17 января 2025на базе МДОУ «Детский сад № 16» состоялось заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района в очном формате.
Присутствовали 30 педагогов из 26 дошкольных учреждений.
Руководитель МО: Пасечник Ю.П., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 32»
Семинар – практикум: «Слушаем. Понимаем. Творим.»
Опыт представила: Слепова С.А. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 16».
Цель: познакомить музыкальных руководителей ДОУ с методами и приемами развития музыкальных способностей в процессе музыкального восприятия (из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой), повысить компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание».
Ход мероприятия:
В теоритической части Слепова С.А. напомнила о том, что такое восприятие.
Основной целью этого вида деятельности является приобщением детей к музыке, воспитание интереса и любови к ней.
Перечислила задачи, которые решаются в процессе музыкального восприятия. Музыкальный руководитель рассказала, что музыкальное восприятие дошкольников можно представить в следующем порядке постижения музыкального произведения:
- выявление главного настроения;
- определение средств музыкальной выразительности;
- рассмотрение особенностей развития художественного образа;
- выявление главной идеи произведения;
- понимание позиций автора;
- нахождение в произведении собственного личностного смысла.
Напомнила, какие используются методы музыкального восприятия:
- цветовой
- словесный
- тактильный
- мимический
- поли- художественный
- темброво- инструментальный
- моторно- двигательный.
Практическую часть педагог начала с цветового метода.
Коллегам, у которых были нотки красного цвета, было предложены отрывки из музыкальных произведений И. Бах «Шутка», Х. Глюк «Мелодия», А. Дворжак «Юмореска», с помощью комплекта карточек разного цвета определить настроения данных произведений.
Следующей подгруппе педагогов достался словесный метод.
После прослушивания фрагментов музыкальных произведений:
-А. Вивальди Концерт «Зима» 2-я часть из цикла «Времена года»
-П. Чайковский «Осенняя песнь»
-Р. Шуман «Дед Мороз»
-М. П. Мусоргский «Старый замок»
Было предложено подобрать слова, подходящие характеру музыки.
Выбрать из предложенных стихотворений соответствующее характеру и настроению музыки.
Метод тактильного уподобления применяется в основном в раннем и младшем дошкольном возрасте. Помогает детям ощутить эмоциональную выразительность музыкального образа, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления со словесным обозначением настроения музыки, запомнить новое слово-образ, что ведет к осознанности восприятия музыки. Игровая форма применения этого приема способствует занимательности, проявлению интереса, положительному эмоциональному личностному контакту ребенка и взрослого.
Следующей подгруппе педагогов для прослушивания были предложены фрагменты музыкальных произведений:
А.Гречанинов «Материнские ласки»
К. Сен-Санс «Куры и петухи»
К. Сен-Санс «Слон», после прослушивания выполнить задание: найти и применить подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.
Коллегам с зелеными нотками достался мимический метод и отрывки из произведений Г. Свиридов «Упрямец», Г. Свиридов «Попрыгунья» Р. Шуман «Первая утрата», Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка», Г. Свиридов «Ласковая просьба».
Подобрать соответствующие звучанию музыки карточки и передать мимикой своего лица характер музыки.
С помощью поли-художественного метода характер музыки передается в рисунках, выкладывании формы произведения с помощью цветных карточек, использование разных видов художественной деятельности.
Подгруппе коллег достались фрагменты музыкальных произведений К. Сен–Санс «Лебедь», «Королевский марш льва» П. Чайковский «Подснежник», К. Дебюсси «Снег танцует» и задания к ним:
рассмотреть иллюстрацию, прослушать стихотворение, изобразить в движении музыкальный персонаж.
Метод темброво- инструментального уподобления предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.
Коллегам, у которых были нотки синего цвета, были предложены фрагменты музыкальных произведений: Э. Григ «Шествие гномов»
А. Гречанинов «Вальс», П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Также предложены музыкальные инструменты: металлофоны, треугольник, колокольчики, литавры, барабаны, бубны, погремушки, ложки, трещотки, с помощью которых нужно было аранжировать данные отрывки.
Метод моторно-двигательного уподобления (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо-пластика, образные и танцевальные движения) предполагает передачу характера музыки в каждый момент ее звучания (различению выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.
Последней подгруппе были предложены фрагменты музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;
А. Вивальди Концерт «Зима» 1 часть;
П. И. Чайковский «Подснежник» фрагмент
С помощью атрибутов (ленточек, шарфиков) нужно было передать в движениях характер музыки.
Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развивать их музыкальные и творческие способности.
В конце мероприятия, после прослушивания фрагмента «концерта для фортепиано с оркестром 21, часть 2 » В. Моцарта, всем педагогам было предложено в своих подгруппах выполнить коллективные творческие работы в разной технике, придумать названия и защитить коллективную работу.