Цифровые образовательные ресурсы как комплекс средств обучения музыке
Метелькова Татьяна Юрьевна,
учитель музыки СОШ №49
учитель музыки СОШ №49
Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определенных знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю Музыки решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием учащихся, как в процессе урока, так и во вне урочное время.
В процессе практической реализации содержания новых Учебно-методических комплектов «Музыка» возникла необходимость учета степени готовности учителя к воплощению новых педагогических технологий преподавания искусства в школе в опоре на его художественно-педагогический опыт, авторский почерк, индивидуальность творческих проявлений.
Сегодня перед нами, учителями музыки, стало необходимым введение в урок интерактивных методик, в которых организация и ведение учебного процесса направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Больше внимания должно уделяться развитию у школьников творческой инициативы, самостоятельности, критического мышления, повышения уровня мотивации. Интерактивные методики ориентированы на приемы синхронического (одномоментного) и диахронического (временного) анализов явлений культуры.
Среди особенностей интерактивных методик обучения можно выделить следующие:
- проблемность
- адекватность деятельности природе искусства
- диалоговый характер
- взаимообучение
- индивидуализация
- исследовательский характер
- эмоциональное воздействие
В процессе обучения музыке возможна классификация интерактивных методик:
- по степени активизации учащихся
- по характеру познавательной и игровой деятельности
- по способу организации взаимодействия участников деятельности
- по типу использования имитационной модели обучения
- по принципу использования технического обеспечения
- по месту проведения (аудиторные и внеаудиторные формы)
Казалось бы, компьютер и эстетическое воспитание и образование вещи, мало совместимые и в педагогической литературе встречаются пока редко, но отечественные и зарубежные исследователи все чаще обращаются к этой проблеме, интегрируя в целостном единстве такие понятия как искусство, воспитание, компьютер.
Современным этапом разработки аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для УМК «Музыка», которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов.
Условно цифровые образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:
• музыкальные проигрыватели;
• программы для пения на караоке;
• музыкальные конструкторы;
• музыкальные энциклопедии;
• обучающие программы;
• программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Познание учащимися закономерностей музыкального искусства должно опираться на опыт восприятия музыкальных произведений и опыт сопереживания услышанному. Наиболее адекватным способом освоения содержания музыкальных сочинений в контексте УМК «Музыка» является визуальное наблюдение за процессом «разворачивания» музыки во времени. Такая установка касается в первую очередь музыкально-сценических жанров.
Поскольку УМК снабжены широким ассоциативно-образным рядом (вербальным, визуальным), целесообразно использовать его при разработке цифровых образовательных ресурсов. В связи с этим необходимо создавать и накапливать такие материалы, при работе с которыми школьники будут выступать не только в роли зрителей-слушателей концерта, музыкального спектакля, а также в роли исполнителей, включающихся по мере развития действия в процесс озвучивания музыки.
Цифровые образовательные ресурсы разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:
- видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений юными исполнителями для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников;
- анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
- синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства;
- дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;
- звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
- литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); цитаты и высказывания композиторов…
- творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
Эффективность урока музыки зависит от того, насколько точно подобраны учителем сочинения разных стилей, эпох, композиторов, народного музыкального искусства. От их образно-эмоционального содержания, воспитательной направленности, педагогической целесообразности зависит и выбор методов обучения.
Мы рассмотрим возможности применения на уроках музыки программы «Музыкальные энциклопедии». Это немногочисленная группа программ, каждая из которых уникальна сама по себе. Наиболее интересными являются «Энциклопедия классической музыки» (Коминфо), «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». Эти два программных продукта вполне могут использоваться совместно, дополняя друг друга.
«Энциклопедия классической музыки» - занимательно-познавательная программа, включающая в себя словарь музыкальных терминов, биографию большого числа композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях. Также она содержит множество музыкальных иллюстраций, аудио- и видеофрагментов, анимационные ролики, мультимедиа-экскурсию по музыке стран мира, а также интерактивную викторину, позволяющую каждому проверить свои знания. В доступной занимательной форме представлены сведения о принципе строения и звучании музыкальных инструментов.
Не менее интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», которая содержит большое количество статей об исполнителях и композиторах, работавших в жанрах популярной музыки, мультимедиа-программу, истории рока и джаза, словарь терминов, аудио- и видеофрагменты, иллюстрации, обложки альбомов, экскурсии по стилям и направлениям…
Применение материалов из электронных музыкальных энциклопедий упрощает учителю подготовку к урокам, позволяет наполнить их мультимедиа-содержанием, тем самым, оптимизируя, обогащая урок музыки, повышая эффективность работы со школьниками.
В процессе практической реализации содержания новых Учебно-методических комплектов «Музыка» возникла необходимость учета степени готовности учителя к воплощению новых педагогических технологий преподавания искусства в школе в опоре на его художественно-педагогический опыт, авторский почерк, индивидуальность творческих проявлений.
Сегодня перед нами, учителями музыки, стало необходимым введение в урок интерактивных методик, в которых организация и ведение учебного процесса направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Больше внимания должно уделяться развитию у школьников творческой инициативы, самостоятельности, критического мышления, повышения уровня мотивации. Интерактивные методики ориентированы на приемы синхронического (одномоментного) и диахронического (временного) анализов явлений культуры.
Среди особенностей интерактивных методик обучения можно выделить следующие:
- проблемность
- адекватность деятельности природе искусства
- диалоговый характер
- взаимообучение
- индивидуализация
- исследовательский характер
- эмоциональное воздействие
В процессе обучения музыке возможна классификация интерактивных методик:
- по степени активизации учащихся
- по характеру познавательной и игровой деятельности
- по способу организации взаимодействия участников деятельности
- по типу использования имитационной модели обучения
- по принципу использования технического обеспечения
- по месту проведения (аудиторные и внеаудиторные формы)
Казалось бы, компьютер и эстетическое воспитание и образование вещи, мало совместимые и в педагогической литературе встречаются пока редко, но отечественные и зарубежные исследователи все чаще обращаются к этой проблеме, интегрируя в целостном единстве такие понятия как искусство, воспитание, компьютер.
Современным этапом разработки аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для УМК «Музыка», которые могут быть выполнены в формате мультимедийных проектов.
Условно цифровые образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:
• музыкальные проигрыватели;
• программы для пения на караоке;
• музыкальные конструкторы;
• музыкальные энциклопедии;
• обучающие программы;
• программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Познание учащимися закономерностей музыкального искусства должно опираться на опыт восприятия музыкальных произведений и опыт сопереживания услышанному. Наиболее адекватным способом освоения содержания музыкальных сочинений в контексте УМК «Музыка» является визуальное наблюдение за процессом «разворачивания» музыки во времени. Такая установка касается в первую очередь музыкально-сценических жанров.
Поскольку УМК снабжены широким ассоциативно-образным рядом (вербальным, визуальным), целесообразно использовать его при разработке цифровых образовательных ресурсов. В связи с этим необходимо создавать и накапливать такие материалы, при работе с которыми школьники будут выступать не только в роли зрителей-слушателей концерта, музыкального спектакля, а также в роли исполнителей, включающихся по мере развития действия в процесс озвучивания музыки.
Цифровые образовательные ресурсы разрабатываются как комплекс средств обучения, в которые входят:
- видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений юными исполнителями для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников;
- анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
- синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства;
- дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;
- звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
- литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); цитаты и высказывания композиторов…
- творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
Эффективность урока музыки зависит от того, насколько точно подобраны учителем сочинения разных стилей, эпох, композиторов, народного музыкального искусства. От их образно-эмоционального содержания, воспитательной направленности, педагогической целесообразности зависит и выбор методов обучения.
Мы рассмотрим возможности применения на уроках музыки программы «Музыкальные энциклопедии». Это немногочисленная группа программ, каждая из которых уникальна сама по себе. Наиболее интересными являются «Энциклопедия классической музыки» (Коминфо), «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». Эти два программных продукта вполне могут использоваться совместно, дополняя друг друга.
«Энциклопедия классической музыки» - занимательно-познавательная программа, включающая в себя словарь музыкальных терминов, биографию большого числа композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях. Также она содержит множество музыкальных иллюстраций, аудио- и видеофрагментов, анимационные ролики, мультимедиа-экскурсию по музыке стран мира, а также интерактивную викторину, позволяющую каждому проверить свои знания. В доступной занимательной форме представлены сведения о принципе строения и звучании музыкальных инструментов.
Не менее интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», которая содержит большое количество статей об исполнителях и композиторах, работавших в жанрах популярной музыки, мультимедиа-программу, истории рока и джаза, словарь терминов, аудио- и видеофрагменты, иллюстрации, обложки альбомов, экскурсии по стилям и направлениям…
Применение материалов из электронных музыкальных энциклопедий упрощает учителю подготовку к урокам, позволяет наполнить их мультимедиа-содержанием, тем самым, оптимизируя, обогащая урок музыки, повышая эффективность работы со школьниками.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter