31 января 2023 года на методическом объединении по теме «Опыт работы психолога в учреждении дополнительного образования с семьями детей, стоящих на учете в КДНиЗП» психолог МОУ ДО КОЦ «Лад» Помогаева Л.А. представила свой опыт работы с данной категорией детей и их семьями.

На семинаре Помогаева Любовь Алексеевна представила сложившуюся в центре «Лад» систему работы с детьми, состоящими на учебе в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, а также с их семьями. Обозначила основные цели и направления психологического сопровождения таких детей психологом учреждения дополнительного образования. Полезным для участников методического объединения было представление необходимой документации для организации сопровождения ребенка, состоящего на учете в КДНиЗП. Были представлены виды работы психолога в зависимости от основания проведения индивидуально-профилактической работы.

Активное обсуждение вызвали вопросы межведомственного взаимодействия психолога и других специалистов, сопровождающих таких детей, а также возможные сложности организации взаимодействия с родителями детей, оказавшихся на учете. Ценным было практическое решение участниками методического объединения ситуаций-кейсов из практики сопровождения детей, состоящих на учете в КДНиЗП, центра «Лад».

В качестве результатов семинара можно рекомендовать использовать опыт психологов МОУ КОЦ «Лад» при организации работы с детьми, состоящими на учёте в КДНиЗП; тиражировать и распространять этот успешный опыт на уровне муниципальной системы образования.

Презентация

 

 

 

 

 

13 декабря 2022 года состоялся круглый стол «Актуальные диагностические инструменты в работе педагога-психолога дополнительного образования» в рамках методического объединения психологов учреждений дополнительного образования г.Ярославля. Круглый стол собрал педагогов-психологов различных учреждений дополнительного образования города. На круглом столе обсуждались актуальные для всех психологов вопросы организации грамотной и эффективной психологической диагностики.

На круглом столе были обозначены приоритетные диагностические задачи, стоящие перед психологом учреждения дополнительного образования. Соответственно, обсуждение шло в следующей логике:

  • психологические методики изучения климата в коллективе и групповых процессов, по этому вопросу представлен был различный опыт применения диагностических инструментов и мнения о том, что диагностика таких моментов должны быть комплексной, разноплановой и учитывать конкретную ситуацию,
  • психологические методики изучения способностей обучающихся, в том числе в рамках профдиагностики, психологи МОУ ДО ЦДТ «Юность» Чиркова Г.В. и МОУ ДО ЦАТ «Перспектива» Попроцкая О.А. и Кузнецова А.А. представили методику изучения профессиональных склонностей подростков и старшеклассников Г.В. Резапкиной,
  • психологические методики изучения личностных особенностей обучающихся, психолог МОУ ДО «Абрис» Москвина С.В. представила возможности применения проективной методики «Дерево» Л.П. Пономаренко, психолог МОУ ДО «Дворец пионеров» Хаймина А.Г. провела экспресс мастер-класс по методике «Ассоциативный рисуночный тест».

Круглый стол прошел в плодотворной атмосфере сотрудничества и обмена профессиональным опытом. По итогам работы круглого стола в качестве рекомендаций можно отметить: считать целесообразным применение диагностических методик по изучению склонностей и способностей обучающихся, в том числе в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; учитывать большой диагностический и прогностический потенциал проективных методов в диагностической работе психолога дополнительного образования; продолжить работу по обмену опытом в применении различных технологий в работе психолога УДО.

29 ноября 2022 г. в рамках заседания методического объединения педагогов-психологов учреждений дополнительного образования города состоялся семинар-практикум по теме «Опыт работы педагогов и психологов МОУ КОЦ «Лад» с детьми с ОВЗ». На семинаре психологи и педагоги МОУ ДО КОЦ «Лад» Помогаева Л.А., Панкратова Т.М. и Гасишвили М.А. представили опыт своего учреждения по работе с детьми с ОВЗ.

На семинаре были отражены основные шаги становления работы с детьми с ОВЗ в центре «Лад», актуальные образовательные программы для детей с ОВЗ, которые реализуются на данный момент. Описана система психологического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в МОУ КОЦ «Лад», формы и тематика внутрифирменного обучения педагогов центра «Лад», особенности сотрудничества и психологической помощи педагогам. Были представлены содержательные компоненты и особенности занятий с детьми в ОВЗ по АДОП «Мы вместе». В ходе семинара активно обсуждались трудности и перспективы организации работы с детьми с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования. На второй части семинара состоялся практический мастер-класс по работе с кинетическим песком, на котором педагог центра, работающий по программе «Мы вместе», Гасишвили М.А. показала приемы и подходы в работе с детьми с ОВЗ на занятиях пескографией. В ход семинара состоялась продуктивная для всех его участников дискуссия о целях и возможностях работы с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании. Семинар проходил в гостеприимной, теплой, дружественной атмосфере и имел большую пользу для психологов – участников методического объединения.

В качестве рекомендаций можно обозначить следующее: считать эффективным системный подход к организации развивающих занятия с детьми с ОВЗ, обеспечивающий взаимодействие педагогов, психологов, родителей и детей, и сочетающий в себе различные направления практической деятельности; учитывать фактор включения родителей в работу с детьми с ОВЗ как фактор повышения её эффективности, использовать опыт психологов МОУ КОЦ «Лад» при организации работы с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования.

Презентация

25 октября 2022 года прошло методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. На методическом объединении по теме «Работа с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования средствами песка» психолог МОУ ДО ЦВР «Глория» Пантюк А.М.. представила свой опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями на занятиях.

На семинаре были раскрыты варианты организации занятий для детей с ОВЗ в рамках различных дополнительных образовательных программ в МОУ ДО ЦВР «Глория». Участники семинара активно обсуждали организационные моменты обучающих и развивающих занятий с детьми с ОВЗ, возможности привлечения детей с ОВЗ в учреждение дополнительного образования.

В качестве рекомендаций можно обозначить следующее: считать занятия с песком одним из наиболее экологичных методов при работе с детьми ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста; использовать различные подходы и варианты терапии песком при организации работы с детьми с ОВЗ; учитывать важность вариативности и индивидуализированности подхода в работе с детьми с ОВЗ.

27 сентября 2022 г. на заседании методического объединения педагогов-психологов учреждений дополнительного образования города прошло информационное совещание, которое было посвящено вопросам итогов работы психологических служб УДО и вопросам перспективного планирования деятельности работы методического объединения на предстоящий учебный год.

На совещании были отражены основные качественные и количественные показатели результативности работы психологических служб учреждений дополнительного образования города в 2021/2022 учебном году. Обсуждены основные запросы, с которыми работали психологи УДО в прошедшем учебном году. Проанализированы основные темы и запросы, в работе с которыми психологам нужна дополнительная методическая помощь и расширение профессиональной компетентности. На основании анализа деятельности психологов УДО в 2021/2022 учебном году были спланированы основные моменты деятельности методического объединения психологов УДО на 2022/2023 учебный год.

Результатом совещания стала договоренность о следующем:

- активизировать работу методического объединения психологов УДО для повышения профессиональной компетентности специалистов силами профессионального сообщества и посредством рассмотрения на методических семинарах актуальных тем и задач деятельности психологов в дополнительном образовании,
- использовать платформу Zoom и мессенджер Viber для взаимодействия, организации семинаров и обсуждения актуальных вопросов работы методического объединения, а также личные консультации с методистом ГЦРО Хайминой А.Г. для решения индивидуальных вопросов психологического сопровождения в УДО,
- считать перспективный план работы методического объединения принятым, день встреч и семинаров – вторник, время 10.00.

27 апреля 2022 г. состоялось методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля по теме «Сетевое взаимодействие в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся». На методическом объединении выступила педагог-психолог МОУ ДО «Межшкольный учебный центр Кировского и Ленинского районов» Андреева О.В.

На семинаре психологи познакомились с многолетним опытом работы психологов центра по организации сетевого взаимодействия в рамках сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В ходе семинара участники еще раз актуализировали для себя цели и востребованность психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Обсудили различные формы деятельности УДО в рамках сетевого взаимодействия, в том числе опыт реализации профессиональных проб для детей разного возраста. Познакомились с возможными социальными партнерами УДО для организации сетевого взаимодействия по сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Актуальным вопросом для обсуждения психологов стали трудности и перспективы организации сетевого взаимодействия в вопросах профессионального самоопределения обучающихся.

По итогам работы методического объединения можно рекомендовать: расширять сеть социальных партнеров и формы работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся в УДО, а также активизировать сетевое взаимодействие между психологическими службами учреждений дополнительного образования города для расширения возможностей отдельного учреждения и повышения эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Презентация

22 марта 2022 года прошло методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. На методическом объединении по теме «Организация пространства как фактор, влияющий на ход образовательного занятия в учреждении дополнительного образования» психолог МОУ ДО «Дворец пионеров» Хаймина А.Г. представила свой опыт работы психолога для эффективной организации пространства на занятиях в учреждении дополнительного образования.

На методическом объединении участники коснулись вопросов того, что разная организация физического пространства учебного кабинета позволяет повышать эффективность решения различных образовательных задач, а незнание этих моментов может препятствовать решению образовательных, воспитательных, коммуникативных задач в педагогической деятельности. На методическом объединении был представлен опыт и возможности включения педагогов в тему эффективной организации пространства на занятиях, а также возможности повышения психологической просвещенности старшеклассников по теме влияния организации пространства на эффективность общения в рамках различных образовательных программ социально-гуманитарной направленности в УДО.

По итогам работы методического объединения можно рекомендовать следующее: учитывать практическую значимость просвещения педагогов по теме организации пространства на занятиях для более эффективного решения различных образовательных задач, при этом считать тему эффективной организации пространства общения, расширяющей представления старшеклассников и взрослых о психологических закономерностях общения и повышающей и коммуникативную компетентность.

Презентация

22 февраля 2022 года прошло методическое объединение психологов учреждений дополнительного образования г. Ярославля. Темой методического объединения стало психологическое благополучие личности. Психолог МОУ ДО ЦДТ «Юность» Чиркова Г.В. представила свой опыт работы с педагогическим коллективом в направлении «Психологическое благополучие личности».

На методическом объединении обсуждались и уточнялись вопросы работы психолога по сопровождению и обеспечению психологического благополучия педагогов учреждения дополнительного образования. Участники семинара обсудили содержание понятия психологического благополучия личности. Проанализировали факторы, влияющие на психологическое благополучие педагога, как в целом, так и в частности, в сфере дополнительного образования. Психологи на практике попробовали применить приёмы, методы и упражнения для развития психологического благополучия личности, благодаря чему повысили свой уровень психологического благополучия и расширили свою методическую копилку для развивающей и профилактической работы психолога с педагогическим коллективом по поддержанию психологического благополучия педагога.

По итогам работы методического объединения в качестве рекомендаций можно отметить: признать актуальным направление работы психолога с педагогическим коллективом по профилактике, поддержанию и развитию психологического благополучия личности педагога; применять различные подходы и технологии в данной работе; использовать опыт психологической службы МОУ ДО ЦДТ «Юность» в организации психологических занятий с педагогическим коллективом в учреждении дополнительного образования.

Презентация