С 18 по 21 апреля 2022 года прошла I Международная Ассамблея Российской академии образования «Ученик в современном мире: формула успеха». На ней рассматривались следующие вопросы:

  • школьная (не)успешность или трудности в обучении: проблема определения сущности и границ явления;
  • традиционные и инновационные подходы к интерпретации сложностей в школьном обучении;
  • способы прогнозирования и оценки трудностей школьников в обучении;
  • качественные и количественные индикаторы трудностей школьников в обучении;
  • развитие гибких навыков в процессе школьного обучения: теория и практика;
  • школьная (не)успешность и «новые грамотности» школьника;
  • образовательные индивидуальные траектории развития школьников;
  • мотивация школьников к учению: внутренние и внешние факторы.

В научном центре РАО при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в четвертый день Ассамблеи состоялась международная конференция «Психология будущего: от традиции к инновациям» в заочном формате с участием представителей России, Узбекистана, Белоруссии, Приднестровья. От Российской Федерации участвовали исследователи из 11 городов. Все доклады прошли заочный этап отбора экспертным советом. Город Ярославль вместе с другими участниками представляла Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО». Она выступила с докладом «Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников», заострив внимание участников на существующих противоречиях в организации внеурочной деятельности детей, проблемах и методах исследований на уровне начального общего образования.

В докладе были показаны результаты исследований развития познавательных интересов обучающихся, проведённых в ярославской школе. Было доказано, что динамика уровня учебно-познавательного интереса была выше в экспериментальных группах внеурочной деятельности детей, где использовался субъектно-ориентированный подход в проектировании программы курса, организации и проведении занятий.

В рефлексии выступающие и слушатели международной конференции отметили разнообразие и важность обсуждаемых тем, а также практическую ориентированность исследований содержания и форм организации образовательного процесса.

3-4 марта 2022 года в Ярославском государственном педагогическом университете состоялась 76-я Международная научная конференция «Чтения Ушинского». Два дня учёные, методисты и педагоги обсуждали важнейшие вопросы развития образования.

4 марта в Институте педагогики и психологии на факультете социального управления прошла секция «Развитие школьных воспитательных систем». На ней выступали представители муниципальной системы образования:

  • Каймакова С.Ю., заместитель директора по ВР СШ № 3, по теме «Проактивное мобилизационное поведение педагога как основной ресурс развития воспитательной системы школы (опыт инновационной деятельности в региональной программе по развитию личностного потенциала)»,
  • Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО», по теме «Проектирование программы курса внеурочной деятельности обучающихся с учетом субъектно-ориентированного подхода»,
  • Капшай Д.С., заместитель директора по УВР СШ № 52, по теме «Реализация программы «Я – наставник» в школе с целью полного раскрытия потенциала личности ребенка»,
  • Кольцов М. Г., учитель истории СШ № 90, по теме «Опыт управления воспитательной системой класса (на основе анализа опыта работы классного руководителя 7 класса средней школы № 90 города Ярославля)».

Ежегодно чтения Ушинского создают благоприятные условия для повышения собственной компетентности как научных сотрудников, так и педагогов, а также помогают выстроить и укрепить взаимосвязи между участниками образовательного процесса ВУЗа и школы.

      

25 января 2022 года в день Российского студенчества для слушателей КПК «Духовно-нравственное воспитание личности как целевой ориентир современного образования» (руководитель методист МОУ «ГЦРО» Васильева И.Н.) состоялся вебинар «Духовно-нравственное воспитание в школе: из опыта работы МОУ СШ поселка Ярославка ЯМР».

Средняя школа поселка Ярославка является комплексом, где воспитываются и обучаются 339 детей от 1,5 до 18 лет. Команда педагогов во главе с директором, кандидатом педагогических наук Петрушовой Н.А. представила ярославским коллегам систему духовно-нравственного воспитания своего образовательного учреждения.

Победитель регионального конкурса «Воспитать человека», классный руководитель, учитель английского языка Голова М.С. рассказала о волонтерском отряде, в рамках деятельности которого проводятся классные часы и культурно-просветительские мероприятия для младших школьников. Ребята стараются создавать и поддерживать инклюзивное пространство в районе своим общением, добрым отношением, изготовлением нужных и полезных вещей вызвать положительные эмоции у детей-инвалидов, пожилых людей, всех тех, кто в этом нуждается.

Педагоги школы представили работу РДШ в ОУ. Члены общественного движения занимаются культурно-просветительской деятельностью, участвуют в профильных лагерях, фестивалях. Большое место в школе отводится патриотическому воспитанию. Развивается «Юнармия», где занимаются учащиеся с 5 по 11 класс. Создан военно-патриотический клуб, члены которого участвуют в военно-патриотической игре «Победа», в военно-патриотических сборах. Каждый год юнармейцы в день Победы проходят торжественным маршем по Советской площади Ярославля.

Центральное место в школе занимает экологическое воспитание, развитие которого идет по 5 направлениям: научно-познавательному, нравственному, правовому, практическому и эстетическому. На уровне начального общего образования дети занимаются по ДООП «Экознайка». В школе прекрасная ухоженная пришкольная территория с плодово-ягодным и овощным отделами. Цветники создаются по эскизам детей. В учреждении есть живой уголок.

Одними из главных субъектов воспитательного процесса являются родители. Классный руководитель, учитель начальных классов Филиппова Е.А. рассказала о клубе семейного чтения, где родители делятся опытом совместного чтения, участвуют в изданиях литературного альманаха.

Разнообразный и богатый опыт МОУ СШ поселка Ярославка ЯМР по духовно-нравственному воспитанию оказался востребованным для классных руководителей города Ярославля. Это занятие стало подводящим к заключительному занятию, которое состоится уже 27 января 2022 года.

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте

В соответствии с государственным заданием Министерства просвещения Российской Федерации на 2021–2022 годы в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (далее — Институт) проведено обновление примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной в 2020 году. Это связано с существенным изменением нормативно-правовой базы воспитания в Российской Федерации: принятием дополнений в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020-2021 годах, утверждением новых ФГОС начального общего и основного общего образования в 2021 году.

Во время региональных совещаний, проведённых в августе 2021 года, от участников поступило большое количество предложений и комментариев по доработке примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций. Наиболее значительные корректировки внесены в части формулировок ценностно-целевых ориентиров и направлений воспитания детей в общеобразовательных организациях.

На сайте Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования находится проект обновленной рабочей программы, материалы совещаний в регионах. Городской центр развития образования рекомендует ознакомиться с материалами сайта Института и оставить свои предложения по доработке примерной программы воспитания.

Ссылка на материалы

30 ноября 2021 года состоялся городской семинар-практикум «Гражданско-правовое и патриотическое воспитание обучающихся: из опыта работы образовательных учреждений города Ярославля». В нем приняли участие 54 человека. Ведущей семинара была Воскресенская Г.В., руководитель ММО заместителей директора по ВР Кировского и Ленинского районов.

На семинаре были представлены эффективные педагогические практики в области гражданского воспитания детей и молодёжи, обобщен опыт работы 5 образовательных учреждений города Ярославля. Обсуждены выступления следующих участников:

  • «Комплексная программа внеурочной деятельности обучающихся «Правовая грамотность», Альмакаева О.Л., социальный педагог муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 43 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением немецкого языка»»;
  • «Гражданско-правовое воспитание обучающихся в средней школе № 25», Клочкова А.М., заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 25 имени Александра Сивагина»;
  • «Деятельность поискового отряда в контексте гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения», Павлова Л.Ю., заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 27» (презентация);
  • «Волонтеры Победы», Фокина М., региональный руководитель движения Волонтеры Победы;
  • «Развитие кадетского движения в г. Ярославле как эффективной формы патриотического воспитания обучающихся», Тиунчик О.В., заместитель директора ДМЦ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова;
  • «Современные формы и методы патриотического воспитания», Воскресенская Г.В., заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка».

Участникам были показаны фрагменты исследований с детьми, видеофильмов городских конкурсов и уроков Мужества. Педагоги получили практические советы как в современных условиях и с помощью каких форм и методов выстраивать эффективное взаимодействие с детьми. Цикл открытых методических объединений по актуальным вопросам воспитания будет продолжен.

Методист МОУ «ГЦРО» Васильева И.Н.

    

25 октября 2021 года в режиме ВКС состоялся межрегиональный педсовет по теме «Основы государственной политики в области воспитания». Целью его проведения было формирование у педагогического сообщества представления о непрерывном обновленном воспитательном процессе на всех уровнях образования. Во время работы было около 150 подключений.

На секции «Рабочая программа воспитания: от проекта до внедрения» выступала методист МОУ «ГЦРО» Васильева И.Н. Она рассказала о методическом сопровождении проектирования рабочих программ воспитания в общеобразовательных учреждениях города, подробно осветила обновление содержания методической работы с классными руководителями.

На секции был широко представлен опыт города Ярославля. Разнообразные аспекты рабочих программ воспитания представляли команды средних школ № 13, 26, 60. В работе межрегионального педсовета принимали участие методические службы Владимирской и Ивановской областей.

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте

7 сентября 2021 года специалистами МОУ «ГЦРО» был организован всероссийский вебинар «Панорама педагогического опыта классных руководителей как средство мотивации классных руководителей и развития их профессиональной компетентности». Он проводился в рамках всероссийского проекта «Взаимообучение городов».

Модератором вебинара была Бушная О.В., директор МОУ «ГЦРО». На вебинаре был представлен опыт постоянных участников Панорамы: педагогов ОУ и социальных партнеров.

Вниманию участников вебинара, педагогов со всей России, были представлены следующие выступления:

1. «Панорама педагогического опыта классных руководителей как средство мотивации классных руководителей и развития их профессиональной компетентности», Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО»
2. «Запрос на формирование детско-взрослых сообществ: по итогам Z-хакатон», Тарханова И.Ю., директор Института педагоги и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук, профессор.
3. «Муниципальный инновационный проект «Перемена как временной ресурс внеурочной деятельности»», Казакова Д.В., заместитель директора по ВР средней школы № 72.
4. «Актуальные формы коммуникации классных руководителей и детско-взрослых сообществ», Фокина Т.А., заместитель директора средней школы № 18, Тулупова Е.Г., классный руководитель 9 класса средней школы № 18.
5. «Мы вместе: из опыта работы классного руководителя по профессиональной ориентации учащихся», Шевчук А.В., классный руководитель 3 класса средней школы № 10.

Управленцы и педагоги со всей России выразили слова благодарности организаторам вебинара за актуальный и интересный опыт работы. Мы рады, что представленные материалы оказались востребованными участниками вебинара!

МОУ «ГЦРО» выражает слова признательности Тархановой И.Ю., директору Института педагоги и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, доктору педагогических наук, профессору, Казаковой Д.В., заместителю директора по ВР средней школы № 72, Фокиной Т.А., заместителю директора средней школы № 18, Тулуповой Е.Г., классному руководителю 9 класса средней школы № 18, Шевчук А.В., классному руководителю 3 класса средней школы № 10 за участие в вебинаре.

Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО»

Фотографии в группе МОУ "ГЦРО" ВКонтакте

23 марта 2021 г. в режиме ВКС состоялось городское совещание «Условия для социализации и развития личности школьников в рамках воспитательной системы образовательного учреждения» для заместителей директора по ВР города Ярославля. Его проводила начальник отдела дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования мэрии города Ярославля Абрамова Е.Г.

На совещании обсуждались вопросы создания новой рабочей программы воспитания, комфортной образовательной среды ОУ. По проблеме проектирования и реализации новой рабочей программы воспитания выступили: Чиркун О.В., и.о. заведующего кафедрой общей педагогики и психологии, Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО». Луканина М.Ф., директор МУ Городской центр помощи, рассказала о мерах предотвращения буллинга и моббинга в образовательной среде, о роли классного руководителя в создании гармоничных межличностных отношений. Выступающие ответили на вопросы заместителей директора.

И.Н. Васильева, методист МОУ «ГЦРО»

     

С 9 февраля по 31 марта 2021 года в соответствии с планом МОУ «ГЦРО» проводится Панорама педагогического опыта классных руководителей по теме «Создание и развитие детско-взрослых сообществ в урочной, внеурочной деятельности и внеучебной работе».

Цель Панорамы: представить эффективный опыт работы по созданию и развитию детско-взрослых сообществ в образовательной среде.

Задачи Панорамы:

  • расширить знания педагогов об условиях создания, критериях наличия, роли детско-взрослых сообществ в личностном и социальном развитии детей,
  • показать формы и методы развития детско-взрослых сообществ как среды для саморазвития ребёнка,
  • показать содержание деятельности, способствующей формированию гармоничных межличностных отношений в ОУ.

16 февраля 2021 года на платформе ZOOM пройдёт городская конференция «Детско-взрослые сообщества как среда для саморазвития современного ребёнка». В конференции могут принять участие заместители директора по ВР, классные руководители, педагоги-организаторы.

Время проведения: 14-00.

Цель конференции: показать эффективный опыт работы по созданию и развитию детско-взрослых сообществ в образовательной среде.

Модераторы конференции: Васильева И.Н., методист МОУ «ГЦРО», Михайлова Н.С., руководитель ММО заместителей директора по ВР Заволжского района.

Программа городской конференции «Детско-взрослые сообщества как среда для саморазвития современного ребёнка»