Основное и среднее образование в России завершается государственной итоговой аттестацией. И хотя физика является предметом по выбору и предполагается, что его выбирают осознанно, без тщательной и продуманной подготовки к ГИА экзамен хорошо не сдать. Задания в нем типовые, но каждое из них имеет свои особенности решения.

Как выстроить работу с учениками разного уровня подготовки, разной мотивировки, когда начинать такую работу, какие лайфхаки можно использовать при выполнении тех или иных заданий, а также многие другие вопросы обсуждались учителями физики МСО 1 марта 2023 г. на круглом столе «ГИА 2023 по физике: организация подготовки учащихся к ГИА-2023», организованном Городским центром развития образования.

Основными выступающими стали педагоги, завершившие обучение на курсах повышения квалификации «Методика обучения решению задач высокого уровня сложности в ЕГЭ по физики». Они поделились полученными знаниями и наработками, а также практическими материалами для работы с учащимися как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Встреча получилась эмоциональной и продуктивной.

Темы выступлений:

Фотографии в группе ВКонтакте

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные, которые проводятся в школах по завершении годового обучения. Они обычно отдельные по каждому предмету и дают представления об уровне знаний учеников. Проходят ВПР с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Приближается время очередного этапа всероссийских проверочных работ. Опубликован приказ Рособрнадзора с утвержденным расписанием и изменениями, произошедшими с отдельными предметами. Как это коснулось физики, какие предпринять шаги по знакомству учащихся с работой и критериями ее оценивания – этим вопросам был посвящен семинар для учителей физики МСО «Особенности ВПР 2023. Модели КИМ», организованный Городским центром развития образования 1 февраля 2023 года.

Презентация

Креативное мышление учащихся – это процесс формирования и совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Способы обучения креативности включают проектные, исследовательские работы, требующие следованию научному методу познания.

Вопросу совмещения креативного мышления и естественнонаучного метода познания и был посвящен семинар для учителей физики, проведенный Городским центом развития образования 26.10.2022.

Презентация

7 сентября 2022 г. на базе средней школы № 4 Городским центром развития образования был проведен информационно-методический семинар «Актуальные вопросы образования как ориентир в работе педагога» для учителей физики муниципальной системы образования. Мероприятие посетили 29 педагогов.

Рассматривались новые нормативные документы и изменения в действующих, итоги работы сообщества учителей в прошедшем году. Были вручены сертификаты наиболее активным участникам. Проанализированы первые результаты ГИА 2022. Шла речь о повышении квалификации учителей через различные формы деятельности, об основных направлениях деятельности в предстоящем 2022/2023 уч. году: введение обновленного ФГОС ООО, функциональная грамотность, подготовка к ГИА. Проведен традиционный опрос на выявление затруднений педагогов для организации работы ГЦРО в целях поддержки учителей.

Презентация

2 марта 2022 г. Городским центром развития образования проведен круглый стол для учителей физики по теме «Эффективные практики при подготовке к ГИА по физике». Основными выступающими стали слушатели курсов повышения квалификации «Методика обучения решению задач высокого уровня сложности в ЕГЭ по физике». Они поделились результатами своей работы за время курсовой подготовки и опытом работы с учащимися. В рамках круглого стола были рассмотрены вопросы:

  • Подготовка к ЕГЭ по физике на уроках, Башкова О.В., СШ № 18
  • Подготовка к ЕГЭ по физике на факультативных занятиях, Мариева Т.В., СШ № 62
  • Использование тренировочных работ «Статград» в подготовке к ЕГЭ по физике Виноградова Г.И. и Румянцева Т.В, СШ № 58
  • Особенности раздела «Кинематика» при подготовке к ЕГЭ по физике, Никонова Т.А., СШ № 33
  • Особенности раздела «Динамика» при подготовке к ЕГЭ по физике, Пахомычева В.Э., СШ 84
  • Подготовка учащихся к выполнению заданий по теме «Условия равновесия. Момент силы» Красавин С.Е., СШ № 23

Педагоги обсудили и другие вопросы, вызывающие затруднения у учащихся при подготовке к ЕГЭ, и предложили приемы и техники разрешения возникающих проблем. Высокую оценку выступающим дала председатель региональной комиссии по физике Артемова Т.К., к.ф.-м.н., доцент кафедры инфокоммуникаций и радиофизики ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте

Стратегической задачей развития и важнейшим направлением модернизации российской системы образования является повышение его качества. Рост качества образования напрямую связан с созданием новой образовательной среды, способствующей достижению нового уровня образовательных результатов, основанной на комплексном использовании средств информационных и цифровых технологий, обладающих огромными потенциальными возможностями для эффективной организации образовательного процесса.

О том, с какими проблемами приходится сталкиваться педагогу на пути цифровизации, шел разговор на круглом столе «Цифровизация образовательного процесса: успехи, проблемы», организованном для учителей физики и астрономии города Городским центром развития образования. С учетом внесенных изменений в закон «Об образовании в РФ» об обязательной верификации электронных образовательных ресурсов обсуждение велось о российских платформах, компаниях (презентация).

Учитель физики школы № 90 Буданова В.Г. (презентация) поделилась использованием цифровых технологий на уроках астрономии, посетила вместе с коллегами некоторые из ресурсов.
Маркова Т.Н., заместитель директора по УВР школы № 76, предложила учителям побыть учениками и попробовать свои силы на платформе Якласс. Она выделила положительные, в большей степени, и отрицательные моменты этой платформы и цели, которые она достигает с ее помощью.

Принципом работы по подготовке к ГИА и международным исследованиям от изучения кодификатора до использования платформ на разных этапах проработки материала поделилась Комракова Д.В., учитель физики школы 68 (презентация).

С новой платформой Part.A и принципом ее работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ рассказала Боровкова Ю.В., заместитель директора по УВР школы № 18. В реальном времени она показала, как происходит взаимодействие учащихся с чат-ботом при решении образовательной задачи по данной теме.

Присутствующие педагоги задавали всем выступающим уточняющие вопросы, высказывали свои мнения и дополнения по использованию тех или иных ресурсов, обменивались контактами. Встреча прошла плодотворно. О результатах использования новых платформ учителя обещали поделиться на следующих встречах. Участие в круглом столе приняли 22 человека.

25 августа 2021 года состоялся городской информационно-методический семинар для учителей физики г. Ярославля «Повышение качества образования: акценты в работе педагога». Целью данного мероприятия являлось повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов, выработка единой педагогической позиции по акцентам в работе, направленной на повышение качества образования.

Основные вопросы, которые были рассмотрены на мероприятии, посвящены анализу работы за 2020/21 годы и планированию работы по приоритетным направлениям 2021/22 учебного года:

1. Итоги 2020/2021 учебного года
– Повышение квалификации
– ГИА 2021
– ВсОШ
– Сотрудничество с вузами и организациями

В целях ориентации деятельности педагогов МСО на реализацию Концепции модернизации российского образования (предпрофильная подготовка, работа по профориентации) по созданию благоприятных условий для профессионального развития личности школьника 14 апреля 2021 г. для учителей физики была проведена экскурсия на кафедру радиотехнических систем физического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова «Профориентационная работа школа-вуз. Знакомство с работой кафедры РТС».

В рамках встречи учителя познакомились с Научно-исследовательским, опытно-конструкторским направлениями деятельности кафедры, трудоустройством выпускников. Вуз и кафедра активно привлекают к себе широкий круг интересующихся, начиная со школьников и заканчивая любителями физики, проводят общественные лекции, организуют "недели науки" и экспериментальные конкурсы.

Для экскурсантов была представлена "шоу-программа", с которой преподаватели и студенты кафедры выступают перед школьниками. Живой интерес и много вопросов вызвали приборы, изготовленные из подручных средств, но способные выполнить достаточно точные исследования и проекты. Педагоги выказали готовность посетить с экскурсией кафедру РТС со своими учениками, а также использовать ресурсы вуза для проектной деятельности школьников.

Фотографии

В последнее время все чаще звучит вопрос об известном учебнике УМК «Физика 7-9» А.В. Перышкина, Е.М. Гутник: входит ли он в ФПУ, как поступать и чем заменить его, если он исчез с полок магазинов и т.д. Учебник действительно перестал выпускаться, и нам, учителям, придется снова делать выбор из имеющегося перечня, или предстоящего.

Издательство Просвещение предлагает достойную замену знакомому учебнику, близкую по структуре, но имеющую преимущества:

  • основной (программный) и дополнительный материал (не обязательный для изучения, но имеющий задания контекстного характера, применяемого в международной системе оценки качества образования PISA);
  • система заданий, соответствующих новой модели ОГЭ;
  • задачник в конце учебника с новыми, не публиковавшимися ранее задачами;
  • темы проектов и исследований по разделам;
  • задания проектные, исследовательские, экспериментальные, графические;
  • контекстные задания, соответствующие модели PISA;
  • отсутствие готовых домашних заданий (решебников, и отсутствие планов по их выпуску в дальнейшем).

Более подробно с информацией по учебнику можно познакомиться по ссылке https://events.webinar.ru/12017207/7852137/record-new/8001745

18 ноября 2020 г. состоялся информационно-методический вебинар для учителей физики МСО «Анализ результатов диагностической работы по физике в формате ОГЭ – 2020». Целью семинара было ознакомление учителей с результатами диагностической работы по физике, проведенной для учащихся профильных 10 классов, выявление проблемных областей учебного предмета и проведения в дальнейшем соответствующей работы. Анализ результатов представила председатель предметной комиссии по проверке ОГЭ по физике Кузнецова О.В. (презентация)

Диагностическая работа проводилась для всех учащихся 10 классов, изучающих физику на углубленном уровне, вне зависимости их выбора этого предмета на ОГЭ. Это наложило определенный отпечаток на результаты работы. Кроме этого, не предусматривалось выполнение практического задания, что не дает возможности корректно сравнивать результаты работы с предшествующими годами.

Анализ показал, что наиболее проблемными для учащихся являются задания с множественным выбором ответа, работа с информацией из текста физического содержания, задачи с применением нескольких формул. Невысокая справляемость с качественными задачами является следствием незнания учащимися, и, вероятно, учителями, критериев оценивания этих заданий.