Методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ
Дзержинского района г.Ярославля
15 ноября 2023 г. на базе МДОУ «Детский сад № 32» прошло заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г.Ярославля.
Мастер- класс «Приобщение дошкольников к культурному наследию через игру на деревянных ложках»
Присутствовали: 30 педагогов из 22 дошкольных учреждений.
Руководитель МО: Пасечник Ю.П., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 32»
Опыт представили музыкальные руководители МДОУ «Детский сад № 32» Ботягина О.Ю, Пасечник Ю.П, МДОУ «Детский сад № 228» Гущина Д.Ю, Шаркова Н.С.
Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным инструментам.
Задачи:
1.Познакомиться с традициями и историей русской народной культуры;
2.значение ложек в быту и в русской народной культуре;
3.Знакомство с деревянными ложками, как народными шумовыми музыкальными инструментами (история изготовления, разнообразие деревянных ложек).
4.Познакомить с простейшими приемами игры на ложках в двух руках и спаренных ложках .
5.Разучить музыкальный материал, используя прием игры на двух ложках, спаренных ложках.
Ход мероприятия:
Музыкальные руководители подготовили презентацию для коллег.
Музыкальный руководитель Шаркова Н.С рассказала об истории возникновения ложек.
Деревянные ложки можно было использовать как превосходный музыкальный инструмент, соприкасаясь друг с другом они издавали гармоничный, чистый звук. Обучаясь игре на ложках, у детей развивается координация движений и быстрота реакций, формируются коммуникативные навыки и навыки игры в ансамбле. В процессе игры развивается ритмический слух, умение слышать музыку. Игра на ложках способствует становлению и развитию таких качеств , как выдержка, настойчивость, целеустремлённость.
С какого возраста можно знакомить детей с игрой на ложках? Игра на ложках привлекает детей в любом возрасте и всегда связана у них с чувством радости и удовольствия.
О своем опыте работы с детьми младшего возраста рассказала Ботягина О.Ю.
Она показала видео, где на занятия к детям приходит Ложечка- Матрешечка, ребята знакомятся с деревянными ложками, учатся правильно держать в обеих руках, осваивают простые приемы игры : «Ладушки», «Гвоздики», прятать за спину, укладывать спать, учатся стучать в медленном и быстром темпе (ложечки шагают, ложечки бегут), учатся издавать звуки подражая лошадке, зайке, мышке. Педагоги посмотрели видео, где дети сыграли оркестр для мамочки.
О своей работе в старшем возрасте рассказали Гущина Д.Ю. и Шаркова Н.С. Помимо игры на двух ложках, педагоги активно используют звучащие жесты (хлопки в ладоши, кулачки, шлепки по коленям и т.д.) Затем воспроизводят ритм на ложках. В этом возрасте дети учатся играть ансамблем. При игре на ложках педагоги обращают внимание детей на осанку детей.
Гущина Д.Ю рассказала о приемах игры на ложках в старшем возрасте :
«Лошадка» - одна ложка на ладони левой руки, выпуклой стороной вверх, ручкой от себя, второй ложкой ударять поочерёдно по выпуклой стороне, по ручке. Пробуем.
«Часики» - поднять одну руку вверх и выполнить скользящее движение по другой ложке.
«Солнышко» - выполнять простые быстрые удары в ложки (восьмыми длительностями) вправо, вверх, влево, вниз.
«Сосед» - Ложки в разных руках, левая ложка лежит вдоль бедра, горизонтально- черенками к себе, а правая ложка возле правого уха, выпуклостью наружу.
- На раз, ударяем «соседа» по ложке лежащей у него вдоль бедра;
-На два, ударяем свою ложку, лежащую у себя вдоль бедра и т. д
«Лопатки» - ложки в разных руках, перед грудью, локти приподняты.
- На раз, скользящий удар вперёд;
- На два, скользящий удар назад и. т. д.
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
В конце своего выступления, коллеги показали видео с городского конкурса, где ансамбль ложкарей играл «Смуглянку» и занял 1 место.
О работе в подготовительной группе со спаренными ложками рассказала Пасечник Ю.П. она показала видео с занятий, где дети разучивают приемы игры, используя ритмические подговорки (Тремоло, Тра- та-та, Киска- брысь!, Шлеп и т.д). Педагог рассказала об использовании авторских схем для лучшего запоминания. Организовала оркестр педагогов, используя схемы. В конце выступления Юлия Павловна показала видео выступления ложкарей на городском конкурсе, где дети заняли 2 место.
Рекомендации:
- Музыкальным руководителям ДОУ №№ 32, 228 (Пасечник Ю.П., Ботягина О.Ю., Гущина Д.Ю., Шаркова Н.С.) обобщить опыт работы по теме «Приобщение дошкольников к культурному наследию через игру на деревянных ложках» и представить его на сайтах ДОУ для ознакомления педагогической общественности.
- Музыкальным руководителям ДОУ, участникам МО, изучить опыт и разработать картотеку музыкальных номеров с ложками по возрастным группам.