Вопросы развития мышления младших школьников посредством оригами рассматривались на методическом объединении педагогов-психологов СШ 13.12.2016. С данной темой перед коллегами выступила М.В. Харченко, педагог-психолог СШ № 56.
Внимание концентрировалось на том, что оригами как метод является идеальной дидактической игрой, развивающей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. При наименьших экономических затратах (лист бумаги и ножницы) этот метод при правильной организации может дать высокие результаты.
Занятия оригами, не требуя специальных приспособлений, становятся средством:
- познания материального мира;
- знакомства с произведениями живописи и графики, народного фольклора; основными геометрическими понятиями;
- обучения приемам работы с бумагой, умению читать чертежи оригами;
- развития способов умственных действий, умений комбинировать ранее усвоенные способы деятельности и переносить их в новую ситуацию на новый материал, обеспечивая выход за рамки репродуктивного труда, влияя на
- пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами;
- совершенствования трудовых навыков (учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место), формируя культуру труда;
- выражения внутренних чувств, эмоциональных состояний;
- формирования развивающейся, духовно богатой личности.
Практически оригами – это конструктор с одной деталью. Одна деталь (плоский лист) и три технологические операции (складывание, изгибание, разрезание) выводят на новый уровень пространственного формообразования – модель. Комбинации манипулирования тремя технологическими операциями с листом превращаются в бумаготворчество – создание многогранных структур из плоского листа – оригамику.
Особенность данного способа организации образовательной среды заключается в создании открытого пространства для развития мышления и формирования интеллектуальной активности с преобладанием воспитательных функций над обучающими.
Подготовила М.Г. Угарова, старший методист отдела социально-психологического сопровождения ГЦРО
М.В. Харченко, педагог-психолог СШ № 56