13.12.2022 в формате вебинара прошел мастер-класс по теме «Применение методов АРТ-терапии в работе педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении». Собственным опытом поделились специалисты МДОУ «Детский сад №158»: педагог-психолог Н.В. Малькова Н.В. и учитель-дефектолог Л.В. Калюжная – при работе с программой для детей раннего дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата «Хэппенинг – эффективная технология для поддержки инициативы и познавательной активности у детей». Учитывая, что ранний дошкольный возраст является важнейшим стартовым этапом в жизни человека, характеризующимся бурным сенсорным развитием, совершенствованием органов чувств, что именно в этот период ребенок учится видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия и мн. др., предлагаемая данными специалистами программа направлена на активное развитие психических возможностей детей, имеющих серьезные ограничения в физическом развитии.

Мастер-класс педагога-психолога МДОУ «Детский сад № 75» О.В. Колчиной «Окно в мир детства» познакомил участников вебинара с методикой «Прозрачный мольберт», применяемой в рамках профилактики деструктивного поведения у детей дошкольного возраста.

В основе данной работы специально подобранные темы и необычный процесс рисования на стекле, в котором огорчений нет. Всё, что не получилось, можно легко стереть и начать заново. Для большинства участников это был новый прием, применяемый в работе с детьми, а также в решении вопросов детско-родительских отношений, что сделало это выступление особенно интересным и актуальным.

Оба рассмотренных в ходе вебинара опыта работы, по мнению слушателей, привлекательны с точки зрения их применения в собственной психологической практике в дошкольных образовательных учреждениях.

06.12.2022 состоялись два мероприятия. Первое из них – семинар педагогов-психологов в Муниципальном учреждении «Городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» на тему «Сложные отношения с педагогами. Роль психолога в образовании».

На семинаре совместно с его ведущей П.А. Борисенковой были обсуждены вопросы роли педагога-психолога в образовательном учреждении и психологические приемы работы с другим человеком, находящемся в состоянии конфликта. В ходе семинара велась беседа со слушателями и применялись активные тренинговые формы. В результате слушателями было сформировано мнение о собственной роли и способах работы в конфликтных ситуациях в своем образовательном учреждении.

Второе мероприятие – консультация для молодых специалистов, педагогов-психологов «Профессиональная позиция психолога, работа с участниками образовательного процесса (детьми и родителями). Консультацию вела О.Л. Разумовская, к.психол.наук, методист ГЦРО. В ходе консультации были обсуждены вопросы о функциях педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении и различных моделях его деятельности и поведения (наблюдатель, фасилитатор, активно включенный, ведущий, исследователь). Также были рассмотрены задачи педагога-психолога по взаимодействию с различными участниками образовательного процесса в учреждении (детьми, педагогами, родителями воспитанников).

Таким образом, в обсуждении профессиональной позиции психолога были затронуты все аспекты его деятельности в дошкольном учреждении, сформирован общий взгляд на собственную практическую деятельность.

29.11.2022 состоялось заседание методического объединения педагогов-психологов МДОУ по теме «Работа педагога-психолога с семьей в МДОУ». Целью данного заседания было обсуждение со слушателями опыта применения различных форм работы с семьями воспитанников, опыта, который введен педагогами-психологами в практику и традицию в определенных дошкольных учреждениях, в которых они работают (акции, выставки, информирование и др.).

Свой опыт представили участникам заседания:

Чиркова О.Г., МДОУ «Детский сад № 210», «Активные формы работы педагога-психолога с семьями воспитанников в ДОУ»;
Фомина С.Б., МДОУ «Детский сад № 167», «Активные формы работы педагога-психолога ДОУ с семьями воспитанников»

Специалисты сообщества признали актуальными, рассмотренные на заседании методического объединения практики педагогов-психологов, выработали мнение о необходимости их применения в собственной работе.

15.11.2022 состоялось заседание методического объединения педагогов-психологов МДОУ «Деструктивное поведение у детей дошкольного возраста, причины, методы коррекции и профилактика». Цель заседания – сформировать у участников представления об агрессивных проявлениях детей дошкольного возраста, с которыми работают педагоги-психологи, их причинах, методах профилактики, коррекции, в том числе способах развития саморегуляции у детей. Состоялось рассмотрение опыта нескольких специалистов из разных дошкольных образовательных учреждений:

Кротова С.А., МДОУ «Детский сад № 128» – «Деструктивное поведение детей дошкольного возраста, причины проявления, коррекция и профилактика».
Тарасенко Н.В., МДОУ «Детский сад № 6» – «Профилактика деструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в целях их позитивной социализации (дети с ОВЗ посредством реализации авторской программы «Мы вместе»).
Фоменко Л.Г., МДОУ «Детский сад № 37» – «Профилактика негативного поведения дошкольников 6-7 лет (в целях положительной социализации).
Бойкова Г.Н., МДОУ «Детский сад № 15» – «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста" опыт работы
Бубнова А.С., МДОУ «Детский сад № 54» – «Развитие самоконтроля у детей с помощью метода арт-терапии».

В итоге участниками было выработано мнение о возможности и необходимости применения опыта коллег относительно профилактики, коррекции проявлений агрессивного поведения детей-дошкольников в детском саду.

01.11.2022 состоялась консультация для молодых специалистов «Ведение документации и основные направления в деятельности педагога-психолога МДОУ». Данную тему для слушателей раскрыла опытный педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 133» А.А. Поплескина.

В ходе консультации слушатели познакомились с законодательно-правовыми актами и нормативными документами, регулирующими деятельность специалиста-психолога, работающего в детском саду, а также с собственной документацией педагога-психолога, оформляемой специалистами в ходе работы.

18.10.2022 состоялась очная консультация для молодых педагогов-психологов по теме «Актуальные вопросы в практике педагога-психолога МДОУ». Были заслушаны выступления опытных специалистов.

Опираясь на собственный практический опыт, А.В. Никитина, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 12», раскрыла для слушателей тему о целях, ключевых направлениях деятельности и организации работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. Особенно ценным в ее выступлении было то, что специалист-практик поделилась со слушателями собственным взглядом на причины успешности педагога-психолога, среди которых она выделила умение специалиста нестандартно мыслить, готовность к внедрению новшеств, коммуникабельность и развитые коммуникативные навыки, неконфликтность, постоянное стремление к собственному личностному развитию.

Т.В. Клукина, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 29», представила слушателям тему «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов». В ее выступлении были затронуты следующие важные для работы педагога-психолога вопросы: причины напряженности педагогов, проявления и стадии эмоционального выгорания, способы профилактики психического здоровья, способы физиологической и эмоциональной саморегуляции.

Участники консультации заинтересованно реагировали на предоставляемую информацию, велась беседа и обсуждения.

25.10.2022 состоялся семинар «Профессиональная компетентность психолога – условие успешной работы психологической службы». Ведущей семинара выступила Разумовская О.Л., к.психол.н., методист ГЦРО. Целью семинара было обсуждение с группой педагогов-психологов целей и схемы профессионального развития. В ходе семинара были подняты следующие вопросы:

  • понятие профессиональная компетентность и способы развития профкомпетентности,
  • этические аспекты развития компетентности, повышение мастерства, этапы профессионального развития психолога,
  • навыки организации собственной профессиональной деятельности и поддержания собственного личностного ресурса, как аспект развития профкомпетенций педагога-психолога.

В итоге обсуждения участники семинара делились мнением об актуальности работы по саморазвитию профессиональных компетенций среди сообщества педагогов-психологов, важности рассмотрения этих аспектов в деятельности самого сообщества.

27 сентября 2022г. педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений на совещании методического объединения рассматривали следующие вопросы:

1) подведение итогов работы методического объединения за 2021/2022 учебный год;
2) утверждение плана работы методического объединения на 2022/2023 учебный год.

По первому вопросу выступила старший методист, руководитель отдела социально-психологического сопровождения Угарова М.Г. Прозвучала информация о количественных показателях и качестве работы педагогов-психологов с отчетной документацией; выделены наиболее актуальные направления в деятельности коллег в прошлом отчетном периоде и обозначены запросы на повышение квалификации.

По второму вопросу выступила методист Разумовская О.Л. Были обсуждены актуальные аспекты в деятельности педагогов-психологов в начавшемся учебном году, темы ежемесячных мероприятий (консультаций, семинаров, мастер-классов, методических объединений).

Педагогами-психологами МДОУ были внесены предложения в план, в настоящий момент осуществляется его доработка.

Презентация

Информацию подготовила методист О.Л. Разумовская