образовательной области «Речевое развитие»;
• Паленова О.В., воспитатель МДОУ «Детский сад № 236», в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;
• Кангина Н.Н., ст. воспитатель, Силина Л.А., воспитатель МДОУ «Детский сад № 140», в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
• Колотилова Н.А., Кротова Н.Л., учителя-логопеды МДОУ «Детский сад № 144», в образовательной области «Речевое развитие».

Молодые педагоги были заинтересованы и принимали активное участие.

Презентация

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter