26 марта 2021 года состоялось методическое объединение учителей-дефектологов (олигофренопедагогов) и учителей-логопедов города Ярославля.

Тема заседания методического объединения: «Дидактическая игра как средство сенсорного и познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Педагог-психолог Молькова Мария Александровна и учитель-дефектолог Смирнова Екатерина Павловна раскрыли способы и методы коррекции познавательного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, поэтому коррекцию познавательного развития детей лучше проводить через ведущий вид деятельности – игру. Конечно, отдельным пунктом стоит дидактическая игра как одно из значимых направлений в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.

Информацию подготовила методист МОУ «ГЦРО» Криулева М.Г.

18 марта 2021 года состоялось методическое объединение учителей-дефектологов и учителей-логопедов города Ярославля. Тема семинара в рамках методического объединения: «Организация комплексного сопровождения детей со сложным дефектом развития в условиях группы компенсирующей направленности в ДОУ».

На данном мероприятии поднимались очень важные вопросы следующими специалистами:

1. Редькина Т.А. (учитель-логопед) по вопросам:

  • Актуальность указанной тематики.
  • Нормативно-правовая база в области образования лиц с ОВЗ и детей –инвалидов в РФ.
  • Презентация полезных ресурсов.

2. Ермолина А.А. (учитель-дефектолог) по вопросам:

  • Организация медицинского сопровождения воспитанников со сложным дефектом развития.
  • Организация коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников со сложным дефектом развития.
  • Организация воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками со сложным дефектом развития
  • Презентация пакета документов на ребенка-инвалида (сопроводительная документация).

16 марта 2021 года состоялось методическое объединение тифлопедагогов города Ярославля в режиме ZOOM конференции на базе МДОУ № 157.

Тифлопедагоги представили специфику работы с детьми, имеющими нарушения зрения, по теме «Песочная игротерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ».

Были представлены такие выступления:

1. Выступление старшего воспитателя Курачкиной А.С. «Приветствие. Организационные моменты работы в ZOOM».
2. Выступление Комаровой И.И. «Информационная справка о ДОУ. Использование песочной терапии в работе с детьми с разными видами ОВЗ».
3. Выступление учителя-дефектолога Суриковой Н.В. «Песочная игротерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ».
4. Выступление Акиндиновой Л.А. «Виды игр с песком и их направленность»
5. Выступление Алиевой Р.П. «Общие условия организации песочной игротерапии».
6. Выступление Чистяковой А.А. Дополнительная образовательная услуга «Песочное чудо».

По итогам проведенного мероприятия рекомендуется применение игр с песком с использованием знаний общих условий организации песочной игротерапии, а также видов игр и их направленности. Дана специфика использования игр с песком в работе с детьми с разными видами ОВЗ.

Информацию подготовила методист МОУ «ГЦРО» Криулева М.Г.

Протокол

Нормативные документы для учителей-дефектологов: учителей-логопедов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, сурдопедагогов

  • Министерство просвещения Российской Федерации. Распоряжение Минпросвещения России «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организации, осуществляющих образовательную деятельность» от 6.08.2020 № Р-75
  • Министерство просвещения Российской Федерации. Распоряжение Минпросвещения России «Заместитель Министра о направлении разъяснений» от 14.09.2020 № ДГ-1484/07
  • Департамент образования Ярославской области. Приказ от 25.12. 2020 № 02-14/34 г. Ярославль «Об установлении квалификационных категорий педагогическим работникам организаций Ярославской области, осуществляющих образовательную деятельность»
  • Министерство Просвещения Российской Федерации. Письмо от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
  • Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». С изменениями и дополнениями от 29.06.2016, 13.05.2019.
  • Министерство образования и науки Российской Федерации (МИНОБРНАУКИ России) Департамент государственной политики в сфере общего образования от 24.07.2017 № 08-1408 (разъяснение об отпусках)
  • Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования детей с ОВЗ

https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi/
https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/478-programma-n-v-nishcheva
https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniye-programmy/467-progrs-tyaj-narush-rechi

18 февраля 2021 года состоялось методическое объединение учителей-логопедов Фрунзенского района (комбинированных групп). Тема заседания методического объединения учителей-логопедов: «Анализ нормативно-правовой базы в деятельности учителя-логопеда ДОУ». Рассматривались следующие вопросы: изменения в работе и документации учителей-логопедов в соответствии с новыми нормативными документами.

Учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 26» Курапина О.Н. проанализировала и выделила основные пункты документов 2019/2020 года. Предоставленная информация будет полезна для учителей-логопедов г. Ярославля. По итогам работы МО в данной тематике может быть рекомендовано использовать документы в соответствии с нормативной базой при организации работы учителя-логопеда ДОУ. Привести документацию в соответствии с нормативно правовой базой. Также были определены планы и перспективы работы МО на 2021 год.

Информацию подготовила методист МОУ «ГЦРО» Криулева М.Г.

16 февраля 2021 состоялось методическое объединение учителей дефектологов на базе МДОУ № 78. Тема заседания: «Развитие межполушарного взаимодействия. Использование нейродинамических упражнений в работе с детьми с ОВЗ».

Заслушали: Педагога-психолога МДОУ «Детский сад № 78» Костерину Е.М. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ»; Учителя –дефектолога МДОУ «Детский сад № 78» Стадницкую Н.Ю. «Использование нейродинамических упражнений в работе с детьми с ОВЗ»; Учителя –дефектолога МДОУ «Детский сад № 78» Сыч А.С. «Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ». Особенно интересным для слушателей было использование упражнений на развитие межполушарного взаимодействия в системе работы с детьми с ОВЗ.

Опыт педагогов по теме: «Развитие межполушарного взаимодействия. Использование нейродинамических упражнений в работе с детьми с ОВЗ» раскрыт широко и системно. Работа в данном направлении позволяет повысить эффективность в работе с детьми с ОВЗ, как узким специалистам, так и педагогам ДОУ. Уникальный опыт работы в данном направлении представлен с точки зрения различных специалистов, и применим для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Информацию подготовила методист МОУ «ГЦРО» Криулева М.Г.

16 февраля 2021 года состоялось методическое объединение учителей-логопедов СШ г. Ярославля. Тема заседания: «Логопедическое сопровождение школьников с дислексией и дисграфией».

На обсуждение были вынесены темы: направления работы учителя-логопеда в школе (начальном и основном образовании), специфика сопровождения детей с дисграфией и детей с дизорфографией. Особенно интересным для слушателей было узнать о специфических приемах диагностики и преодоление дисграфии и дизографии.

На заседании МО были представлены различные варианты диагностических методик для детей, обучающихся в начальных классах СШ. Слушатели были ознакомлены с приемами и пособиями для преодоления дисграфии и дислексии. Выявлены специфические различия между дисграфией и дизографией.

По итогам работы в качестве рекомендаций можно использовать диагностические методики для решения разнообразных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР; обратить внимание на соблюдение этапов и принципов работы в данном направлении.

Информацию подготовила методист МОУ «ГЦРО» Криулева М.Г.

11 февраля 2021 г. проходило методическое объединение учителей-логопедов Дзержинского р-на на базе МДОУ № 235. Тема заседания методического объединения учителей-логопедов ДОУ: «Опыт работы учителя-логопеда с детьми с моторной алалией».

Заслушали: Комиссарову О.В., учителя-логопеда МДОУ «Детский сад № 235» с темой: «Опыт работы учителя-логопеда с детьми с моторной алалией». Были освещены способы и методы коррекции моторной алалии.

По итогам обсуждения можно предоставить следующие рекомендации при работе учителя-логопеда с детьми с моторной алалией: важен сбор анамнестических данных, четкое заполнение речевой карты, направлений коррекционно-развивающей работы, которая уточняет индивидуальный подход. При работе с детьми, имеющими моторную алалию, рекомендованы: игры с предметами и материалами, настольные и подвижные игры, а также интерактивные игры.

Информацию подготовила методист МОУ «ГЦРО» Криулева М.Г.