5 апреля 2022 года на базу МУ СШОР № 2 состоялось методическое объединение инструкторов по физической культуре ДОУ Заволжского района г.Ярославля.
Руководитель: Дедюлина Л.И., инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад № 44».

Присутствовали 24 чел.
Цель: распространение инновационных педагогических практик инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций
Тема: «Организация работы по физической культуре с детьми с ТНР». Презентация

Рассматриваемые вопросы:
1. Причины возникновения ТНР у детей. Особенности работы с детьми с ТНР (Никольская Ю.Н., инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад № 140»). Выступление
2. Развитие координации движений у детей с ТНР с помощью балансира (Капитонова Н.А., Щекотова Е.В., инструкторы по физической культуре, МДОУ «Детский сад №100»). Выступление
3. Использование элементов ритмопластики на занятиях физической культуры для детей с ТНР (Сысоева Н.А., инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №139»). Выступление

Ход мероприятия:
Каждый из педагогов представил свой индивидуальный опыт работы по заданной теме. Интересно было сравнить организацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ТНР в ДОУ разной специализации. Все это происходило в практико-ориентированной форме. Педагоги смогли на практике опробовать каждый из предложенных методов. Представленный опыт работы получил высокую оценку у коллег.

Общие особенности физического развития детей с речевыми нарушениями:

  • Нарушение дыхания и голосообразования;
  • Нарушения общей и мелкой моторики;
  • Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • Повышенная утомляемость;
  • Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • Нарушение темпо-ритмической организации движений;
  • Нарушение оптико-пространственного праксиса;
  • Неустойчивость внимания;
  • Расстройство памяти (особенно слуховой);
  • Несформированность мышления;
  • Задержка развития воображения.

ТНР – сложное комплексное нарушение, при котором страдают все компоненты речи. У детей с ТНР нарушена связь между мозжечком и лобными долями мозга, что приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Работа в этом направлении очень сложная. Как же сделать ее разнообразной и увлекательной? В этом помогает взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Балансир – тренажер для стимуляции мозжечка. Мозжечковая стимуляция – современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Регулярные занятия на балансире напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, зрительно-моторную координацию. Во время занятий ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять задания на развитие речи. Задания постепенно усложняются.

В работе с детьми с ТНР используются элементы ритмопластики. Ритмопластика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Ритмопластика для дошкольника – это дополнительный резерв двигательной активности, разрядки умственно напряжения, повышения работоспособности.

Сысоева Н.А., инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад №139», провела с членами МО мастер-класс по ритмопластике.

Рекомендации:
Инструкторам по физической культуре ДОУ Заволжского района для развития речи детей с ТНР и поддержания интереса к физическим упражнения использовать:

  • музыкально-ритмические движения, придающие физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений;
  • развивать крупную и мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем);
  • развивать двигательные способности детей – логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

Экспресс-анализ обратной связи проведенного мероприятия

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter