ЯГПУ им. К.Д. и КЗЦ "Миллениум" сообщают о расширении просветительского проекта ЯГПУ Кафедра 76 на аудиторию школьников. "Школьная" кафедра будет работать под заголовком "Профессорский урок". Это совместный проект ЯГПУ, КЗЦ "Миллениум" и департамента образования мэрии города Ярославля.
Встречи со школьниками будут ежемесячными. Примечательно, что это будут не обычные лекции, а своего рода киноуроки. Наши ведущие профессора проведут открытые занятия со школьниками с использованием большого числа кинофрагментов. Надеюсь, скучно не будет никому.
"Школьная" кафедра впервые распахнет свои двери в КЗЦ Миллениум 26 февраля 2019 года в 14:30. В этот день пройдет лекция профессора ЯГПУ, декана исторического факультета, доктора исторических наук Андрея Борисовича Соколова. Тема профессорского урока - "Образы исторические в зрительных образах".
Вот, что о предстоящей встрече со школьниками сказал сам А.Б. Соколов:
– Среди многочисленных «поворотов», которые пережила в последнюю четверть века историческая наука, вызывающих упорные и непрекращающиеся дискуссии, есть один, который в большей или меньшей степени принимают все исследователи. Этот «поворот» называется визуальным. Если прежде историки отдавали приоритет письменным текстам, то сегодня широко признано, что изображение так же важно, как исторический источник. В чем сила воздействия зрительных образов? Как их раскодировать? Имеется ли универсальный ключ для расшифровки образов или, по аналогии с языками, каждая культура имеет свой код? Как понять, что у художника «на кончике языка»? Чем визуальные источники полезны историкам для понимания прошлого? Почему работу историка часто сравнивают с работой детектива? В чем «волшебная сила» кино? Как песня может быть созвучна фильму? Почему кинокартину Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» в течение десятилетий с болью и гневом смотрели советские школьники и студенты? Может ли фашизм быть «обыкновенным»? Почему главный идеолог КПСС Михаил Суслов однажды спросил Ромма: «Михаил Ильич, за что Вы нас так не любите?» Как создаются мемориалы памяти? Почему актер Борис Бабочкин, сыгравший роль легендарного комдива в фильме «Чапаев», сказал о своем герое: «Его смерть была неизбежной не от того, что он был отважен до безрассудства, а потому что наступала новая эпоха, и Чапаев как исторический тип, как представитель социальной формации, воплощавшей спонтанную революционную силу народа, должен был уйти»? Чем произведение живописи и фильм важны в работе учителя истории? На эти вопросы мы и будем искать ответы на "профессорском уроке".