23 апреля 2024 года состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. Темой методического объединения стала работа с педагогами УДО по развитию идентичности, свой опыт работы в формате мастер-класса представила психолог МОУ ДО МУЦ Красноперекопского района Курзенкова М.Е.

На мастер-классе Курзенкова Мария Евгеньевна познакомила участников с теми приемами развития идентичности, в том числе женской идентичности, которые используют психологи межшкольного учебного центра в развивающей работе с педагогическим коллективом. Мастер-класс отличался практикоориентированностью, участники погрузились в работу по изучению особенностей своей идентичности, на мастер-классе происходила профессиональная и личностная рефлексия. Полезным для участников мастер-класса стало обсуждение особенностей применения техник по развитию идентичности в работе с педагогами, особенностей возрастного восприятия такой работы.

В качестве результатов работы методического объединения можно рекомендовать использовать наработки и опыт психологической службы МОУ ДО межшкольного учебного комбината Красноперекопского района в организации работы с педагогическим коллективом; включать темы личной идентичности в психологическую работу с педагогами как для цели активизации их профессионального развития, так и для профилактики их эмоционального выгорания.

26 марта 2024 года состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. Темой методического объединения стало обсуждение опыта психологического сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования.

На семинаре выступили психологи Ярославского городского Дворца пионеров Сачкова Ольга Владимировна и Хаймина Анна Геннадьевна. Они представили свой опыт работы с категорией одаренных детей. Познакомили участников семинара с моделью психологического сопровождения одаренных обучающихся Дворца пионеров, сделав акцент на основных целях и задачах психологической работы с одаренными детьми. Практическая часть методического объединения была посвящена приемам и способам развития творческого потенциала и одаренности детей разного возраста: это были упражнения на развитие фантазии, настольные игры для развития гибкости мышления, элементы тренинга для одаренных подростков, приемы арт-терапии – зендудлинг и ниткография для развития творческой одаренности.

В качестве результатов семинара-практикума можно обозначить следующие рекомендации: расширять методическую копилку психолога УДО приемами и методами диагностики и развития детской одаренности; применять приемы развития творческого потенциала и способностей детей в психологической работе с педагогами и родителями обучающихся в силу их универсальности и экологичности, а также транслировать ценности развития одаренности, и в том числе творческой одаренности, в педагогической среде учреждения дополнительного образования и  широкому родительскому сообществу.

Презентация

27 февраля 2024 года состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. Темой методического объединения стала: «Ниткография: возможности применения в работе психолога».

На семинаре выступила педагог-психолог МОУ ДО ЦДТ «Горизонт» Кирикова Евгения Вячеславовна, она представила метод ниткографии, его происхождение, особенности применения в работе психолога с разными с категориями клиентов, цели, которые позволяет решить этот метод в практике работы психолога учреждения дополнительного образования. Практическая часть встречи позволила всем участникам попробовать самим создать образ с помощью ниткографии. Были обсуждены варианты ниткографии, приемы, возможности модификации, дополнения, расширения данного метода.

По итогам семинара-практикума можно сформулировать следующие рекомендации: использовать опыт, представленный психологом центра «Горизонт», в практике работы психологов учреждений дополнительного образования города. Применять метод ниткографии в индивидуальной и групповой развивающей и коррекционной работе с детьми разного возраста, педагогическим коллективом и др.

30 января 2024 года состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. Темой методического объединения стала: «Возможности применения трансформационных игр в работе психолога в учреждении дополнительного образования».

На семинаре выступила приглашенный специалист, педагог-психолог Помогаева Любовь Алексеевна, она представила трансформационную игру «Психосоматика». Участники семинара-практикума познакомились с шагами и технологией проведения игры, попробовали сделать отдельные задания на себе, обсудили возможный ход игры в работе с различными категориями клиентов, проанализировали возможности и перспективные направления применения данной игры в практике психолога учреждения дополнительного образования. Также на семинаре были обсуждены другие трансформационные игры, такие как: «Секреты отношений», «Психудейка»: возможности и ресурсы применения их в психологической практике.

В качестве результатов семинара-практикума можно обозначить следующие рекомендации: использовать различные варианты трансформационных игр в работе с клиентами разного возраста и с различными запросами на психологическую работу. Применять отдельные шаги технологий трансформационных игр или модифицировать данные алгоритмы для повышения эффективности работы психолога в учреждении дополнительного образования. Считать возможным расширение инструментария психолога в УДО трансформационными играми, технологиями их применения, алгоритмами и метафорическими ассоциативными картами.

19 декабря 2023 года состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. На методическом объединении педагог-психолог МОУ ДО Центра туризма и экскурсий «Абрис» Москвина С.В. представила свою психолого-педагогическую программу для детей с ОВЗ «Ритм».

На семинаре Москвина Светлана Васильевна представила свой опыт работы с детьми с особыми возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, в частности, свою авторскую разработку: развивающую психолого-педагогическую программу, целью которой является развитие эмоциональной сфера ребенка с ОВЗ и гармонизация всего хода его развития. На семинаре были представлены актуальность и востребованность данной программы, участники познакомились с авторскими подходами и заданиями по программе, плодотворным было обсуждение особенностей организации и реализации программы с детьми с ОВЗ.

По итогам семинара можно рекомендовать: использовать опыт психолога Москвиной С.В. Центра туризма и экскурсий «Абрис» по организации психологической работы с детьми с ОВЗ в психолого-педагогической практике работы в учреждении дополнительного образования. Считать развитие эмоциональной сферы ребенка с особыми возможностями здоровья важным и актуальным направлением развивающей и коррекционной работы с данной категорией детей.

Презентация

14 ноября 2023 года состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. На методическом объединении психолог МОУ ДО ЦВР «Витязь» Пронина Н.Р. представила свой опыт работы по теме «Проективные методы в работе психолога».

На семинаре Пронина Насимя Рафаильевна погрузила остальных участников методического объединения в мир  проективных техник и методов. На семинаре обсудили преимущества и ограничения проективных рисуночных методов. Актуализировали сказкотерапевтический подход в традиции школы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

На практической части встречи психологи познакомились с авторская проективная методикой «Моё коммуникативное поле», попробовали ее на себе, обсудили результаты и эффекты её применения.

Отдельное внимание и обсуждение было отведено метафорическим ассоциативным картам как перспективному методу психологической работы, и как естественному продолжению сказкотерапии.

По итогам семинара-практикума можно рекомендовать: активно использовать в диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работе психолога с различными категориями участников образовательного процесса проективные методы и приемы, как имеющие большой прогностический и развивающий потенциал; применять комплексный подход при использовании проективных методов в работе психолога в учреждении дополнительного образования, сочетающий в себе цветотерапию, сказкотерапию, приемы работы с ассоциациями и т.п.

24 октября 2023 года состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. Темой методического объединения стала «Настольные профориентационные игры в работе психолога УДО», свой опыт работы в формате мастерской представила психолог МОУ ДО МУЦ Красноперекопского района Боголюбова  Е.В.

На мастерской Боголюбова Елена Витальевна познакомила участников с теми профориентационными играми, которые использует межшкольный учебный центр и, в частности, психологическая служба при организации занятий со школьниками разного возраста по профессиональному самоопределению. Были представлены несколько настольных профориентационных игр от проекта «Атлас 100, атлас профессий будущего», решающих различные задачи профессиональной ориентации и самоопределения.

Полезным для участников методического объединения было обсуждение вариантов применения данных инструментом в работе с классом, группой, индивидуально. Активно психологи методического объединения обсуждали ограничения разработанных игр и возможности модификации существующих оболочек под конкретные задачи профессионального самоопределения обучающихся.

В качестве результатов мастерской можно рекомендовать использовать наработки и опыт психологической службы МОУ ДО межшкольного учебного комбината Красноперекопского района в организации профориентационной работы в учреждении дополнительного образования; применять приемы и потенциал настольных профориентационных игр, как в развивающей работе психолога, так и в консультационной, и в целом, считать настольные профориентационные игры эффективным инструментом профориентации.

22 марта 2023 года на методическом объединении педагог-психолог детского экологического центра «Родник» Огаркова Н.В. представила свой опыт по теме: «Арт-терапия в технике «Монотипия».

На семинаре Огаркова Наталья Валерьевна представила свой опыт применения в работе психолога арт-терапии и, в частности, техники монотипии. Были раскрыты сущность и виды техники «монотипия» в арт-терапевтической работе. Наталья Валерьевна рассказала о вариантах применения техники монотипии как в индивидуальной, так и в групповой работе с обучающимися, возможности использования этой техники при семейном консультировании, раскрыла любимые детьми варианты монотипии. Были обсуждены конкретные случаи из практики и эффективные пути их решения для педагога-психолога УДО.

По итогам семинара можно рекомендовать:

  • продолжать активно расширять спектр арт-терапевтических техник и приемов в работе психолога УДО;
  • учитывать преимущества и ограничения применения техники монотипии в арт-терапии;
  • продолжить самообразование по применению техники монотипии по специальной литературе и в рамках обмена опытом.

Презентация

14 февраля 2023 года на методическом объединении по теме «Развитие логического мышления и формирование математических представлений у одаренных детей 5-6 лет» психолог МОУ ДО Станция туризма и экскурсий «Абрис» Москвина С.В. представила свой опыт работы.

На семинаре Москвина Светлана Васильевна представила свои авторские наработки цикла развивающих занятий с одаренными дошкольниками, направленного на развитие у них логического мышления и формирование математических представлений. Педагог-психолог раскрыла особенности подхода к организации занятий по развитию логического мышления и формированию математических представлений у одаренных дошкольников. Широко были представлены задания и приемы по развитию логического мышления и математических представлений у одаренных детей 5-6 лет. Многие задания были авторскими, и Москвина С.В. продемонстрировала, как она придумывала их, опираясь на интересы и запросы самих обучающихся. Также участникам семинара было полезно обсудить трудности и ограничения в работе с одаренными детьми 5-6 лет, а также организационные моменты при планировании и осуществлении развивающей работы с одаренными детьми, с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыт педагога-психолога центра «Абрис» С.В. Москвиной перспективен для применения его в работе с одаренными дошкольниками, для разработки дополнительных общеразвивающих программ, для разработки индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий.