21 февраля 2023 г. состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме «Диагностика и дифференциация видов агрессивного поведения обучающихся. Практические рекомендации для работы с нарушениями системы саморегуляции деятельности и СДВГ».

Прежде чем выстраивать профилактическую и коррекционную работу агрессивного поведения среди подростков, надо понимать:

  • агрессивность присуща всем людям;
  • избавиться полностью от агрессивности невозможно;
  • агрессивность имеет свои отрицательные и положительные стороны; агрессивность в определённых пределах необходима любому человеку;
  • семья играет ведущую роль в формировании детской агрессивности.

Лучшее «лекарство» для преодоления детской агрессии – это внимание, понимание, требовательность, ответственность и терпение.

Важно разобраться в причинах детской агрессии:

  • ребенок не умеет разделять свои переживания и способ их выражения;
  • это переживания, возникающие из-за ограничений;
  • подросток не умеет выражать свои переживания социально приемлемыми способами или не умеет обращаться за помощью (не сформирован навык или индивидуальные особенности ребенка).

В ходе работы методического объединения ознакомились с признаками агрессивности, особенностями поведения педагога, минимизирующего проявления детской агрессии, а также разобрали различные методы и методики коррекции, подкрепленные разнообразием организационных форм.

Презентация

31 января 2023 г. состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме «Наставничество как форма организации социально-значимой и проектной деятельности среди обучающихся школ».

Воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому – главная цель наставничества в ОУ. Чтобы построить программу наставничества, необходимо определить постановку реальных задач и путей их достижения; методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса; взаимную заинтересованность сторон; административный контроль за процессом наставничества; наличие методики оценки результатов; обоснованные требования к процессу наставничества, к личности наставника. Наставничество ровесниками предоставляет молодым людям возможность развивать наставнические отношения со сверстниками или младшими по возрасту подростками, когда, например, ученик средней школы может быть наставником для ученика начальной школы в изучении школьных предметов или в организации досуговой деятельности. Такие молодые наставники служат образцом для подражания. Они требуют постоянной поддержки и тщательного наблюдения.

В ходе работы методического объединения ознакомились с типологий наставничества как формы организации социально-значимой и проектной деятельности подростков.

Презентация

20 декабря 2022 г. состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославля по теме «Изменения и дополнения при прохождении аттестации. Необходимая документация социального педагога при прохождении аттестации».

В ходе работы методического объединения ознакомились с современными подходами и требованиями к аттестации педагогических кадров. Рассмотрели виды аттестации педагогических работников и порядок проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности или установления квалификационной категории.

Также ознакомились с Федеральными требованиями при аттестации на первую и высшую квалификационные категории и формами проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории

Разработана памятка для социального педагога при прохождении аттестации на первую и высшую квалификационные категории.

Презентация
Памятка

22 ноября 2022 г. состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославля по теме «Профилактика буллинга в школе».

Проблема буллинга — современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам и взрослым? Причин на самом деле много: ограниченное общение детей со сверстниками отрицательно сказывается на процессе социализации детей; зависть; месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания); самоутверждение в коллективе; стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»; желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

В ходе работы методического объединения ознакомились с понятиями буллинга как вида насилия над ребенком. Виды агрессивного преследования: физическое, вербальное, социально-психологическое, экономическое. Травля как симптом проблем в школьном коллективе. Рассмотрели причины и мотивы преследования. Индикаторы травли. Как понять, что ребенок подвергается преследованию? Триада буллинга: «агрессор – жертва – наблюдатели». Кому и какая нужна помощь?

Направления и методы педагогической и психологической помощи. Методы профилактики и предотвращения травли.

18 октября 2022 г. состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме «Организация и проведение первичной и коррекционной профилактики среди несовершеннолетних в ОУ. Методические рекомендации при составлении Программ профилактической направленности».

Распространенность употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем. Данные тестирования за сентябрь 2022 г. позволили выделить обучающихся с разной степенью вероятности вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение. Эти результаты еще раз подтверждают необходимость организации на базе ОУ единого профилактического пространства с привлечением всех субъектов профилактики.

В ходе работы методического объединения ознакомились с Концепцией профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утв. Минпросвещения России 15.06.2021), которая является системой принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде, с конечной целью максимального исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних. Документ рекомендован Государственным антинаркотическим комитетом, регламентирующим организацию и проведения профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних в ОУ.

В ходе работы МО были даны методические рекомендации по составлению Программ профилактической направленности.

Презентация

19 апреля 2022 г. прошло методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме «Документационное обеспечение деятельности социального педагога
образовательного учреждения» (презентация).

В соответствии с основными направлениями социально-педагогической деятельности документационное обеспечение работы социального педагога ОО строится на основе нормативно-правовой документации. Включает в себя перспективное планирование и материалы основной деятельности.

В ходе работы методического объединения обсудили примерный перечень документации, обеспечивающий социально-педагогическую деятельность:

1. Нормативно-правовые документы:

- регламентирующие деятельность социального педагога в ОО;
- регламентирующие деятельность специалистов по защите прав семьи и детства;

16 марта 2022 г. прошло методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Роль социального педагога в организации профориентационной работы среди несовершеннолетних».
В ходе работы методического объединения ознакомились с основными дополнениями и изменениями в нормативно-правовых актах, регламентирующих организацию профориентационной работы среди несовершеннолетних».

Актуальными были вопросы по организации и созданию условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями). А также проведение диагностики профессиональных склонностей и потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, в том числе обучающихся, требующих особое внимание

Презентация

Информацию подготовила методист Цыганова О.В.

16 февраля 2022 г. прошло методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославля по теме «Методики, направленные на диагностику учащихся, требующих особого внимания».

В ходе работы участники методического объединения ознакомились с основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими организацию диагностического компонента и методиками, направленными на диагностику детей, требующих повышенного педагогического внимания, и их семей.

Актуальными оказались вопросы организации и проведения диагностики обучающихся, требующих особого внимания, и их семей с целью ранней профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также организации ИПР.

Презентация