2 марта 2022 г. Городским центром развития образования проведен круглый стол для учителей физики по теме «Эффективные практики при подготовке к ГИА по физике». Основными выступающими стали слушатели курсов повышения квалификации «Методика обучения решению задач высокого уровня сложности в ЕГЭ по физике». Они поделились результатами своей работы за время курсовой подготовки и опытом работы с учащимися. В рамках круглого стола были рассмотрены вопросы:

  • Подготовка к ЕГЭ по физике на уроках, Башкова О.В., СШ № 18
  • Подготовка к ЕГЭ по физике на факультативных занятиях, Мариева Т.В., СШ № 62
  • Использование тренировочных работ «Статград» в подготовке к ЕГЭ по физике Виноградова Г.И. и Румянцева Т.В, СШ № 58
  • Особенности раздела «Кинематика» при подготовке к ЕГЭ по физике, Никонова Т.А., СШ № 33
  • Особенности раздела «Динамика» при подготовке к ЕГЭ по физике, Пахомычева В.Э., СШ 84
  • Подготовка учащихся к выполнению заданий по теме «Условия равновесия. Момент силы» Красавин С.Е., СШ № 23

Педагоги обсудили и другие вопросы, вызывающие затруднения у учащихся при подготовке к ЕГЭ, и предложили приемы и техники разрешения возникающих проблем. Высокую оценку выступающим дала председатель региональной комиссии по физике Артемова Т.К., к.ф.-м.н., доцент кафедры инфокоммуникаций и радиофизики ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте

Стратегической задачей развития и важнейшим направлением модернизации российской системы образования является повышение его качества. Рост качества образования напрямую связан с созданием новой образовательной среды, способствующей достижению нового уровня образовательных результатов, основанной на комплексном использовании средств информационных и цифровых технологий, обладающих огромными потенциальными возможностями для эффективной организации образовательного процесса.

О том, с какими проблемами приходится сталкиваться педагогу на пути цифровизации, шел разговор на круглом столе «Цифровизация образовательного процесса: успехи, проблемы», организованном для учителей физики и астрономии города Городским центром развития образования. С учетом внесенных изменений в закон «Об образовании в РФ» об обязательной верификации электронных образовательных ресурсов обсуждение велось о российских платформах, компаниях (презентация).

Учитель физики школы № 90 Буданова В.Г. (презентация) поделилась использованием цифровых технологий на уроках астрономии, посетила вместе с коллегами некоторые из ресурсов.
Маркова Т.Н., заместитель директора по УВР школы № 76, предложила учителям побыть учениками и попробовать свои силы на платформе Якласс. Она выделила положительные, в большей степени, и отрицательные моменты этой платформы и цели, которые она достигает с ее помощью.

Принципом работы по подготовке к ГИА и международным исследованиям от изучения кодификатора до использования платформ на разных этапах проработки материала поделилась Комракова Д.В., учитель физики школы 68 (презентация).

С новой платформой Part.A и принципом ее работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ рассказала Боровкова Ю.В., заместитель директора по УВР школы № 18. В реальном времени она показала, как происходит взаимодействие учащихся с чат-ботом при решении образовательной задачи по данной теме.

Присутствующие педагоги задавали всем выступающим уточняющие вопросы, высказывали свои мнения и дополнения по использованию тех или иных ресурсов, обменивались контактами. Встреча прошла плодотворно. О результатах использования новых платформ учителя обещали поделиться на следующих встречах. Участие в круглом столе приняли 22 человека.

1. Преемственность в обучении физике в основной и старшей школе
1 февраля, 15:30 – 16:30 мск, М. А. Петрова, к. пед. н., почётный работник общего образования г. Москвы, эксперт ЕГЭ, эксперт ОГЭ

Для работы учителя важно, что в учебниках наблюдается одна и та же методическая система изложения материала параграфов, единая система вопросов и заданий после параграфа.
Вебинар будет посвящен вопросам единства линий УМК «Физика 7-9» И.М. Перышкина, А.И. Иванова, Е.М. Гутник, М.А. Петровой и УМК «Физика 10-11» (Б) Г.Я. Мякишева, М.А. Петровой и др.
Автор и той, и другой линии, Петрова Мария Арсеньевна., расскажет:

• для каких целей можно использовать эти линии учебников
• как они помогут учителю сформировать необходимые компетенции учащегося и подготовить их к итоговой аттестации и в 9 классе (ОГЭ), и в 11 классе (ЕГЭ).

Тем самым будут освещены вопросы преемственности линии учебников 7-9 и линии учебников 10-11 «Физика».

Ссылка для регистрации: https://uchitel.club/events/preemstvennost-v-obucenii-fizike-v-osnovnoi-i-starsei-skole/?utm_campaign=es_webinars_february22_personal

25 августа 2021 года состоялся городской информационно-методический семинар для учителей физики г. Ярославля «Повышение качества образования: акценты в работе педагога». Целью данного мероприятия являлось повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов, выработка единой педагогической позиции по акцентам в работе, направленной на повышение качества образования.

Основные вопросы, которые были рассмотрены на мероприятии, посвящены анализу работы за 2020/21 годы и планированию работы по приоритетным направлениям 2021/22 учебного года:

1. Итоги 2020/2021 учебного года
– Повышение квалификации
– ГИА 2021
– ВсОШ
– Сотрудничество с вузами и организациями

В целях ориентации деятельности педагогов МСО на реализацию Концепции модернизации российского образования (предпрофильная подготовка, работа по профориентации) по созданию благоприятных условий для профессионального развития личности школьника 14 апреля 2021 г. для учителей физики была проведена экскурсия на кафедру радиотехнических систем физического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова «Профориентационная работа школа-вуз. Знакомство с работой кафедры РТС».

В рамках встречи учителя познакомились с Научно-исследовательским, опытно-конструкторским направлениями деятельности кафедры, трудоустройством выпускников. Вуз и кафедра активно привлекают к себе широкий круг интересующихся, начиная со школьников и заканчивая любителями физики, проводят общественные лекции, организуют "недели науки" и экспериментальные конкурсы.

Для экскурсантов была представлена "шоу-программа", с которой преподаватели и студенты кафедры выступают перед школьниками. Живой интерес и много вопросов вызвали приборы, изготовленные из подручных средств, но способные выполнить достаточно точные исследования и проекты. Педагоги выказали готовность посетить с экскурсией кафедру РТС со своими учениками, а также использовать ресурсы вуза для проектной деятельности школьников.

Фотографии

В последнее время все чаще звучит вопрос об известном учебнике УМК «Физика 7-9» А.В. Перышкина, Е.М. Гутник: входит ли он в ФПУ, как поступать и чем заменить его, если он исчез с полок магазинов и т.д. Учебник действительно перестал выпускаться, и нам, учителям, придется снова делать выбор из имеющегося перечня, или предстоящего.

Издательство Просвещение предлагает достойную замену знакомому учебнику, близкую по структуре, но имеющую преимущества:

  • основной (программный) и дополнительный материал (не обязательный для изучения, но имеющий задания контекстного характера, применяемого в международной системе оценки качества образования PISA);
  • система заданий, соответствующих новой модели ОГЭ;
  • задачник в конце учебника с новыми, не публиковавшимися ранее задачами;
  • темы проектов и исследований по разделам;
  • задания проектные, исследовательские, экспериментальные, графические;
  • контекстные задания, соответствующие модели PISA;
  • отсутствие готовых домашних заданий (решебников, и отсутствие планов по их выпуску в дальнейшем).

Более подробно с информацией по учебнику можно познакомиться по ссылке https://events.webinar.ru/12017207/7852137/record-new/8001745

18 ноября 2020 г. состоялся информационно-методический вебинар для учителей физики МСО «Анализ результатов диагностической работы по физике в формате ОГЭ – 2020». Целью семинара было ознакомление учителей с результатами диагностической работы по физике, проведенной для учащихся профильных 10 классов, выявление проблемных областей учебного предмета и проведения в дальнейшем соответствующей работы. Анализ результатов представила председатель предметной комиссии по проверке ОГЭ по физике Кузнецова О.В. (презентация)

Диагностическая работа проводилась для всех учащихся 10 классов, изучающих физику на углубленном уровне, вне зависимости их выбора этого предмета на ОГЭ. Это наложило определенный отпечаток на результаты работы. Кроме этого, не предусматривалось выполнение практического задания, что не дает возможности корректно сравнивать результаты работы с предшествующими годами.

Анализ показал, что наиболее проблемными для учащихся являются задания с множественным выбором ответа, работа с информацией из текста физического содержания, задачи с применением нескольких формул. Невысокая справляемость с качественными задачами является следствием незнания учащимися, и, вероятно, учителями, критериев оценивания этих заданий.

Уважаемые коллеги!

В связи с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и ключевой целью национального проекта «Образование» - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования ГК «Просвещение» 08 октября 2020 года с 11-00 мск. проводит Всероссийскую онлайн-конференцию для учителей физики на тему «Учитель физики 21 века: профессиональное развитие в условиях цифрой трансформации образования».

Учительский слет предназначен для учителей физики и методистов институтов повышения квалификации и методических центров, руководителей методических объединений, председателей ассоциаций учителей физики регионов РФ.

В программе слета предусмотрено рассмотрение следующих вопросов:

  • естественнонаучное образование в школе в условиях цифрового обучения;
  • состояние физического образования и оценка качества обучения физике в условиях цифрового образования;
  • применение современных методов обучения, направленных на достижение планируемых результатов;
  • мастер-классы по методике обучения решению задач итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и проведению практических занятий на оборудовании для школ профильного уровня (инженерных классов);
  • методическая поддержка учителя физики в условиях федерального государственного образовательного стандарта;

В онлайн-конференции примут участие ведущие учёные и методисты РФ (см. программу).
Онлайн-конференция начинает работу 08.10.2020 с 11-00 до 18-00 (МСК)

Регистрация для участия в онлайн-конференции: https://events.webinar.ru/28725329/6044145

По окончании конференции участники получат сертификат и методические материалы.

Подробную программу смотреть в документе.

Открытое занятие КПК «Содержание и методика преподавания астрономии в средней школе в условиях ФГОС»

6 мая 2020 года в рамках курса повышения квалификации «Содержание и методика преподавания астрономии в средней школе в условиях ФГОС» состоялось открытое занятие, посвященное электронным образовательным ресурсам по астрономии. В мероприятии приняли участие учителя физики и астрономии – слушатели курсов.

Астрономия – обязательный предмет для изучения в старшей школе. И пусть это только 1 час, но этот час можно провести так, чтобы ученики его запомнили. А в нынешних условиях дистанционного обучения электронные ресурсы как нельзя более стали востребованы. О программах, сайтах и приложениях, которые сделают уроки астрономии и физики яркими, а домашнее задание – интересным, и шла речь на онлайн-конференции.

Методист Булычева И.В.

Презентация
Запись конференции отдельными документами

1. Наглядные и раздаточные материалы

Можно использовать в качестве вспомогательного источника иллюстраций для слайд-шоу. А можно распечатать их на хорошей бумаге и создать целую коллекцию плакатов в классе, или сделать копии небольшого формата, чтобы раздавать на уроке каждому ученику.

2. Конспекты уроков по астрономии

Настоящий источник методической помощи для учителя.
Технологические карты уроков, поурочные разработки, кадры из научных и фантастических фильмов, интересные красочные приложения к каждому материалу и методические рекомендации по использованию наглядных моделей.

3. Рабочие программы по астрономии

Соответствуют ФГОС и удобны тем, что могут использоваться на любых электронных устройствах — материал можно скачать в формате pdf на планшет или ноутбук.

4. Методические пособия

Призваны помочь учителю астрономии, облегчить его деятельность на уроке и освежить подход в обучении предмету.

5. Статьи на космическую тематику

Материалы будут интересны всем, кто увлекается историей освоения космоса, любит узнавать интересные факты из астрономии и просто хочет развить свой кругозор