12 ноября 2024 состоялось заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г.Ярославля в очном формате на базе МДОУ «Детский сад № 91»

Присутствовали 28 педагогов из 25 дошкольных учреждений.

Руководитель МО: Пасечник Ю.П., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 32»

Семинар-практикум: «Комплексный подход к музыкальному воспитанию дошкольников с ОВЗ на примере организации музыкально-дидактических игр»

Опыт представили:  музыкальный руководитель Кожанова Ю. В., воспитатель Алфеева Т.И., воспитатель Кудряшова Т. А., педагог-психолог Валиева В. О. , педагог-дефектолог Кенозерова В. В.

  Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагогов

Задачи:

- Расширение знаний педагогов о подходах к музыкальному воспитанию дошкольников с ОВЗ на примере организации  музыкально-дидактических игр.

- Развитие творчества и фантазии педагогов

- Обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий

- Создание  (и демонстрация с помощью видеоматериалов)  проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы.

Рассматриваемые вопросы:

  • Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников;
  • Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями групп при организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;
  • Индивидуальная работа с детьми по музыкальному развитию;
  • Особенности организации и проведения музыкально-дидактических игр с детьми с ОВЗ

Рекомендации:

  • Педагогам МДОУ «Детский сад № 91» (Кожанова Ю.В., Алфеева Т.И., Кудряшова Т.А., Валиева В.О., Кенозерова В.В.) обобщить свои выступления и представить на сайте ДОУ;
  • Музыкальным руководителям – участникам МО разработать картотеку музыкально-дидактических игр для детей по возрастам.

Фотографии

25 октября 2024 на базе МДОУ «Детский сад № 68» прошло заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района          

Присутствовали 15 педагогов из 12 дошкольных учреждений.

Руководитель МО: Пасечник Ю.П., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 32»

Опыт представили: Шевченко Е.Н. музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 68», педагог- хореограф МДОУ «Детский сад № 68»

Судина М.А.

Мастер-класс: Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста «Мир музыкальных (танцевальных) профессий»

Цель: знакомство детей с профессиями связанными с музыкальной   деятельностью.  

Задачи:

Обучающие:  сформировать у детей первоначальные представления о музыкальных профессиях (музыкальный руководитель, хореограф, дирижер, композитор)

Развивающие:  развивать эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру,  дать возможность проявить свой интерес к музыкальным (танцевальным) профессиям в различных видах музыкальной (танцевальной) деятельности.

Развивать навыки свободной импровизации в пении, танцевальных движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Развивать кругозор, словарный запас, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, положительное отношение к творческому труду взрослых, желание подражать им.

Коррекционно–оздоровительные: снять мышечное и психологическое напряжение, способствовать сохранению здоровья детей посредством выполнения музыкально – творческих действий.

8 октября 2024 года на базе МОУ «ГЦРО» состоялось заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского  и Фрунзенского района г. Ярославля в очном формате

Руководитель МО: Иванова И.И., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 179»

Присутствовали: 23 человека

Цель: создание условий для распространения опыта педагогов, взаимообучение педагогов ДОУ и стимулирование их профессионального роста.

Повестка дня

  1. Утверждение плана мероприятий МО на 2024-2025 уч.год.
  2. Обновление базы данных о музыкальных руководителях ДОУ. Анкетирование музыкальных руководителей с целью выявления личных запросов и инициатив педагогов по проблемам музыкального развития дошкольников.
  3. «Активное слушание музыки с детьми» Родионова И.Г., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 234»;                                                                                                                                    
  4. Делимся опытом: «Ложки понемножку» Кандалинцева С.А., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 70»

Ход заседания

  1. По первому вопросу выступила руководитель МО Иванова И.И, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 179». Она определила цели и задачи работы МО и предложила на рассмотрение и утверждение план работы МО музыкальных руководителей на новый учебный год.
  2. С целью выявления личных запросов и инициатив педагогов по проблемам музыкального развития дошкольников провели анкетирование музыкальных руководителей, а также обновили базу данных музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского района.
  3. По третьему вопросу выступила Родионова И.Г., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 234», с темой:  «Активное слушание музыки с детьми». Музыкальный руководитель поделился рядом методов и приёмов в развитии  музыкального восприятия через движение. Это отличный способ добиться эмоционально-образного восприятия музыки через музыкально -двигательные импровизации.  Своё выступление педагог дополнил видео фрагментами музыкальных занятий по данной теме.
  4. Музыкальный руководитель МДОУ №70 Кандалинцева С.А прошла авторский курс Е.Чуриковой «Ложки понемножку», педагога-практика, действующего музыкального руководителя. Данная разработка направлена на создание оркестра ложкарей с дошкольниками. В основе методики лежит прием ассоциации, позволяющий детям легко усваивать и прочно запоминать материал.

 Рекомендации:

  1. Утвердить план работы МО на 2024-2025 учебный год.                                
  2.  Кандалинцевой С.А и Родионовой И.Г поделиться ссылками в сообществе музыкальных руководителей  для углубленного ознакомления с данными вопросами. 

Музыкальным руководителям изучить предложенный материал и по возможности использовать в  музыкальной деятельности с детьми.

Фотографии

24 апреля 2024 г. состоялось методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ в рамках договора о взаимодействии городов Омск – Ярославль. Свой опыт работы на тему «Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» представили  музыкальные руководители МДОУ «Детский сад №  140» Белых Л.Ю. и Суровцевой А.И.

МДОУ «Детский сад № 140» посещают дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), дети с нарушением интеллекта (УО). Количество детей дошкольного возраста с ТНР и ЗПР растет. В основном это связано с органическим поражением центральной нервной системы, с патологией органов слуха и речи, с расстройствами психической деятельности, с задержкой созревания мозга в связи с ранним его поражением.

У таких детей к 5-6 годам, как правило, недостаточно развиты все стороны восприятия музыки (начиная со слухового внимания), нарушены элементы музыкального слуха (звуко-высотный, ритмический, динамический). У большинства детей отмечаются слабость, неустойчивость, прерывистость дыхания, хриплый, монотонный голос (нередко с носовым оттенком), а также разнообразные дефекты речи, скудный словарный запас. Это затрудняет участие детей во всех видах музыкальной деятельности.

Музыкальные руководители для работы с детьми с ОВЗ разработали определенный алгоритм своей деятельности:

- Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих детский сад;

- Разработка и реализация плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми;

- Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию;

- Создание условий, способствующих освоению детьми образовательной программы;

- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам развития музыкальности;

- Оценка результатов помощи детям с ОВЗ, определение степени освоения адаптированной образовательной программы.

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией пребывания детей в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и других специалистов ДОУ.    

Важно:

- обогащать эмоциональное состояние детей, учить отличать одно эмоциональное состояние от другого через восприятие музыки;

- способствовать нормализации психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие их произвольности;

- укреплять, тренировать двигательный аппарат. Формировать качества движений;

- воспитывать уверенность в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

На семинаре помимо презентации были продемонстрированы видеофрагменты музыкальных занятий, с использованием методов и приемов коррекционной работы с детьми с ОВЗ во всех видах музыкальной деятельности.

17 апреля 2024 состоялось методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ в рамках договора о взаимодействии городов Омск – Ярославль. Свой опыт работы на тему: «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических игр» представили  специалисты МДОУ «Детский сад №  226»: музыкальный руководитель Железова Е.А., учитель-дефектолог Кудрявцева С.С., учитель-логопед Куприянова Н.В. В мероприятии приняли участие 25 детских садов г.Ярославля и Омска.

Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой невозможна музыкальная деятельность. Ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности. У детей с ОВЗ могут наблюдаться нарушения координации, раздражительность, не ритмичность  Довольно часто наблюдается нарушение темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь  оказывает  игра на детских музыкальных инструментах, что способствует формированию умения свободно пользоваться движениями верхнего плечевого пояса. Чаще используются  ударно-шумовые инструменты: металлофоны, бубны, трещотки, барабаны, деревянные палочки, нетрадиционные инструменты.

Ритмические занятия у детей с ОВЗ способствуют повышению работоспособности организма, коррекции психических, физических и речевых недостатков.

Ритм как компонент музыкального материала воспринимается при активном участии структур правого полушария. С другой стороны, ритмический рисунок — это последовательность элементов и, соответственно, механизмы левого полушария необходимы для их обработки и воспроизведения. Таким образом, способность воспринимать внешний ритм и ритмически организовывать свою активность связана с работой как левого, так и правого полушарий. Это означает, что развитие чувства ритма отражается на состоянии работы обоих полушарий и, самое главное, на их взаимодействии. Поэтому специальные музыкальные и коррекционные занятия оказывают влияние на развитие межполушарного взаимодействия.

Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ включает следующие направления коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога:

  • Развитие визуального компонента ритма
  • Развитие аудиального компонента ритма
  • Развитие кинестетического компонента ритма

Педагоги представили видеозаписи использования музыкально-ритмических игр в практике работы музыкального руководителя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.

Игровые практики получили позитивную оценку коллег.

Презентация

17.04.2024 на базе МДОУ «Детский сад № 228» прошло заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района

Тема «Ложки по немножку»

Присутствовали 24 педагогов из 20 дошкольных учреждений.

Руководитель МО: Пасечник Ю.П., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 32»

Опыт представляли музыкальные руководители: Ботягина О.Ю «МДОУ д с 32», Гущина Д.Ю. «МДОУ д с 228», Пасечник Ю.П. «МДОУ д с 32», Шаркова Н.С. «МДОУ д с 228»

Цель:  - изучение участниками семинара вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в  разных видах деятельности на музыкальных занятиях

Задачи:

  1. Осознать значимость музыкального инструмента  ложки в использовании на музыкальных занятиях.
  2. Закреплять различные приемы игры на деревянных ложках.
  3. вызвать интерес к процессу использования ложек, желание применять их во всех видах деятельности.
  4. Развивать художественный, музыкальный, эстетический вкус.
  5. Создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию игры на музыкальном инструменте ложки.

Ход мероприятия:

Гущина Д.Ю. рассказала об интересе и вниманию к народному искусству, в том числе и музыкальному, который в последнее время  вырос в нашей стране, о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Шаркова Н.С рассказала об использовании  ложек в самых различных условиях:

- в организованной образовательной деятельности;

- в театральной деятельности;

- в выступлении на праздниках;

- в кружковой работе.

   В разных видах деятельности:

- в пении;

- в слушании музыки;

- в музыкально – ритмических движениях.

Пасечник Ю.П. провела практическую часть семинара по использованию ложек во всех видах музыкальной деятельности ( в пении, слушании, танцах)

Пасечник Ю.П. показала видео-запись: дети старшей группы исполнили песню «Бабушка- оладушка».

Необычным для педагогов было узнать о том, что ложками можно делать массаж.

Ботягина О.Ю. пригласила коллег взять ложки и встать в круг, вместе с ними она провела массаж «Колобок» по одноименной р н с. (автор слов Гридневская Л.Б)

Музыкально –ритмические игры показали и провели (стоя по кругу, сидя за столами) вместе со взрослыми Шарокова Н.С. и Гущина Д.Ю., Пасечник Ю.П.

Педагоги разучили простые плясочки с ложками для детей младшего возраста, Пасечник Ю.П. показала видео выступления детей «Кадриль с ложками».

В конце мероприятия перед всеми педагогами выступили дети подготовительной группы из д.с 228 «Парная плясовая».

Рекомендации:

  1. Информационный материал предоставить для обмена опытом в ДОУ. Музыкальным руководителям ДОУ использовать новый материал на своих музыкальных занятиях.
  2. Признать работу МО в 2023-2024 гг удовлетворительной. Обсудить примерный план работы на новый 2024-2025 у.г.
  3. Вручить благодарности педагогам за подготовку и проведение МО и фестиваля «Маленькие звездочки.

Фотографии

Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 17.04.2024 № 4
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Кировского и Ленинского района г. Ярославля 31.01.2024 № 3

Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 29.11.2023
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 20.03.2024
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 19.03.2024 № 3
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 16.11.2023 № 2
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 19.01.2023 № 3
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 15.11.2023 № 2
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 12.05.2023 № 5

Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 06.04.2023 № 4
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 05.04.2023
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 03.11.2022
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 12.05.2023 № 5
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 27.03.2023 № 4
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 28.02.2023 № 3
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 19.01.2023 № 3
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 17.11.2022 № 2
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 09.11.2022 № 2
Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 23.09.2022 № 1
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 16.11.2022 № 1
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Дзержинского района г. Ярославля от 21.09.2022 № 1

Протокол методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского района города Ярославля от 10.03.2022 № 3

Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 06.04.2022 № 3
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля от 16.02.2022 № 2

Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Кировского района г. Ярославля от 12.01.2022 № 2
Протокол заседания методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Кировского района г. Ярославля от 07.10.2021 № 1

28 марта 2024 года в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии музыкальных руководителей детских садов городов Омск и Ярославль по вопросам музыкального развития детей дошкольного возраста Окутина К.Ш., музыкальный руководитель, и Кочикова Е.Н., учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 218» г. Ярославля, провели вебинар по теме «Использование малых форм фольклора на занятиях по логопедической ритмике и на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения ОДА и ТНР». Всего в мероприятии приняли участие 19 детских садов городов Омск и Ярославль.

На современном этапе развития инклюзивного образования, обусловленного увеличением количества детей с ОВЗ, фольклор выступает как перспективное, эффективное средство развития и коррекции детей дошкольного возраста.

Количество детей, имеющие сопутствующие диагнозы неуклонно растет с каждым годом. Чаще всего встречаются:

  • ЗПР различного генеза
  • Ментальные нарушения (нарушение социализации и интеллектуального развития)
  • СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
  • Речевые нарушения (дизартрия, алалия, заикание).

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста, обусловленные нарушением ОДА и ТНР

  • Для общей моторики характерно нарушение сложных форм координации движений, статической координации движений, проявление гипертонуса, синкенезий, невозможности регуляции амплитуды собственных движений. Артикуляционная и мелкая моторика страдает по тому же типу, что и общая.
  • Выявляются грубые нарушения оптико-конструктивной деятельности, слухо-зрительно-моторной координации.
  • Характерны нарушения внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.
  • У детей с разными видами речевой патологии имеются нарушения моторного, музыкального и речевого ритмов.

Использование элементов фольклора способствует интеграции коррекционно-развивающей деятельности музыкального руководителя и учителя логопеда, направленной на адаптацию и реабилитацию детей с ОВЗ. Использование малых форм фольклора другими специалистами в различных видах организованной образовательной деятельности, в разных режимных моментах, обеспечивает взаимосвязь всех участников образовательного процесса.

Участники вебинара задавали вопросы по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников, на сколько активно родители принимают участие в образовательном процессе. Педагоги показали видеозаписи индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, а также представили свой наработанный практический материал.

Материалы вебинара

19 марта 2024 проведено заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского  и Фрунзенского районов в очном формате.

Руководитель МО: Иванова И.И., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 179»

Присутствовали: 35 человек

Цель: создание условий для распространения опыта педагогов, взаимообучение педагогов ДОУ и стимулирование их профессионального роста.                                      

Повестка дня

  1. «Игровая технология по методике «Бусоград» как средство развития творческого потенциала детей», музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 84»  Юрыжева О.О
  2. «Приобщение дошкольников  к истокам русской народной культуры, через игровой фольклор», музыкальные руководители МДОУ «Детский сад № 157» Баранова Н.В, Арлапова Л.А
  3. «Использование образовательной кинезиологии «Гимнастика мозга» в музыкальном развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», музыкальные руководители МДОУ «Детский сад № 50»  Ильина Е.В, Андрюкова Е.А
  4. Подготовка к конкурсу-фестивалю «Музыкальный калейдоскоп», Иванова И.И., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 179»
  5. Подготовка к Панораме педагогического опыта по теме "Лучшие практики реализации ФОП ДО в условиях ДОО".
  6. Практико-ориентированный семинар на тему: «Музыкально-ритмические игры по активизации речи у детей с ОВЗ». Автор музыкальных логоритмических игр для неговорящих детей от 3 мес. и до 7 лет. Дерябкина Юлия Анатольевна - педагог, учитель-логопед, дефектолог
  7. Обновление базы данных музыкальных руководителей ДОУ Красноперекопского и Фрунзенского района

20 марта 2024 на базе МДОУ «Детский сад № 44» состоялось заседание методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Заволжского района г. Ярославля в очном формате.

Руководитель МО – Мухлаева Н.Ю., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 101»

Опыт представляла: музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 44», Шарипова  Ирина  Валерьевна

Тема: «Семейный альбом» в рамках  инновационного проекта  «Сотрудничество музыкального руководителя с семьёй в контексте ФОП» – музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 44»;

Участники: музыкальные руководители ДОУ Заволжского района г. Ярославля (14 чел.)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Организация мероприятий, развлечений, совместных праздников в детском саду в сотрудничестве с семьей;
  2. Формы взаимодействия с родителями;
  3. Организация праздника – Альбом;
  4. Пополнение электронного сборника методического материала (банк открытых занятий, музыкальных игр, музыкально-дидактических материалами);
  5. Адресная методическая помощь при подготовке к аттестации.

Цель: представление опыта работы Шариповой И.В., музыкального руководителя МДОУ «Детский сад № 44», по развитию творческих способностей детей посредством писка новых форм взаимодействия с родителями.

Используемые формы  взаимодействия музыкального руководителя с родителями:

1. Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование;

ž2. Наглядно – информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, буклеты, интерактивные музыкальные журналы;

3. Познавательные: родительские собрания, консультирование, индивидуальные беседы, круглые столы, совместное создание развивающей среды, мастер-классы, семинары-практикумы, семейный музыкальный клуб.

Педагог наглядно показала, как можно использовать «альбом» в разных возрастных группах, опираясь на один из основных принципов дидактики - учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, облекая в самые различные тематические рамки.

Руководитель МО музыкальных руководителей Заволжского района Мухлаева Н.Ю., музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 101», подвела итоги мероприятия и попросила заполнить анкету обратной связи от участников встречи. Далее познакомила с темой следующего МО (апрель 2024) и напомнила о том, что развитие музыкальных способностей детей нормы и детей, имеющих статус ОВЗ, имеет разный подход. При этом все  должно способствовать решению главной задачи музыкального воспитания детей — развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса и любви к ней.

Рекомендации:

  1. Рекомендовать музыкальным руководителям ДОУ Заволжского района изучить материалы по использованию «новой формы» – «Семейный альбом» в взаимодействия с детьми и из законными представителями;
  2. Шариповой И.В.. музыкальному руководителю МДОУ «Детский сад № 44» предоставить материалы на своей странице сайта ДОУ для ознакомления педагогическому сообществу.
  3. Распространить материалы на странице сайта «PROмузыку76» и в viber для использования в работе музыкальных руководителей.
  4. Привлекать к активной работе в методическом объединении коллег с небольшим опытом работы.

Фотографии