17 января 2025на базе МДОУ «Детский сад № 16» состоялось заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района в очном формате.

Присутствовали 30 педагогов из 26 дошкольных учреждений.

Руководитель МО: Пасечник Ю.П., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 32»

Семинар – практикум: «Слушаем. Понимаем. Творим.»

Опыт представила: Слепова С.А. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 16».

Цель:  познакомить музыкальных  руководителей  ДОУ с методами и приемами развития музыкальных способностей в процессе музыкального восприятия  (из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой), повысить компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание».

Ход мероприятия:

В теоритической части Слепова С.А. напомнила о том, что такое восприятие.

Основной целью этого вида деятельности является приобщением детей к музыке, воспитание интереса и любови к ней.

Перечислила задачи, которые решаются в процессе музыкального восприятия. Музыкальный руководитель рассказала, что музыкальное восприятие дошкольников можно представить в следующем порядке постижения музыкального произведения:

- выявление главного настроения;

- определение средств музыкальной выразительности;

- рассмотрение особенностей развития художественного образа;

- выявление главной идеи произведения;

- понимание позиций автора;

- нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Напомнила, какие используются методы музыкального восприятия:

- цветовой

- словесный

- тактильный

- мимический

- поли- художественный

- темброво- инструментальный

- моторно- двигательный.

Практическую часть педагог начала с цветового метода.

Коллегам, у которых были нотки красного цвета, было предложены отрывки из музыкальных произведений И. Бах «Шутка», Х. Глюк «Мелодия», А. Дворжак «Юмореска», с помощью комплекта карточек разного цвета определить настроения данных произведений.

Следующей подгруппе педагогов достался словесный метод.

После прослушивания фрагментов  музыкальных произведений:

-А. Вивальди Концерт «Зима» 2-я часть из цикла «Времена года»

-П. Чайковский «Осенняя песнь»

-Р. Шуман «Дед Мороз»

-М. П. Мусоргский «Старый замок»

Было предложено подобрать слова, подходящие характеру музыки.

Выбрать из предложенных стихотворений соответствующее характеру и настроению музыки.

Метод  тактильного уподобления применяется в основном  в раннем и младшем дошкольном возрасте. Помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыкального образа, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления со словесным обозначением настроения музыки, запомнить новое слово-образ, что ведет к осознанности восприятия музыки. Игровая форма применения этого приема способствует занимательности, проявлению интереса, положительному эмоциональному личностному контакту ребенка и взрослого.

Следующей подгруппе педагогов для прослушивания были предложены фрагменты музыкальных произведений:

А.Гречанинов «Материнские ласки»

К. Сен-Санс «Куры и петухи»

К. Сен-Санс «Слон», после прослушивания выполнить задание: найти и применить подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.

Коллегам с зелеными нотками  достался мимический метод и отрывки из произведений  Г. Свиридов «Упрямец»,  Г. Свиридов «Попрыгунья» Р. Шуман «Первая утрата», Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка», Г. Свиридов «Ласковая просьба».

Подобрать  соответствующие звучанию музыки  карточки и передать мимикой своего лица характер музыки.

С помощью поли-художественного метода    характер музыки  передается в рисунках, выкладывании формы произведения с помощью цветных карточек,   использование разных видов художественной деятельности.

Подгруппе коллег достались фрагменты музыкальных произведений К. Сен–Санс «Лебедь», «Королевский марш льва»  П. Чайковский «Подснежник», К. Дебюсси «Снег танцует» и задания к ним:

рассмотреть иллюстрацию, прослушать  стихотворение, изобразить в движении музыкальный персонаж.

Метод темброво- инструментального  уподобления  предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.

Коллегам, у которых были нотки синего цвета,   были предложены  фрагменты музыкальных произведений: Э. Григ «Шествие гномов»

А. Гречанинов «Вальс», П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».

Также предложены музыкальные инструменты: металлофоны, треугольник, колокольчики, литавры, барабаны, бубны, погремушки, ложки, трещотки, с помощью которых нужно было аранжировать данные отрывки.

Метод моторно-двигательного уподобления (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо-пластика, образные и танцевальные движения)  предполагает передачу характера музыки в каждый момент ее звучания (различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.

Последней подгруппе были предложены фрагменты музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;

А. Вивальди  Концерт «Зима» 1 часть;

П. И. Чайковский «Подснежник» фрагмент

С помощью атрибутов (ленточек, шарфиков) нужно было  передать в движениях характер музыки.

Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развивать их музыкальные и творческие способности.

В конце мероприятия, после прослушивания фрагмента «концерта для фортепиано с оркестром 21, часть 2 »  В. Моцарта, всем педагогам было предложено в своих подгруппах выполнить коллективные творческие работы в разной технике, придумать названия и защитить коллективную работу.

Презентация

Фотографии

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter