24 апреля 2024 г. состоялось методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ в рамках договора о взаимодействии городов Омск – Ярославль. Свой опыт работы на тему «Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» представили  музыкальные руководители МДОУ «Детский сад №  140» Белых Л.Ю. и Суровцевой А.И.

МДОУ «Детский сад № 140» посещают дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), дети с нарушением интеллекта (УО). Количество детей дошкольного возраста с ТНР и ЗПР растет. В основном это связано с органическим поражением центральной нервной системы, с патологией органов слуха и речи, с расстройствами психической деятельности, с задержкой созревания мозга в связи с ранним его поражением.

У таких детей к 5-6 годам, как правило, недостаточно развиты все стороны восприятия музыки (начиная со слухового внимания), нарушены элементы музыкального слуха (звуко-высотный, ритмический, динамический). У большинства детей отмечаются слабость, неустойчивость, прерывистость дыхания, хриплый, монотонный голос (нередко с носовым оттенком), а также разнообразные дефекты речи, скудный словарный запас. Это затрудняет участие детей во всех видах музыкальной деятельности.

Музыкальные руководители для работы с детьми с ОВЗ разработали определенный алгоритм своей деятельности:

- Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих детский сад;

- Разработка и реализация плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми;

- Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию;

- Создание условий, способствующих освоению детьми образовательной программы;

- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам развития музыкальности;

- Оценка результатов помощи детям с ОВЗ, определение степени освоения адаптированной образовательной программы.

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией пребывания детей в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и других специалистов ДОУ.    

Важно:

- обогащать эмоциональное состояние детей, учить отличать одно эмоциональное состояние от другого через восприятие музыки;

- способствовать нормализации психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие их произвольности;

- укреплять, тренировать двигательный аппарат. Формировать качества движений;

- воспитывать уверенность в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

На семинаре помимо презентации были продемонстрированы видеофрагменты музыкальных занятий, с использованием методов и приемов коррекционной работы с детьми с ОВЗ во всех видах музыкальной деятельности.

17 апреля 2024 состоялось методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ в рамках договора о взаимодействии городов Омск – Ярославль. Свой опыт работы на тему: «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических игр» представили  специалисты МДОУ «Детский сад №  226»: музыкальный руководитель Железова Е.А., учитель-дефектолог Кудрявцева С.С., учитель-логопед Куприянова Н.В. В мероприятии приняли участие 25 детских садов г.Ярославля и Омска.

Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой невозможна музыкальная деятельность. Ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности. У детей с ОВЗ могут наблюдаться нарушения координации, раздражительность, не ритмичность  Довольно часто наблюдается нарушение темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь  оказывает  игра на детских музыкальных инструментах, что способствует формированию умения свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса. Чаще используются  ударно-шумовые инструменты: металлофоны, бубны, трещотки, барабаны, деревянные палочки, нетрадиционные инструменты.

Ритмические занятия у детей с ОВЗ способствуют повышению работоспособности организма, коррекции психических, физических и речевых недостатков.

Ритм как компонент музыкального материала воспринимается при активном участии структур правого полушария. С другой стороны, ритмический рисунок — это последовательность элементов и, соответственно, механизмы левого полушария необходимы для их обработки и воспроизведения. Таким образом, способность воспринимать внешний ритм и ритмически организовывать свою активность связана с работой как левого, так и правого полушарий. Это означает, что развитие чувства ритма отражается на состоянии работы обоих полушарий и, самое главное, на их взаимодействии. Поэтому специальные музыкальные и коррекционные занятия оказывают влияние на развитие межполушарного взаимодействия.

Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ включает следующие направления коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога:

  • Развитие визуального компонента ритма
  • Развитие аудиального компонента ритма
  • Развитие кинестетического компонента ритма

Педагоги представили видеозаписи использования музыкально-ритмических игр в практике работы музыкального руководителя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.

Игровые практики получили позитивную оценку коллег.

Презентация

17.04.2024 на базе МДОУ «Детский сад № 228» прошло заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района

Тема «Ложки по немножку»

Присутствовали 24 педагогов из 20 дошкольных учреждений.

Руководитель МО: Пасечник Ю.П., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 32»

Опыт представляли музыкальные руководители: Ботягина О.Ю «МДОУ д с 32», Гущина Д.Ю. «МДОУ д с 228», Пасечник Ю.П. «МДОУ д с 32», Шаркова Н.С. «МДОУ д с 228»

Цель:  - изучение участниками семинара вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в  разных видах деятельности на музыкальных занятиях

Задачи:

  1. Осознать значимость музыкального инструмента  ложки в использовании на музыкальных занятиях.
  2. Закреплять различные приемы игры на деревянных ложках.
  3. вызвать интерес к процессу использования ложек, желание применять их во всех видах деятельности.
  4. Развивать художественный, музыкальный, эстетический вкус.
  5. Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию игры на музыкальном инструменте ложки.

Ход мероприятия:

Гущина Д.Ю. рассказала об интересе и вниманию к народному искусству, в том числе и музыкальному, который в последнее время  вырос в нашей стране, о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Шаркова Н.С рассказала об использовании  ложек в самых различных условиях:

- в организованной образовательной деятельности;

- в театральной деятельности;

- в выступлении на праздниках;

- в кружковой работе.

   В разных видах деятельности:

- в пении;

- в слушании музыки;

- в музыкально – ритмических движениях.

Пасечник Ю.П. провела практическую часть семинара по использованию ложек во всех видах музыкальной деятельности ( в пении, слушании, танцах)

Пасечник Ю.П. показала видео-запись: дети старшей группы исполнили песню «Бабушка- оладушка».

Необычным для педагогов было узнать о том, что ложками можно делать массаж.

Ботягина О.Ю. пригласила коллег взять ложки и встать в круг, вместе с ними она провела массаж «Колобок» по одноименной р н с. (автор слов Гридневская Л.Б)

Музыкально –ритмические игры показали и провели (стоя по кругу, сидя за столами) вместе со взрослыми Шарокова Н.С. и Гущина Д.Ю., Пасечник Ю.П.

Педагоги разучили простые плясочки с ложками для детей младшего возраста, Пасечник Ю.П. показала видео выступления детей «Кадриль с ложками».

В конце мероприятия перед всеми педагогами выступили дети подготовительной группы из д.с 228 «Парная плясовая».

Рекомендации:

  1. Информационный материал предоставить для обмена опытом в ДОУ. Музыкальным руководителям ДОУ использовать новый материал на своих музыкальных занятиях.
  2. Признать работу МО в 2023-2024 гг удовлетворительной. Обсудить примерный план работы на новый 2024-2025 у.г.
  3. Вручить благодарности педагогам за подготовку и проведение МО и фестиваля «Маленькие звездочки.

Фотографии

Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 17.04.2024 № 4
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Кировского и Ленинского района г. Ярославля 31.01.2024 № 3

Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 29.11.2023
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 20.03.2024
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 19.03.2024 № 3
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 16.11.2023 № 2
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 19.01.2023 № 3
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 15.11.2023 № 2
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 12.05.2023 № 5

Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 06.04.2023 № 4
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 05.04.2023
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 03.11.2022
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 12.05.2023 № 5
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 27.03.2023 № 4
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 28.02.2023 № 3
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 19.01.2023 № 3
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 17.11.2022 № 2
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 09.11.2022 № 2
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 23.09.2022 № 1
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 16.11.2022 № 1
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 21.09.2022 № 1

Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского района города Ярославля от 10.03.2022 № 3

Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 06.04.2022 № 3
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 16.02.2022 № 2

Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Кировского района г. Ярославля от 12.01.2022 № 2
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Кировского района г. Ярославля от 07.10.2021 № 1

28 марта 2024 года в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии музыкальных руководителей детских садов городов Омск и Ярославль по вопросам музыкального развития детей дошкольного возраста Окутина К.Ш., музыкальный руководитель, и Кочикова Е.Н., учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 218» г. Ярославля, провели вебинар по теме «Использование малых форм фольклора на занятиях по логопедической ритмике и на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения ОДА и ТНР». Всего в мероприятии приняли участие 19 детских садов городов Омск и Ярославль.

На современном этапе развития инклюзивного образования, обусловленного увеличением количества детей с ОВЗ, фольклор выступает как перспективное, эффективное средство развития и коррекции детей дошкольного возраста.

Количество детей, имеющие сопутствующие диагнозы неуклонно растет с каждым годом. Чаще всего встречаются:

  • ЗПР различного генеза
  • Ментальные нарушения (нарушение социализации и интеллектуального развития)
  • СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
  • Речевые нарушения (дизартрия, алалия, заикание).

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста, обусловленные нарушением ОДА и ТНР

  • Для общей моторики характерно нарушение сложных форм координации движений, статической координации движений, проявление гипертонуса, синкенезий, невозможности регуляции амплитуды собственных движений. Артикуляционная и мелкая моторика страдает по тому же типу, что и общая.
  • Выявляются грубые нарушения оптико-конструктивной деятельности, слухо-зрительно-моторной координации.
  • Характерны нарушения внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.
  • У детей с разными видами речевой патологии имеются нарушения моторного, музыкального и речевого ритмов.

Использование элементов фольклора способствует интеграции коррекционно-развивающей деятельности музыкального руководителя и учителя логопеда, направленной на адаптацию и реабилитацию детей с ОВЗ. Использование малых форм фольклора другими специалистами в различных видах организованной образовательной деятельности, в разных режимных моментах, обеспечивает взаимосвязь всех участников образовательного процесса.

Участники вебинара задавали вопросы по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников, на сколько активно родители принимают участие в образовательном процессе. Педагоги показали видеозаписи индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, а также представили свой наработанный практический материал.

Материалы вебинара

19 марта 2024 проведено заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского  и Фрунзенского районов в очном формате.

Руководитель МО: Иванова И.И., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 179»

Присутствовали: 35 человек

Цель: создание условий для распространения опыта педагогов, взаимообучение педагогов ДОУ и стимулирование их профессионального роста.                                      

Повестка дня

  1. «Игровая технология по методике «Бусоград» как средство развития творческого потенциала детей», музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 84»  Юрыжева О.О
  2. «Приобщение дошкольников  к истокам русской народной культуры, через игровой фольклор», музыкальные руководители МДОУ «Детский сад № 157» Баранова Н.В, Арлапова Л.А
  3. «Использование образовательной кинезиологии «Гимнастика мозга» в музыкальном развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», музыкальные руководители МДОУ «Детский сад № 50»  Ильина Е.В, Андрюкова Е.А
  4. Подготовка к конкурсу-фестивалю «Музыкальный калейдоскоп», Иванова И.И., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 179»
  5. Подготовка к Панораме педагогического опыта по теме "Лучшие практики реализации ФОП ДО в условиях ДОО".
  6. Практико-ориентированный семинар на тему: «Музыкально-ритмические игры по активизации речи у детей с ОВЗ». Автор музыкальных логоритмических игр для неговорящих детей от 3 мес. и до 7 лет. Дерябкина Юлия Анатольевна - педагог, учитель-логопед, дефектолог
  7. Обновление базы данных музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского района

20 марта 2024 на базе МДОУ «Детский сад № 44» состоялось заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля в очном формате.

Руководитель МО – Мухлаева Н.Ю., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 101»

Опыт представляла: музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 44», Шарипова  Ирина  Валерьевна

Тема: «Семейный альбом» в рамках  инновационного проекта  «Сотрудничество музыкального руководителя с семьёй в контексте ФОП» – музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 44»;

Участники: музыкальные руководители ДОУ Заволжского района г. Ярославля (14 чел.)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Организация мероприятий, развлечений, совместных праздников в детском саду в сотрудничестве с семьей;
  2. Формы взаимодействия с родителями;
  3. Организация праздника – Альбом;
  4. Пополнение электронного сборника методического материала (банк открытых занятий, музыкальных игр, музыкально-дидактических материалами);
  5. Адресная методическая помощь при подготовке к аттестации.

Цель: представление опыта работы Шариповой И.В., музыкального руководителя МДОУ «Детский сад № 44», по развитию творческих способностей детей посредством писка новых форм взаимодействия с родителями.

Используемые формы  взаимодействия музыкального руководителя с родителями:

1. Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование;

ž2. Наглядно – информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, буклеты, интерактивные музыкальные журналы;

3. Познавательные: родительские собрания, консультирование, индивидуальные беседы, круглые столы, совместное создание развивающей среды, мастер-классы, семинары-практикумы, семейный музыкальный клуб.

Педагог наглядно показала, как можно использовать «альбом» в разных возрастных группах, опираясь на один из основных принципов дидактики - учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, облекая в самые различные тематические рамки.

Руководитель МО музыкальных руководителей Заволжского района Мухлаева Н.Ю., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 101», подвела итоги мероприятия и попросила заполнить анкету обратной связи от участников встречи. Далее познакомила с темой следующего МО (апрель 2024) и напомнила о том, что развитие музыкальных способностей детей нормы и детей, имеющих статус ОВЗ, имеет разный подход. При этом все  должно способствовать решению главной задачи музыкального воспитания детей — развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.

Рекомендации:

  1. Рекомендовать музыкальным руководителям ДОУ Заволжского района изучить материалы по использованию «новой формы» – «Семейный альбом» в взаимодействия с детьми и из законными представителями;
  2. Шариповой И.В.. музыкальному руководителю МДОУ «Детский сад № 44» предоставить материалы на своей странице сайта ДОУ для ознакомления педагогическому сообществу.
  3. Распространить материалы на странице сайта «PROмузыку76» и в viber для использования в работе музыкальных руководителей.
  4. Привлекать к активной работе в методическом объединении коллег с небольшим опытом работы.

Фотографии

31 января 2024 года на базе МДОУ «Детский сад № 226» прошло заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Кировского и Ленинского районов г.Ярославля.

Руководитель МО: Овчинникова С.Г., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 205»

Присутствовало: 21 чел.

Тема: «Музыкальный фольклор – богатый источник патриотического воспитания дошкольников»

Опыт представляли:

  • Железова Е.А., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 226»;
  • Кудрявцева С.С., учитель - дефектолог МДОУ «Детский сад № 226»;
  • Пятачкова И.В.,Булкина И.В., музыкальные руководители МДОУ «Детский сад № 158»;
  • Сорова Е.В. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 226»

Повестка дня

1.Актуальность музыкального фольклора в детском саду.

2.Использование музыкального фольклора на занятиях и праздниках в детском саду.

3.Пропаганда педагогических инициатив посредством трансляции и распространения педагогического опыта.                

Ход заседания

  1. По первому вопросу выступала руководитель МО Овчинникова С.Г. Она рассказала об актуальности заявленной темы, определила цели и задачи работы в сфере музыкального фольклора.
  2. По второму вопросу выступили Железова Е.А., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 226», представила опыт работы по теме «Игра на народных детских инструментах», Кудрявцева С.С., учитель - дефектолог МДОУ «Детский сад № 226», по теме: «Народная игра как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ», Пятачкова И.В.,Булкина И.В. музыкальные руководители МДОУ «Детский сад № 158», на тему: «Народная песня как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников», Сорова Е.В., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 226», на тему: «Народный танец как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников», которые на примерах из опыта работы рассказали об использовании музыкального фольклора в образовательной деятельности в детском саду.
  3. По третьему вопросу выступала Овчинникова С.Г. Она заострила внимание на необходимости общения и взаимодействия с коллегами в дистанционном формате через музыкальное сообщество в Telegram.

Рекомендации:

  1. Педагогам, представившим опыт работы, выставить материал на сайте образовательных организаций для ознакомления широкой педагогической общественности.
  2. Музыкальным руководителям, участникам МО:
  • Изучить имеющуюся литературу по данной проблеме;
  • Обмениваться опытом и методическими материалами с коллегами на интересующую тему в сообществе музыкальных руководителей в сети Telegram.

Фотографии

26 января 2024 года в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии музыкальных руководителей между городами Омск и Ярославль по вопросам развития дошкольного образования Ковалева А.В., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 69» г. Ярославля, провела семинар по теме «Особенности организации музыкальных занятий для детей с нарушениями зрения». Мероприятие проходило в дистанционном формате. Всего приняли участие 18 детских садов городов Омск и Ярославль.

По данным современной статистики в нашей стране почти каждый третий ребёнок дошкольного возраста уже имеет проблемы со зрением, и их количество растёт. Кроме того с каждым годом растет количество детей,  у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Чтобы работать с такими детьми, необходимо понимать особенность их видения мира при том или ином зрительном диагнозе.

Трудности детей с нарушением зрения:

  • Нарушение ориентировки в пространстве
  • Нарушение общей и мелкой моторики
  • Искаженное восприятие сенсорных эталонов
  • Бедный эмоциональный мир
  • Недостаточно зрительных образов
  • Бедный словарный запас
  • Незрелая эмоционально-волевая сфера

К счастью для таких детей существуют специализированные дошкольные учреждения, в которых лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

Для развития музыкальных способностей слуховая функция имеет наибольшее значение. Если ребенок попадает в соответствующие условия, где оптимально используются компенсаторные возможности, где идет коррекция нарушения, то можно предположить, что ребенку, несмотря на нарушенное зрение, возможно добиться определенных успехов в музыкальной деятельности.

Особенность работы с такими детьми состоит:

> не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

> не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций;

> не в разучивании танцев с трудными танцевальными движениями, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.