23 января  состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Социально-педагогическое  сопровождение семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, замещающих семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов».

Термин «ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ» принят Государственной Думой РФ 22.10.1994г., (в ред. 22 августа 2004 г.) дает следующее определение данному понятию: СИТУАЦИЯ, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.  Особенно, нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации.

На методическом объединении социальные педагоги ознакомились с типичными трудными жизненными ситуациями, в которых могут оказаться семьи с детьми. Определили основные аспекты работы социального педагога при организации социально-педагогического сопровождения семей с детьми, оказавшихся в ТСЖ.

Отдельно обсудили, особенности психолого-педагогического сопровождения детей – жертв насилия.

Презентации

19 декабря состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Инновационные технологии работы социального педагога с детьми с ОВЗ».

Организация образовательного, воспитательного процесса и процесса социализации обучающихся с ОВЗ  выделено как одно из приоритетных направлений деятельности всех специалистов образовательного учреждения, в том числе и социального педагога. Но при этом, важно знать особенности таких детей с разной типологией. Основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

На методическом объединении социальные педагоги ознакомились с современными методами, приемами и технологиями в работе социального педагога с детьми с ОВЗ при организации коррекционно-развивающих занятий.

Обсудили необходимость создания специалистами общеобразовательного учреждения специальных условий для обучения, воспитания и социализации ребенка с ОВЗ, и обеспечение взаимопонимания, как между педагогами, так и между учащимися с ОВЗ и их сверстниками.

Презентация

21 ноября состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Работа с детьми, имеющими «зависимых» родителей».

Результаты мониторинговых исследований показали увеличение количества семей, поставленных на внешний учет по причине «зависимости» родителей. Задача школы не только в построении профилактической работы согласно межведомственному плану всех субъектов профилактики,  а обратить особое внимание на детей из таких семей, которые, чаще всего, не вызывают особой тревоги у учителей. Но, при этом, нуждаются в особом социально-педагогическом внимании взрослых.

На методическом объединении выступила педагог-психолог МОУ ГЦ ППМС, Бочарова Наталья Николаевна. Рассказала об особенностях в поведении детей «зависимых» родителей.  И дала рекомендации к построению социально-педагогического сопровождения таких детей.

17 октября состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме: «Организация и проведение первичной и коррекционной профилактики среди несовершеннолетних по итогам СПТ в ОУ. Опыт работы ОУ».

Распространенность употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем. Итоги тестирования  за сентябрь 2022 г. позволили выделить обучающихся с разной степенью вероятности вовлечения в аддиктивное (зависимое) поведение и другие проблемные зоны. Эти результаты еще раз подтверждают необходимость организации на базе ОУ единого профилактического пространства с привлечением всех субъектов профилактики.

На методическом объединении был представлен опыт работы по  организации и проведению профилактики и коррекции поведения подростков, оказавшихся в зоне риска по итогам СПТ.

Выступили: социальный педагог МОУ СОШ № 74;  социальный педагог и педагог-психолог МОУ СШ № 44.

12 сентября 2023 года состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль. Тема: «Подведение итогов работы методического объединения социальных педагогов за 2022 - 2023 учебный год. Планирование работы на 2023 - 2024 учебный год».

В ходе работы методического объединения были проанализированы мероприятия, которые проходили для социальных педагогов образовательных учреждений и при их непосредственном участии в течение учебного года. Отмечены социальные педагоги, которые подготовили участников и призеров среди обучающихся конкурсов, олимпиад, соревнований.

Выделили приоритетные направления работы социальных педагогов на 2023-2024 учебный год: формирование навыков безопасного и здоровьесберегающего поведения несовершеннолетних,  социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних и их семей, новые технологии  и  методы, используемые в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних,  взаимодействие и сотрудничество с родителями в образовательном учреждении, в том числе, состоящих на разных видах учета.

Презентация

21 февраля 2023 г. состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме «Диагностика и дифференциация видов агрессивного поведения обучающихся. Практические рекомендации для работы с нарушениями системы саморегуляции деятельности и СДВГ».

Прежде чем выстраивать профилактическую и коррекционную работу агрессивного поведения среди подростков, надо понимать:

  • агрессивность присуща всем людям;
  • избавиться полностью от агрессивности невозможно;
  • агрессивность имеет свои отрицательные и положительные стороны; агрессивность в определённых пределах необходима любому человеку;
  • семья играет ведущую роль в формировании детской агрессивности.

Лучшее «лекарство» для преодоления детской агрессии – это внимание, понимание, требовательность, ответственность и терпение.

Важно разобраться в причинах детской агрессии:

  • ребенок не умеет разделять свои переживания и способ их выражения;
  • это переживания, возникающие из-за ограничений;
  • подросток не умеет выражать свои переживания социально приемлемыми способами или не умеет обращаться за помощью (не сформирован навык или индивидуальные особенности ребенка).

В ходе работы методического объединения ознакомились с признаками агрессивности, особенностями поведения педагога, минимизирующего проявления детской агрессии, а также разобрали различные методы и методики коррекции, подкрепленные разнообразием организационных форм.

Презентация

31 января 2023 г. состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославль по теме «Наставничество как форма организации социально-значимой и проектной деятельности среди обучающихся школ».

Воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому – главная цель наставничества в ОУ. Чтобы построить программу наставничества, необходимо определить постановку реальных задач и путей их достижения; методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса; взаимную заинтересованность сторон; административный контроль за процессом наставничества; наличие методики оценки результатов; обоснованные требования к процессу наставничества, к личности наставника. Наставничество ровесниками предоставляет молодым людям возможность развивать наставнические отношения со сверстниками или младшими по возрасту подростками, когда, например, ученик средней школы может быть наставником для ученика начальной школы в изучении школьных предметов или в организации досуговой деятельности. Такие молодые наставники служат образцом для подражания. Они требуют постоянной поддержки и тщательного наблюдения.

В ходе работы методического объединения ознакомились с типологий наставничества как формы организации социально-значимой и проектной деятельности подростков.

Презентация

20 декабря 2022 г. состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославля по теме «Изменения и дополнения при прохождении аттестации. Необходимая документация социального педагога при прохождении аттестации».

В ходе работы методического объединения ознакомились с современными подходами и требованиями к аттестации педагогических кадров. Рассмотрели виды аттестации педагогических работников и порядок проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности или установления квалификационной категории.

Также ознакомились с Федеральными требованиями при аттестации на первую и высшую квалификационные категории и формами проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории

Разработана памятка для социального педагога при прохождении аттестации на первую и высшую квалификационные категории.

Презентация
Памятка

22 ноября 2022 г. состоялось методическое объединение социальных педагогов образовательных учреждений города Ярославля по теме «Профилактика буллинга в школе».

Проблема буллинга — современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам и взрослым? Причин на самом деле много: ограниченное общение детей со сверстниками отрицательно сказывается на процессе социализации детей; зависть; месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания); самоутверждение в коллективе; стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»; желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

В ходе работы методического объединения ознакомились с понятиями буллинга как вида насилия над ребенком. Виды агрессивного преследования: физическое, вербальное, социально-психологическое, экономическое. Травля как симптом проблем в школьном коллективе. Рассмотрели причины и мотивы преследования. Индикаторы травли. Как понять, что ребенок подвергается преследованию? Триада буллинга: «агрессор – жертва – наблюдатели». Кому и какая нужна помощь?

Направления и методы педагогической и психологической помощи. Методы профилактики и предотвращения травли.