26 января 2024 года в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии музыкальных руководителей между городами Омск и Ярославль по вопросам развития дошкольного образования Ковалева А.В., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 69» г. Ярославля, провела семинар по теме «Особенности организации музыкальных занятий для детей с нарушениями зрения». Мероприятие проходило в дистанционном формате. Всего приняли участие 18 детских садов городов Омск и Ярославль.

По данным современной статистики в нашей стране почти каждый третий ребёнок дошкольного возраста уже имеет проблемы со зрением, и их количество растёт. Кроме того с каждым годом растет количество детей,  у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Чтобы работать с такими детьми, необходимо понимать особенность их видения мира при том или ином зрительном диагнозе.

Трудности детей с нарушением зрения:

  • Нарушение ориентировки в пространстве
  • Нарушение общей и мелкой моторики
  • Искаженное восприятие сенсорных эталонов
  • Бедный эмоциональный мир
  • Недостаточно зрительных образов
  • Бедный словарный запас
  • Незрелая эмоционально-волевая сфера

К счастью для таких детей существуют специализированные дошкольные учреждения, в которых лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

Для развития музыкальных способностей слуховая функция имеет наибольшее значение. Если ребенок попадает в соответствующие условия, где оптимально используются компенсаторные возможности, где идет коррекция нарушения, то можно предположить, что ребенку, несмотря на нарушенное зрение, возможно добиться определенных успехов в музыкальной деятельности.

Особенность работы с такими детьми состоит:

> не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

> не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций;

> не в разучивании танцев с трудными танцевальными движениями, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Музыкальные занятия преследуют и дополнительные задачи для детей с нарушением зрения, это коррекция вторичных нарушений:

  • развитие координации движений;
  • чувства ритма;
  • ориентировки в пространстве;
  • быстроты реакции;

Важно развивать:

  • произвольность психических процессов;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • личностные качества;
  • развивать представления об окружающем мире;

Педагогу необходимо создавать благоприятные условия для детей.

Эмоционально комфортные условия для ребенка на занятии, будут созданы в том случае, если педагог сумеет:

  • Заинтересовать
  • Создавать интересные игровые ситуации
  • Соблюдать темп занятия относительно особенностей восприятия детей с нарушением зрения
  • Чутко реагировать на состояние детей, вовремя переключаясь с одно вида музыкальной деятельности на другой
  • Педагог должен быть артистичным
  • Увлекать детей собственным примером

Организация коррекционной работы на занятии:

  • Контроль освещенности групповой комнаты
  • Контроль ношения очков детьми.
  • Определение места на занятии для каждого ребенка

Посадка детей по рекомендации врача-офтальмолога.

Важно помнить,  что во время окклюзии, ребенок становится слабовидящим, так как заклеивается лучше видящий глаз, а дети с низкой остротой зрения занимают первый ряд.

  • У ребенка с нарушением зрения нарушено зрительное восприятие, им трудно распределить свое внимание, ребенок пытается рассмотреть яркое пятно, а общая картина выпадает из поля зрения. Поэтому педагогу необходимо соблюдать темп занятия. Он должен быть снижен.
  • Контроль выполнения принципов щадящего зрительного режима (распределение слуховой и зрительной нагрузки должно быть в соотношении – 2/3 – на слух, 1/3 – на зрение).
  • Соблюдение требований к дидактическому, демонстрационному и раздаточному материалу. Демонстрационный материал не меньше 10см, обязателен черный контур. Цветные изображения должны быть яркими, натуральных цветов. Показывая дидактический материал, наглядные средства педагог должен учитывать не только его размеры и цвет, но и контрастность фона.

Презентация

Фотографии

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter