28 марта 2024 года в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии музыкальных руководителей детских садов городов Омск и Ярославль по вопросам музыкального развития детей дошкольного возраста Окутина К.Ш., музыкальный руководитель, и Кочикова Е.Н., учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 218» г. Ярославля, провели вебинар по теме «Использование малых форм фольклора на занятиях по логопедической ритмике и на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения ОДА и ТНР». Всего в мероприятии приняли участие 19 детских садов городов Омск и Ярославль.
На современном этапе развития инклюзивного образования, обусловленного увеличением количества детей с ОВЗ, фольклор выступает как перспективное, эффективное средство развития и коррекции детей дошкольного возраста.
Количество детей, имеющие сопутствующие диагнозы неуклонно растет с каждым годом. Чаще всего встречаются:
- ЗПР различного генеза
- Ментальные нарушения (нарушение социализации и интеллектуального развития)
- СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
- Речевые нарушения (дизартрия, алалия, заикание).
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста, обусловленные нарушением ОДА и ТНР
- Для общей моторики характерно нарушение сложных форм координации движений, статической координации движений, проявление гипертонуса, синкенезий, невозможности регуляции амплитуды собственных движений. Артикуляционная и мелкая моторика страдает по тому же типу, что и общая.
- Выявляются грубые нарушения оптико-конструктивной деятельности, слухо-зрительно-моторной координации.
- Характерны нарушения внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.
- У детей с разными видами речевой патологии имеются нарушения моторного, музыкального и речевого ритмов.
Использование элементов фольклора способствует интеграции коррекционно-развивающей деятельности музыкального руководителя и учителя логопеда, направленной на адаптацию и реабилитацию детей с ОВЗ. Использование малых форм фольклора другими специалистами в различных видах организованной образовательной деятельности, в разных режимных моментах, обеспечивает взаимосвязь всех участников образовательного процесса.
Участники вебинара задавали вопросы по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников, на сколько активно родители принимают участие в образовательном процессе. Педагоги показали видеозаписи индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, а также представили свой наработанный практический материал.