30.05.2023 состоялся вебинар от издательства ПЛАНЕТА г. Москва «Подготовка к школе, развивающие занятия для детей 5-7 лет». Вебинар был посвящен вопросам готовности индивидуальных качеств дошкольника к обучению в школе, характеризующихся овладением начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, о произведениях детской литературы, математике, живой природе; способности ребенка к проявлению инициативы, любознательности и самостоятельности в разных видах деятельности.
Издательство познакомило слушателей со спектром актуальных источников, современных изданий для работы с детьми-дошкольниками в части подготовки к обучению в школе:

  • Подготовка руки к письму и формирование графомоторных навыков.
  • Развитие речи и знакомство с буквами.
  • Развитие внимания.
  • Знакомство с цифрами, с геометрическими фигурами, формирование навыков счета.
  • Формирование логического мышления.
  • Социализация ребенка, знакомство с окружающим миром.

Основной тезис состоявшегося вебинара: взрослые формируют у ребёнка круг индивидуальных качеств, наиболее важных для начала школьного обучения, используя различные источники и специальную литературу.

11.05.2023 состоялось организационное совещание специалистов-психологов МДОУ, касающееся вопросов подготовки отчетов по итогам 2022/2023 учебного года. Были рассмотрены актуальные формы отчетов, обсуждены правила оформления и заполнения отчета, обозначены сроки. Совещание прошло в дистанционном формате.

02.05.2023 состоялись два мероприятия сообщества педагогов-психологов МДОУ. Первое из них было организовано на базе МДОУ «Детский сад № 70», был проведен мастер-класс для педагогов-психологов «Использование нейроигр в работе с детьми в целях активизации энергетических структур мозга ребенка-дошкольника и создания условий эффективного развития высших психических функций», ведущий мастер-класса педагог-психолог Л.Н. Баранова.

Кроме этого, был продемонстрирован аналогичный опыт в тематике занятий учителей-дефектологов: Н.Ю. Стадницкая «Нейродинамические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ», Е.Т. Моругина «Нейроигры в работе учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью». В ходе занятия было показано, как нейроигры, специальные игровые комплексы, способствуют развитию психических процессов, задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь. Тема занятия была раскрыта глубоко, насыщенно, с множеством конкретных примеров их практики работы с детьми.

Второе мероприятие – семинар «Участие психолога в разрешении споров внутри организации» – было организован дистанционно. Ведущий семинара – методист ГЦРО, к.психол.н. О.Л. Разумовская. Этим занятием был завершен цикл семинаров, посвященных теме сложного взаимодействия участников образовательного процесса, роли педагога-психолога в сопровождении конфликтных ситуаций в образовательном учреждении.

На данном семинаре участники проанализировали собственные психологические ресурсы и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

25.04.2023 состоялись два мероприятия. Первое из них – мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений на базе МДОУ «Детский сад № 55» на тему «Развитие познавательных процессов у дошкольников на основе занятий с разными видами песка» О.С. Травкиной. Участники мастер-класса расширили свои представления о способах работы педагога-психолога с детьми на основе психологической песочницы, познакомились с игровыми упражнениями с использованием кинетического песка, получили собственный практический опыт в рамках данного метода. Педагоги единодушно выразили мнение о продуктивности занятия, имеющего выраженную практическую направленность, применимость полученных рекомендаций.

Второе мероприятие – вебинар с педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений, предварительная консультация по вопросам предстоящей специалистам подготовки отчетов о результатах их работы за учебный год.

Тема вебинара: «Отчетность педагога-психолога по итогам учебного года». Ведущей вебинара выступила методист ГЦРО О.Л. Разумовская. Вебинар был записан, направлен педагогам-психологам, желающим подробнее с ним ознакомиться.

18.04.2023 было проведено заседание методического объединения педагогов-психологов МДОУ на тему «Окружающая ребенка среда – ведущий фактор социализации и развития (мониторинг, анализ, проектирование)».

Участники мероприятия познакомились с исследованиями социальной среды воспитанников дошкольных образовательных учреждений, проводимых на основе технологии «Социомониторинг Сервис». Состоялись пять выступлений. Ведущий докладчик – методист ГЦРО О.Е. Хабарова. Педагоги-психологи М.А. Сидорова (МДОУ «Детский сад №44»), Е.Н. Самолетова (МДОУ «Детский сад № 233»), Ю.С. Онучина («Начальная школа – детский сад № 115») ознакомили слушателей с собственным опытом исследований детских коллективов:

  • «Подход к исследованию социальной среды ДОУ на генеральной совокупности воспитательных групп среднего, старшего и подготовительного возраста»
  • «Подход к исследованию стиля управления группой воспитателями, как причины стратификационных явлений в группе»,
  • «Подход к исследованию социальной среды в младшей группе ДОУ».

Приглашенный на заседание представитель от родителей А.В. Балкин рассказал участникам об опыте применения социометрического метода при взаимодействии с собственными детьми в его семье. Тема его выступления: «Исследование родителями скрытого плана сознания ребенка и его рефлексивных реакций в отношении сверстников воспитательной группы ДОУ».

Специалистами были проанализированы возможности реализации технологии «Социомониторинг Сервис» на всем диапазоне возрастов детей ДОУ, обсуждены особенности работы с разными возрастными группами, в том числе в условиях семьи. Была признана актуальность обсуждения данной темы, высокий интерес к результатам исследования.

11.04.2023 в рамках заседания методического объединения педагогов-психологов «Работа с педагогами и семьей в дошкольном образовательном учреждении» были проведены три мастер-класса.

Мастер-класс «Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекции детско-родительских отношений». Данную тему раскрыла педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 141» А.Д. Морозова. Участникам мастер-класса был представлен опыт работы с родителями, была организована и проведена имитационная игра с демонстрацией приемов и техник работы с семьей с помощью психологической песочницы. Материал вызвал искренний интерес и получил множество положительных отзывов от участников мероприятия.

Мастер-класс «Комплексный проект «Растём вместе» как эффективная форма сопровождения процесса адаптации ребенка всеми участниками образовательных отношений в ДОУ». Тему раскрыла педагог-психолог Н.Н. Белецкая. В ходе ее выступления участники ознакомились с актуальностью и значимостью вопросов адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении в целом, а также с целями, этапами реализации и результатами данного конкретного проекта. Присутствующие сочли информацию содержательной и полезной с практической точки зрения, а сам проект перспективным для применения.

Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов средствами арт-терапии» педагога-психолога МДОУ «Детский сад № 246» О.А. Самодуровой. Слушатели познакомились с историческими аспектами вопроса эмоционального выгорания, методами диагностики и профилактики, с техниками арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, песочная терапия и др.), показывающими высокую эффективность в работе с педагогами. Участники мероприятия выразили высокую заинтересованность и желание применять данные арт-терапевтические приемы в своей работе.

 04.04.2023 на базе МДОУ «Детский сад № 142» состоялось методическое объединение педагогов-психологов МДОУ г. Ярославля.

Тема мероприятия: История выходного дня. Квест-путешествие «Магазин странных идей», арт-терапевтические техники в работе с детьми и педагогами: тестопластика, нетрадиционные техники рисования, биссероплетение, сказкотерапия.

Тему для участников раскрыла педагог-психолог Н.Н. Воронова совместно с коллективом коллег-специалистов данного учреждения (учителем-дефектологом Н.Н. Котовой, воспитателями М.К. Смирновой, Л.Б. Артемьевой, С.Н. Уткиной). В ходе мероприятия педагоги-психологи получили представления о форме организации профилактических мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания педагогов (квест-путешествие), стали активными участниками мастер-классов, организованных педагогами ДОУ: познакомились с технологией «Сказка на коленках», освоили технику биссероплетения, технологию работы с тестом, познакомились с техникой нетрадиционного рисования (мыльными пузырями).

Кроме этого, на каждом мастер-классе обсуждались возможности применения данных техник в работе с детьми. Участники высоко оценили мероприятие и оставили положительные отзывы.

28.03.2023 состоялось заседание МО педагогов-психологов МДОУ «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников» на базе ГЦРО, ул. Б. Октябрьская, 44/60.

Пелевина В.А. МДОУ «Детский сад № 52» представила участникам профессиональный опыт на основе выступления «Эмоциональный интеллект у дошкольников». Раскрыла теоретические аспекты эмоционального интеллекта, анатомию эмоций, этапы формирования и способы развития эмоций у дошкольников. Познакомила участников с собственной работой с детьми по развитию эмоций через распознавание, понимание причин и способности рассказать о проживаемых эмоциях. Обосновала применяемые в работе методы рекомендациями известных в психологии авторов.

Никитина А.В. педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 12» презентовала опыт проведения социально-коммуникативной акции «Волшебные конверты» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В детском саду организовано общее игровое пространство, где с определенной целью, в конкретное время реализуются акции психолого-педагогической направленности. «Волшебные конверты» - одна из них. У каждого ребенка есть свой конверт, через который он получает открытки-сюрпризы от окружающих. Дети готовят сюрпризы для своих друзей дома и приносят в детский сад.

Основная цель акции: создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, принятие детьми сверстников с психологическими особенностями, поддержание позитивных отношений с педагогами. В результате акции повышается детская сплоченность, увлеченность, любознательность, мотивация, снижается эмоциональная нагрузка. Дети подготовительной группы создают друг другу сюрпризы с целью запомнить детский сад, как радостный этап в их жизни.