31 января 2023 года музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 92» Снегова Мария Пантелеевна провела семинар по теме «Развитие коммуникативных навыков дошкольников в ходе осуществления музыкально-игровой деятельности» для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений городов Ярославля и Омска в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам развития дошкольного образования.
Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки – это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.
Влияние музыки на коммуникативное развитие обусловлено ведущей деятельностью дошкольного возраста – игрой, в форме которой проводятся музыкальные занятия с детьми. Сущность и содержание музыкально-игровой деятельности определяет возможности реализации в процессе ее основных умений, необходимых для эффективного общения – коммуникативных умений.
Задачи развития коммуникативных навыков в музыкально – игровой деятельности:
- Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
- Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
- Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
Игры на коммуникацию предполагают следующие условия:
- Учёт индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;
- Принятие любого выбора ребенка;
- Желание педагога играть вместе с детьми;
- Доброжелательное отношение к воспитанникам;
- Умение педагога идти от потребностей ребенка;
- Способность к импровизации, в зависимости от обстоятельств;
- Поощрение инициативу детей, когда дети могут отказаться от запланированной деятельности и высказать другое предложение.
Работа по развитию коммуникативных умений в музыкально-игровой деятельности идет по 3 основным направлениям. Первое направление реализовывается по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника как объекта взаимодействия. Второе направление заключается в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоциональные, мимические, пантомимические, вербальные). Третье направление призвано способствовать формированию у детей социальных представлений, которые возникают в результате осознания и воссоздания в музыкально-игровой деятельности различных видов социальных отношений.