Методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ

Дзержинского района г.Ярославля

15 ноября 2023 г. на базе МДОУ «Детский сад № 32» прошло заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г.Ярославля.

Мастер- класс «Приобщение дошкольников к культурному наследию через игру на деревянных ложках»

Присутствовали: 30 педагогов из 22 дошкольных учреждений.

Руководитель МО: Пасечник Ю.П., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 32»

Опыт представили музыкальные руководители МДОУ «Детский сад № 32» Ботягина О.Ю, Пасечник Ю.П,  МДОУ «Детский сад № 228» Гущина Д.Ю, Шаркова Н.С.

Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным инструментам.

Задачи:

1.Познакомиться с традициями и историей русской народной культуры;

2.значение ложек в быту и в русской народной культуре;

3.Знакомство с деревянными ложками, как народными шумовыми музыкальными инструментами (история изготовления, разнообразие деревянных ложек).

4.Познакомить с простейшими приемами игры на ложках в двух руках и спаренных ложках .

5.Разучить музыкальный материал, используя прием игры на двух ложках, спаренных ложках.

Ход мероприятия:

Музыкальные руководители подготовили презентацию для коллег.

Музыкальный руководитель Шаркова Н.С рассказала об истории возникновения ложек.

Деревянные ложки можно было  использовать как превосходный музыкальный инструмент, соприкасаясь друг с другом    они издавали  гармоничный, чистый звук.  Обучаясь игре на ложках, у детей  развивается координация движений и быстрота реакций, формируются коммуникативные навыки и навыки игры в ансамбле. В процессе игры развивается ритмический слух, умение слышать музыку Игра на ложках  способствует становлению и развитию таких качеств , как выдержка, настойчивость, целеустремлённость.

С какого возраста можно знакомить детей с игрой на ложках?  Игра на ложках привлекает детей в любом возрасте и всегда связана у них с чувством радости и удовольствия.

О своем опыте работы с детьми младшего возраста рассказала Ботягина О.Ю.

Она показала видео, где на занятия к детям приходит Ложечка- Матрешечка, ребята знакомятся с деревянными ложками, учатся правильно держать в обеих руках, осваивают простые приемы игры : «Ладушки», «Гвоздики», прятать  за спину, укладывать спать, учатся стучать в медленном и быстром темпе (ложечки шагают, ложечки бегут), учатся издавать звуки подражая лошадке, зайке, мышке. Педагоги посмотрели видео, где дети сыграли оркестр для мамочки.

О своей работе  в старшем возрасте рассказали   Гущина Д.Ю. и Шаркова Н.С.  Помимо игры на двух ложках, педагоги активно используют звучащие жесты (хлопки в ладоши, кулачки, шлепки по  коленям и т.д.) Затем воспроизводят ритм на ложках. В этом возрасте дети учатся   играть ансамблем.   При игре на ложках педагоги обращают внимание детей на осанку детей.

Гущина Д.Ю рассказала о приемах игры на ложках в старшем возрасте :

«Лошадка» - одна ложка на ладони левой руки, выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой ударять поочерёдно по выпуклой стороне, по ручке. Пробуем.

«Часики» - поднять одну руку вверх и выполнить скользящее движение по другой ложке.

«Солнышко» - выполнять простые быстрые удары в ложки (восьмыми длительностями) вправо, вверх, влево, вниз.

«Сосед» - Ложки в разных руках, левая ложка лежит вдоль бедра, горизонтально- черенками к себе, а правая ложка возле правого уха, выпуклостью наружу.

- На раз, ударяем «соседа» по ложке лежащей у него вдоль бедра;

-На два, ударяем свою ложку, лежащую у себя вдоль бедра и т. д

«Лопатки» - ложки в разных руках, перед грудью, локти приподняты.

- На раз, скользящий удар вперёд;

- На два, скользящий удар назад и. т. д.

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

В конце своего выступления, коллеги показали видео с городского конкурса, где ансамбль ложкарей играл «Смуглянку» и занял 1 место.

О работе в подготовительной группе со спаренными ложками рассказала Пасечник Ю.П. она показала видео с занятий, где дети разучивают приемы игры, используя ритмические подговорки (Тремоло, Тра- та-та, Киска- брысь!, Шлеп и т.д). Педагог рассказала об использовании  авторских схем для лучшего запоминания. Организовала оркестр педагогов, используя схемы. В конце выступления Юлия Павловна показала видео выступления ложкарей на городском конкурсе, где дети заняли 2 место.

Рекомендации:

  1. Музыкальным руководителям ДОУ №№ 32, 228 (Пасечник Ю.П., Ботягина О.Ю., Гущина Д.Ю., Шаркова Н.С.) обобщить опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к культурному наследию через игру на деревянных ложках» и представить его на сайтах ДОУ для ознакомления педагогической общественности.
  2. Музыкальным руководителям ДОУ, участникам МО, изучить опыт и разработать картотеку музыкальных номеров с ложками по возрастным группам.

Презентация

Фотографии

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter