26 января 2024 года в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии музыкальных руководителей между городами Омск и Ярославль по вопросам развития дошкольного образования Ковалева А.В., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 69» г. Ярославля, провела семинар по теме «Особенности организации музыкальных занятий для детей с нарушениями зрения». Мероприятие проходило в дистанционном формате. Всего приняли участие 18 детских садов городов Омск и Ярославль.
По данным современной статистики в нашей стране почти каждый третий ребёнок дошкольного возраста уже имеет проблемы со зрением, и их количество растёт. Кроме того с каждым годом растет количество детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Чтобы работать с такими детьми, необходимо понимать особенность их видения мира при том или ином зрительном диагнозе.
Трудности детей с нарушением зрения:
- Нарушение ориентировки в пространстве
- Нарушение общей и мелкой моторики
- Искаженное восприятие сенсорных эталонов
- Бедный эмоциональный мир
- Недостаточно зрительных образов
- Бедный словарный запас
- Незрелая эмоционально-волевая сфера
К счастью для таких детей существуют специализированные дошкольные учреждения, в которых лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.
Для развития музыкальных способностей слуховая функция имеет наибольшее значение. Если ребенок попадает в соответствующие условия, где оптимально используются компенсаторные возможности, где идет коррекция нарушения, то можно предположить, что ребенку, несмотря на нарушенное зрение, возможно добиться определенных успехов в музыкальной деятельности.
Особенность работы с такими детьми состоит:
> не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
> не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций;
> не в разучивании танцев с трудными танцевальными движениями, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Музыкальные занятия преследуют и дополнительные задачи для детей с нарушением зрения, это коррекция вторичных нарушений:
- развитие координации движений;
- чувства ритма;
- ориентировки в пространстве;
- быстроты реакции;
Важно развивать:
- произвольность психических процессов;
- эмоционально-волевую сферу;
- личностные качества;
- развивать представления об окружающем мире;
Педагогу необходимо создавать благоприятные условия для детей.
Эмоционально комфортные условия для ребенка на занятии, будут созданы в том случае, если педагог сумеет:
- Заинтересовать
- Создавать интересные игровые ситуации
- Соблюдать темп занятия относительно особенностей восприятия детей с нарушением зрения
- Чутко реагировать на состояние детей, вовремя переключаясь с одно вида музыкальной деятельности на другой
- Педагог должен быть артистичным
- Увлекать детей собственным примером
Организация коррекционной работы на занятии:
- Контроль освещенности групповой комнаты
- Контроль ношения очков детьми.
- Определение места на занятии для каждого ребенка
Посадка детей по рекомендации врача-офтальмолога.
Важно помнить, что во время окклюзии, ребенок становится слабовидящим, так как заклеивается лучше видящий глаз, а дети с низкой остротой зрения занимают первый ряд.
- У ребенка с нарушением зрения нарушено зрительное восприятие, им трудно распределить свое внимание, ребенок пытается рассмотреть яркое пятно, а общая картина выпадает из поля зрения. Поэтому педагогу необходимо соблюдать темп занятия. Он должен быть снижен.
- Контроль выполнения принципов щадящего зрительного режима (распределение слуховой и зрительной нагрузки должно быть в соотношении – 2/3 – на слух, 1/3 – на зрение).
- Соблюдение требований к дидактическому, демонстрационному и раздаточному материалу. Демонстрационный материал не меньше 10см, обязателен черный контур. Цветные изображения должны быть яркими, натуральных цветов. Показывая дидактический материал, наглядные средства педагог должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона.